Волшебство музыки и звука. Antal Dorati - Stravinsky: The Firebird - Complete Ballet. Обзор

Игорь Стравинский – один из самых бескомпромиссных и радикальных революционеров в музыке. Во всяком случае, таким он видится в искусстве XX века. Наше восприятие композитора, однако, контрастирует с его собственным высказыванием о себе: «Я был рожден не вовремя. По темпераменту и склонностям мне надлежало, как и Баху, хотя и иного масштаба, жить в безвестности и регулярно творить для установленной службы и Бога. Я устоял в мире, в котором был рожден… я выжил… несмотря на торгашества издателей, музыкальные фестивали, рекламу…».



Antal Dorati - Stravinsky: The Firebird - Complete Ballet

«Жить в безвестности» не довелось музыканту, с которым связаны самые громкие сенсации, перевороты и даже скандалы в музыкальной жизни прошлого столетия. Творческими усилиями Стравинского и Сергея Дягилева революционная ситуация сложилась в начале 1910-х в Париже во время знаменитых «Русских сезонов». Представленные парижской публике балеты «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913) оказались манифестом нового искусства. Эти три премьеры стали шоком, а вызвавшую громкий скандал и радикально обновившую музыкальный язык «Весну священную» даже сравнили со взрывом бомбы; позже ее музыку назвали «гигантским маяком XX века» (А. Казелла). Стравинский утверждал, что балет – это «единственная форма сценического искусства, которая ставит в краеугольный камень задачи красоты – и более ничего».

Этими тремя опусами открывается первый – «русский» – период творчества мастера, названный так не по географическому признаку (в то время Стравинский жил, в основном, за границей), а из-за проявившегося в его творчестве глубоко национального музыкального мышления. О «неистребимом русском духе» музыки Стравинского говорил Шостакович.

Antal Dorati - Stravinsky: The Firebird - Complete Ballet

Сценаристом и хореографом «Жар-птицы» стал любимый партнер Дягилева и Стравинского Михаил Фокин, художественное оформление спектакля создавали А. Головин и Л. Бакст, тоже значительные фигуры в русском искусстве.

Данная пластинка серии Mercury Living Presence представляет музыку балета в исполнении Лондонского симфонического оркестра под управлением Антала Дорати, который среди дирижеров может считаться чемпионом по количеству выпущенных записей. Лондонский симфонический и прославленный маэстро – это своеобразные знаки высочайшего артистизма.

Но еще более примечательно в этом издании другое: непревзойденный аудиофильский уровень качества звучания. Это едва ли не лучшая запись оркестра, которую можно себе представить (а ведь партитура балета Стравинского – одна из самых сложных в оркестровой литературе). Прослушивание пластинки для чуткого уха доставляет редкое наслаждение. Высококлассное звучание премиального уровня вообще является отличительной чертой изданий Mercury Living Presence.

Antal Dorati - Stravinsky: The Firebird - Complete Ballet

Однажды Стравинский остроумно высказался об арфе (музыкантам известно, что этот инструмент плохо держит строй, отчего его нужно часто настраивать). «90 процентов времени арфисты настраивают свои арфы, а оставшиеся 10 процентов играют на расстроенных». Немного перефразировав, эти слова можно отнести к некоторым аудиофилам, столь рьяно ищущим идеальный звук, что до музыки и дело не доходит… У пластинки упомянутого выше лейбла с «Жар-птицей» Стравинского есть все, чего только можно желать: на высочайшем уровне здесь и музыка, и ее исполнение, и звучание.

Antal Dorati - Stravinsky: The Firebird - Complete Ballet

Настоятельную рекомендацию к приобретению данного альбома можно дополнить советом обратить внимание на другие (все) релизы Mercury Living Presence.

Этот обзор прочитали 1 688 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий