В форме груши. Альдо Чикколини – Сати. Обзор

Музыка Эрика Сати – в том числе, представленные на этой пластинке фортепианные опусы – стимулирует размышления о смысловых различиях между «простым» и «примитивным».



Виниловая пластинка ALDO CICCOLINI - SATIE

Декларируемые композитором на протяжении всей его жизни бедность, даже скудость сочинительских средств и тяготение к компактным формам сочетались с его столь же небогатой жизнью: по воспоминаниям современников Сати был аскетичен «по убеждению». С конца 1880-х Сати зарабатывал на жизнь игрой на фортепиано в популярном парижском кабаре «Черный кот» на Монмартре. Позже он стал официальным композитором основанного Жозефом Сар-Пеладином ордена розенкрейцеров храма Грааля, а после выхода из него основал «Соборную церковь искусства Иисуса путеводного», единственным адептом которой и являлся. Сати прошел путь от почти полной безвестности до узнавания и острого интереса. Признано влияние его музыки на творчество Дебюсси, Равеля и Стравинского, а также композиторов «Шестерки», для которых Сати был эталонной фигурой. Несомненно и то, что он стал предтечей тех, кто придерживался стиля музыкального минимализма.

На диске представлены произведения Эрика Сати разных периодов творчества в исполнении итальянского пианиста Альдо Чикколини. Выход этой пластинки в 1956 году дал толчок широкой и все возрастающей популярности музыки французского композитора, о чем свидетельствует и недавнее переиздание исторического альбома.

Виниловая пластинка ALDO CICCOLINI - SATIE

Открывается программа «Тремя пьесами в форме груши» (Trois Morceuax en forme de poire, 1903), которые как бы вводят слушателя в мир Сати, представляя почерк и стиль композитора. В кратких опусах с их монотонным ритмом и архаикой, подсвеченной псевдоориентальными интонациями, вопреки их названию нет ничего экстравагантного. «Пьесы» исполняются на рояле в четыре руки, но нет указаний, кто выступил партнером Чикколини во время записи.

Источником вдохновения для «Гимнопедий» (Gymnopēdies, 1888) и «Гносьенн» (Gnossiennes, 1890) стали образы античности (гимнопедии – танцы юношей в Спарте, а гносьенны – женщины с острова Кносс).

В середине второго десятилетия ХХ века написаны циклы «Вековые и мгновенные часы» (Heures seculaires et instantanēes), «Три изысканных вальса пресыщенного жеманника» (Les Trois Valses distinguēes du prēcieux dēgoûtē) и «Предпоследние мысли» на темы Дебюсси, Дюка и Русселя.

Виниловая пластинка ALDO CICCOLINI - SATIE

Музыка Эрика Сати погружает в атмосферу чистоты и незамутненности. В ней много простоты (но не примитивности!), прозрачности и хрупкости. В очаровательных пьесах особым образом сочетаются непосредственность детского восприятия мира (при всей внешней простоте и антивиртуозности эти сочинения нельзя назвать школьными) и мудрый взгляд взрослого. Наконец, они очень французские по своей внутренней сути – при прослушивании возникают характерные для национального искусства образы воды, воздуха, мягкого света сквозь листву…

Альдо Чикколини исполняет музыку, которую любит, что отражается в каждой сыгранной пианистом ноте. Сати обрел вторую жизнь в значительной степени благодаря таланту артиста. Откликнувшись на смерть Чикколини в 2015 году, «New York Times» назвала его «поборником Эрика Сати».

Некоторая шероховатость звучания пластинки (запись осуществлена в феврале и марте 1956 года в Париже) ничуть не мешает прослушиванию. Музыка и ее звучание пробуждают мысли об утекшем времени, о старой Франции, раннем утре в парижском кафе, когда столики еще пусты, но пианист уже вышел на работу...


Музыка на виниле в нашем каталоге

Этот обзор прочитали 2 063 раза
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий