Через века. Элен Гримо: Моцарт и Сильвестров. Обзор

Наличие сочинений Вольфганга Амадея Моцарта и Валентина Сильвестрова в одном альбоме может показаться неожиданным… Элен Гримо, однако, доказывает неслучайность этого сочетания: вербально – во фрагментах аннотации к альбому The Messenger – и музыкой, которую исполняет вместе с камерным оркестром Camerata Salzburg.

Сохранить и прочитать потом —       

HELENE GRIMAUD - THE MESSENGER

Пианистка размышляет о времени и его формах, о гениальности, о культурной традиции, о том, какое значение музыка имеет для людей в сегодняшнем охваченном пандемией мире. Гримо и предложенная ею программа показывают, что время имеет разные измерения: хронологическое, биографическое, культурное, эмоциональное… Перебрасывая арки из настоящего в прошлое, артистка задумывается о будущем и принимает на себя роль музыкального вестника, посланника (Messenger)…

Более двух веков разделяют Моцарта и родившегося на Украине в 1937-м Сильвестрова. Но музыка и эстетика композиторов при разных масштабе и значении обнаруживают немало общего: это ясность языка, прозрачность структуры, изысканность мелодий и гармоний. Сильвестров явно преклоняется перед австрийским гением, боготворит его, о чем можно судить хотя бы по проникнутой моцартовским духом оркестровой версии The Messenger (на диске есть также The Messenger для фортепиано соло, оба сочинения написаны в 1996 году). Любование этой музыкой просвечивает и в бережном, тактичном звуке рояля Элен Гримо, и в игре Camerata Salzburg.

Моцартовская часть программы включает в себя две знаменитые фантазии: неоконченную ре минор K 397 (незавершенность ее, впрочем, не ощущается) и до минор К 475. Они служат обрамлением не менее популярного концерта для рояля с оркестром № 20 К 466 – одного из самых драматически насыщенных сочинений Моцарта. В его наследии это одни из немногих произведений, написанных в миноре. Совершенно естественно после окончания ре-минорной фантазии, по задумке пианистки почти без паузы, начинает звучать оркестровая экспозиция ре-минорного концерта. Столь же логичен переход от до-минорной фантазии (первой на второй стороне диска) к оркестровой The Messenger Сильвестрова.

HELENE GRIMAUD - THE MESSENGER

Опорами выстроенного Элен Гримо временнóго моста служат также фигуры Бетховена, Шуберта и Вагнера, которые в опусах Сильвестрова, преломленные творческим сознанием нашего современника, как бы просвечивают сквозь толщу веков.

Бетховен написал каденции к первой и третьей частям своего самого любимого концерта Моцарта, 20-го; обе представлены на пластинке. Дух Шуберта и Вагнера присутствует в «Двух диалогах с постскриптумом» для фортепиано и струнного оркестра (2001). Таким образом, альбом открывает многочисленные эмоциональные, ментальные и культурные связи прошлого с настоящим.

Музыкальные достоинства релиза дополняются акустическими: режиссер выстроил звучание крупное, полнокровное, с прозрачной, просторной и точно детализированной панорамой. Запись осуществлена в Зальцбурге в январе 2020 года.

HELENE GRIMAUD - THE MESSENGER

Эту статью прочитали 960 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделитесь статьёй:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий