Загадки гениальности. Krystian Zimerman — Chopin. 4 Ballades, Barcarolle, Fantasie. Обзор

В репертуарах пианистов совершенно особое место занимает музыка Фридерика Шопена, которого Антон Рубинштейн назвал «духом, душой фортепиано». Его произведения ставят перед исполнителями художественные задачи самой высокой сложности.



Виниловая пластинка KRYSTIAN ZIMERMAN - CHOPIN: BALLADES, BARCAROLLE, FANTASIE

Варшавский конкурс пианистов имени Шопена считается одним из самых престижных. 1975 год – один из самых памятных в истории этого музыкального состязания. Тогда его победителем стал 18-летний поляк Крыстиан Цимерман, который получил также специальные призы за исполнение мазурок, полонеза и сонаты. Это событие, а также последующее развитие музыканта вписали его имя в ряд крупнейших шопенистов за всю историю фортепианного искусства и сделали одним из самых значительных пианистов современности.

Как верно говорится в аннотации к данной пластинке, Шопен неизмеримо больше, чем просто композитор, писавший для пианистов. Уникален его мелодический и гармонический дар, тонкое чувство музыкальной формы проявляется как в небольших пьесах вроде прелюдий, так и в крупных сочинениях, таких как сонаты, баллады или фа-минорная фантазия Op. 49. Искусство представляет собой непростое и противоречивое сочетание интеллектуального и эмоционального начал (аполлонического и дионисийского, если прибегать к терминологии Ницше). В последние десятилетия этот баланс все больше смещается в сторону интеллектуализма (триумф цифры), что позитивно отражается на представлении и восприятии одной музыки и негативно – на другой, в первую очередь, сочинений композиторов-романтиков XIX столетия. Шопен – первый среди них. Из-за стремления максимально точно рассчитывать и взвешивать компоненты интерпретации во избежание всего случайного и неподвластного рассудку страдает самое важное, что есть в Шопене – спонтанность, импровизационность, непредсказуемость и индивидуальность интонации. В результате Шопен предстает не мятущимся, обуреваемым страстями человеком и художником, каким он был на самом деле, а посетителем модных спа-салонов и парикмахерских с оттенком глянца…

Крыстиан Цимерман – один из редчайших (особенно сегодня) музыкантов, которым удается находить баланс мысли и чувства, а также разгадывать сокровенные тайны музыки Шопена. Артист проникает в самую суть исполняемых произведений, его звук, фразировку, туше невозможно описать. Подлинных шопенистов можно перечесть по пальцам. Польский пианист стоит в одном ряду с Альфредом Корто, Артуром Рубинштейном и Владимиром Софроницким… Удивительно, что при неизменной индивидуальности и свежести высказывания пианизм Цимермана безупречен и в чисто формальном, техническом, отношении. Исполнитель как бы принял эстафету от Бенедетти-Микеланджели.

Цимерман записал пластинку с четырьмя балладами, «Баркаролой» и «Фантазией» в Германии в июле 1987 года. Великолепное звучание 180-граммового винила не оставляет места критике. При прослушивании диска ощущаешь себя в середине партера зала с идеальной акустикой. Рояль играет ровно по регистрам и объемно; богатый тембр инструмента исчерпывается записью до самого дна, слышны струны, молоточки, дерево.

Из всего сказанного вытекает высочайшая рекомендация этому редких достоинств изданию.


Крыстиан Цимерман на виниле в нашем каталоге

Этот обзор прочитали 1 818 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий