Линия обороны от пластмассового мира. «Гражданская Оборона» - «Здорово и вечно». Обзор

Это один из важнейших альбомов группы, он из числа записывавшихся на базе «Аукцыона». «Нас нет!», – кричит лидер ГО Егор Летов и в другой песне добавляет: «Пластмассовый мир победил…». Для музыки из 1989 года, особенно при взгляде из сегодняшнего дня, это слушается как страшное прозрение и обоснованное предсказание – об этом как о трагедии тогда думали очень немногие. Для Егора же напряженность чувствования и неуютность мира были средой обитания.

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА - ЗДОРОВО И ВЕЧНО

Летов никогда не ставил целью понравиться кому-либо, а вот выразить себя и донести свои идеи он, очевидно, планировал, причём не только в слове, но и в подходе к работе. Отсюда и показательный, нарочитый лоу-фай ранних записей, отсюда и выверенный, бескомпромиссный звук альбомов завершающего периода. Данный же стоит на середине этого пути.

Альбом входит в число фонограмм, которые записывались в Санкт-Петербурге, а для завершения работы перевозились в Омск. Основу группы тогда составляло трио: Егор Летов  (голос, гитары, бас, шумы), Кузьма Уо Рябинов (гитары, бас, голос, шумы) и Аркадий Климкин (ударные, подпевки). В записи участвовали также Джефф Жевтун и Янка Дягилева. Для переиздания 2007-го сам Егор и Наталья Чумакова проводили пересведение и реставрацию, а в 2019-м Наталья уже, увы, одна делала новый мастеринг. В результате, альбом выведен на редкий уровень энергетики – виниловый вариант звучит очень мощно.

Все песни 1988 года, треклист ровный, манера – агрессивная. Отметим беспокойную, будто ищущую выход вещь «Моя оборона» и гипнотически самоуглублённую композицию «Всё, как у людей» с подпевками Янки, завершающую альбом авангардным нойзом, придавая ему трагическую и серьёзную окраску. Эти вещи выделял и сам Егор.

Это очень безысходная музыка. Кажется, что человек, его мысль, его творчество отчаянно прорываются сквозь липкую клейковину Матрицы, российский сектор которой на обложке обозначен бездушной геометрией труб и проводов. Она далека от изощрённого классического психодела оформления альбомов Летова типа «Прыг-скок» или последних релизов группы. А музыка это настроение развивает и углубляет. Тут-то и сплетаются ненормативная лексика и лоу-фай, противостояние с системой и участие в прокоммунистических политических платформах, складывается представление о группе как о панк-коллективе, который играет не панк, и рок-группе, далёкой от массового понимания рок-музыки.

Эти записи оказываются теперь чем-то бОльшим, чем музыка своего времени, звучат, как гимн мира, противостоящего успокоившейся цивилизации пост-пинкфлойда, где вершиной эпатажа становятся мытые кудряшки до плеч и тигровые лосины. У ГО же всё всегда было наоборот, и то, что это искусство состоялось – заслуга Летова. Он единственный из тех, кто был у нас так известен и смог выдержать давление системы, не пойдя на компромиссы – ни на стилистические, ни на социальные, ни на эмоциональные.

Эту статью прочитали 3 739 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий