Роберто Фонсека: новый взгляд на кубинский джаз

Что для нас музыкальная Куба? Как ни странно, все еще Buena Vista Social Club. Мы почти ничего не знаем о кубинском рэпе и реггетоне, вообще ничего — о кубинском роке, если таковой есть… но вот кубинский джаз нам известен еще с советских времен. Его история продолжается, и весьма успешно: лучший пример этого — мультиинструменталист (прежде всего пианист) Роберто Фонсека, который считает своей главной задачей «выразить максимум чувств минимальным количеством нот».



Кубинский джазмен Роберто Фонсека

…Он родился в 1975 году в Гаване, в музыкальной семье (мать — певица, отец — барабанщик). Увлекался ударными, сел за пианино в 8 лет, а сочинять музыку стал в 14, когда от поклонения The Beatles он перешел к восхищению грандами американского джаза, классикой соула и фанка. Через год его выступление стало откровением для зрителей Международного джазового фестиваля Jazz Plaza в Гаване, затем он закончил гаванский Instituto Superior de Arte и дебютировал в грамзаписи — сначала в составе группы Temperamento, основанной им вместе с саксофонистом Хавьером Зальба, а затем и как сольный исполнитель.

Его заметили ветераны, легенды Кубы: сначала он заменил умершего Рубена Гозалеса в Buena Vista Social Club, потом Ибраим Феррер пригласил его в свой концертный состав; после этого он отправился на джаз-фестиваль в Токио вместе с Омарой Портуондо, где выступал на одной сцене с Херби Хэнкоком, Майклом Брекером и Уэйном Шортером. Когда Феррер решил исполнить мечту всей своей жизни и собрать вместе все свои любимые болеро, для записи альбома, его аранжировки и продюсирования он пригласил именно Фонсеку. Альбом, названный Mi Sueno, стал последней работой Ибраима Феррера — и, возможно, одной из главных; заслуга Роберто Фонсеки в этом неоспорима.

Работа с великими принесла свои плоды; альбом Zamazu (2007) стал вехой для Фонсеки. Собрав вместе более двадцати музыкантов, среди которых были и Омара Портуондо, и Карлиньош Браун, и Хавьер Зальба, Роберто свел вместе сразу несколько традиций — афрокубинскую, академическую, джазовую и сугубо кубинскую. Его приняли во всем мире — одна из композиций альбома даже появилась в саундтреке голливудского фильма «Хэнкок».

Умение и дар Фонсеки — в том, как умело и точно он использует собственную фантазию: ее полет не ограничен ничем, кроме вкуса и чувства меры. Именно поэтому он стал сопродюсером проекта Havana Culturа, собравшего лучших молодых кубинских музыкантов, работающих в самых разных жанрах, от афроджаза до реггетона; вряд ли кто, кроме Фонсеки, мог стать в этом деле партнером британского диджея Жиля Петерсона. Те же качества привлекли к нему и французского дизайнера Аньес Б — именно музыка Фонсеки в его собственном исполнении звучала на ее показе в Париже.

Фонсека умеет сделать так, что культура «латино» перестает быть яркой экзотикой, но становится частью чего-то более важного. Он приглашает для совместной работы кабовердианку Майю Андраде или американца Рауля Мидона, выступает вместе с малийской певицей Фатуматой Диавара, но помнит и о корнях — именно они так ярко звучат в альбоме 2016 года ABUC (слово «Куба» наоборот); здесь он буквально купается в звуковой стихии острова Свободы — но не позволяет ей занять на альбоме место автора. Его, Фонсеки, места.

Недавний альбом Роберто Фонсеки Yesun записан в Париже; в работе над ним приняли участие франко-ливанский трубач и композитор Ибрагим Маалуф, американский тенор-саксофонист Джо Ловано, кубинская ареньи- и рэп-исполнительница Данай Суарес и кубинский акапелльный женский квартет Gema 4. «Yesun — это отражение всех моих вдохновений, моего образа мышления; отражение реальных историй, происходивших на моих глазах или рассказанных мне», — говорил Фонсека. Судя по всему, это — еще один рубеж: в общую медийную историю альбома включены не только видеоклипы, но и концертные видеозаписи, и постеры, которые готовились специально к каждому залу, где выступал Роберто с программой альбома.

Заслуга Роберто Фонсеки не в том, что он, как не раз писали, возродил славу кубинского джаза — она никогда не пропадала. Этот серьезный и вдумчивый, все еще молодой человек сделал для Кубы больше: он ввел ее в мировой музыкальный контекст, обозначив не только как место, откуда уезжают, но и место, куда возвращаются. Недаром он все еще живет в самом центре Гаваны.


Роберто Фонсека на виниле в нашем каталоге


Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", сентябрь 2021 г. www.salonav.com

Эту статью прочитали 1 956 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий