10 наиболее значимых синтезаторов и драм-машин 80-х

Познакомьтесь с устройствами, которые определили звучание десятилетия.

Музыка каждого десятилетия обладает определяющим ее характерным звучанием. Движимая новыми трендами или же вступающая в протидействие с уже устоявшимися, она никогда не стоит на месте.

Тем не менее, в 1980-х, когда электронная революция добралась до написания музыки и были изобретены совершенно новые виды инструментов с неслыханным ранее звуком, был сделан гораздо больший, чем когда-либо до этого, шаг вперед.

В 1980-х позволившие его совершить устройства наконец стали более доступными. Это означало, что теперь рок-гиганты, ищущие нового звучания, и недавно появившиеся, едва способные сыграть несколько нот группы находились в похожих условиях.

Все это стало возможным благодаря вполне определенным устройствам, которые воплощали технологические прорывы своего времени.

Ниже мы перечислили 10 наших любимых моделей оборудования, которые стали знаковыми для музыки 80-х. Если вы хотите вернуть звучание золотой эпохи инноваций, то понадобятся именно эти инструменты, не важно — в форме реальных устройств или программных копий.

10. Драм-машина Oberheim DX/DMX

DMX была создана Томом Оберхаймом в ответ на выход Linn LM-1 Drum Computer. Пускай в свое время она получила меньше внимания, чем семплерная драм-машина Роджера Линна, но DMX удалось занять свою нишу в нью-вейве, хип-хопе и поп-музыке.

Как и в Linn, в DMX использовались семплы реальных ударных. 24 семпла, если быть точнее. По современным стандартам такой набор можно считать более чем скромным, но из устройства можно было выжать большое количество разнообразных звуков. Сделать это позволяла настраиваемая высота семплов и наличие 8 выходов, при помощи которых разные инструменты обрабатывались независимо.

К тому же можно было установить чипы памяти с альтернативными звуками, и даже записать собственные при помощи выпускаемого Оберхаймом монофонического семплера Prommer. Устройство существовало в трех версиях: стандартная DMX, упрощенная DX, и расширенная Stretch DX.

Можно услышать:

  • The Sisters of Mercy: First and Last and Always
  • New Order: Blue Monday
  • Pet Shop Boys: West End Girls

9. Синтезатор Roland D-50

Добавив к звуку немного реверберации можно достичь весьма впечатляющих результатов. Сложно найти более явное тому доказательство, чем сверхпопулярный синтезатор Roland D-50, возглавлявший чарты с 1987 года. Располагавший комбинацией 8-битных семплированных атак, петель и синтезированных волн, D-50 был инструментом, который разжег в индустрии интерес к основанному на семплировании синтезу.

Он был и по-прежнему остается синтезатором с впечатляющим звучанием и изобилием звонких колоколов и атмосферных звуков. При его программировании была проделана потрясающая работа по созданию вдохновляющих тембров. Во многом их характерное звучание складывалось из использования эффектов реверберации, которые щедро применялись для скрытия артефактов и шероховатостей при зацикливании семплов.

Технические ограничения, которые сейчас можно считать характерным особенностями, не оказали существенного влияния на успех модели. По всему миру компанией Roland было продано более 200 000 устройств.

Можно услышать:

  • Prince: Lovesexy
  • Sting: Dream of the Blue Turtles
  • Michael Jackson: Bad

8. Синтезаторы PPG Wave 2.2/2.3

Небольшую немецкую компанию PPG основал Вольфганг Палм при финансовой поддержке пионеров синтезаторной музыки Tangerine Dream.

В синтезаторах Wave 2, 2.2 и 2.3 разработчики отказались от аналоговых осцилляторов, заменив их волновыми таблицами на основе семплов, после которых сигнал проходил через традиционные аналоговые фильтры и усилители. Низкое разрешение, грубость звучания и большое количество артефактов в сумме создавали неповторимый характер модели.

Временами оно было резким, металлическим и захватывающим. А его бас мог отслаивать с зубов эмаль. Представлявшее собой воплощение 80-х, устройство с тех пор было возрождено в аппаратных и программных синтезаторах компании Waldorf.

Можно услышать:

  • Rush: Grace Under Pressure
  • Propaganda: A Secret Wish
  • Gary Numan: Berserker

7. New England Digital Synclavier

От более чем высокой стоимости до чопорности выпускающей его компании: все в Synclavier говорило о его эксклюзивности. Выпущенный в самом конце 70-х Synclavier, можно сказать, вошел в состав стандартного оборудования для студий. Доступная только для богатых, эта интегрированная система включала 16-битный семплер, FM- и аддитивный синтез и возможность цифровой записи. С его помощью можно было даже печатать ноты.

Сейчас такими характеристиками сложно кого-то удивить, но в начале 80-х они обошлись бы в целое состояние.

Можно услышать:

  • Hall & Oates: Big Bam Boom
  • Laurie Anderson: Mister Heartbreak
  • Scritti Politti: Provision

6. Синтезатор Roland Jupiter-8

Кто сказал, что все выдающиеся модели аналоговых синтезаторов были сделаны в 70-х? Особенно учитывая, что последним словом в этом направлении можно считать синтезатор Jupiter-8 от компании Roland. Этот прекрасный и обладающий внушительными размерами инструмент собрал и довел до совершенства все, что сделано до него.

Всего 2000 произведенных устройств оказалось вполне достаточно для того, чтобы модель смогла оказать существенное влияние на музыку 80-х. 8 голосов, которые можно было разделить между двумя зонами или наложить друг на друга, два осциллятора на каждый голос, фильтры низких и высоких частот и даже XLR-выходы – все это делало Jupiter первоклассным инструментом с широкими возможностями. Поздние версии модели были оснащены разработанным компанией Roland интерфейсом DCB, что позволяло при наличии секвенсора MC-4 Microcomposer использовать его для управления воспроизведением.

Также можно было синхронизировать арпеджиатор с драм-машинами Roland. До повсеместного распространения MIDI наличие такого функционала было редкостью. Сейчас найти Jupiter-8 становится все сложнее, а те, у кого есть инструмент, не спешат с ним расстаться.

Можно услышать:

  • Michael Jackson: Thriller
  • Tears for Fears: Songs From the Big Chair
  • The Cars: Heartbeat City

5. Ensoniq Mirage

Только представьте: 8-битные семплы с максимальной частотой дискретизации 32 кГц, секвенсор с памятью на 333 ноты, 144 килобайта оперативной памяти и привод для чтения дискет с двойной плотностью. Такие характеристики могут рассмешить.

Тем не менее это именно то, что предложила компания Ensoniq в модели Mirage, продав в итоге более 30 000 устройств. Все дело заключалось в том, что в 1985 году семплирование было доступно только избранным. Рядовому музыканту эта технология была не по карману, так как Fairlight, Synclavier и Emulator стоили десятки, если не сотни, тысяч долларов. Ensoniq в одночасье нарушили устоявшийся в индустрии порядок, выпустив Mirage, цена которого была меньше двух тысяч долларов.

Обладающий восьмиголосной полифонией, чувствительной к силе нажатия клавиатурой с возможностью разделения на зоны, функцией наложения тембров и резонансными аналоговыми фильтрами, Mirage принес профессиональное семплирование в массы.

Не обошлось, конечно, и без компромиссов. Программирование приходилось осуществлять при помощи всего нескольких кнопок и дисплея, информация на котором отображалась в шестнадцатеричной системе счисления. Тем не менее, инструмент предлагал широкие возможности для тех, кого не пугали особенности работы с ним. К счастью, сторонние компании предлагали более удобные программные интерфейсы.

Mirage и по сей день выделяется редко встречающейся возможность загрузки в память сторонних операционных систем, которые фактически превращали его в абсолютно другой инструмент. Отличным примером такой системы является до сих пор доступная SoundProcess, которая превращает Mirage в 16-канальный мультитембральный цифровой синтезатор.

Несмотря на то, что современные инструменты по всем параметрам превосходят Mirage, благодаря своему резкому компрессированному звучанию он все еще востребован среди хип-хоп- и индастриал-музыкантов.

Можно услышать:

  • Skinny Puppy: Mind: The Perpetual Intercourse
  • Janet Jackson: Control

4. Синтезатор Yamaha DX7

В 80-х от синтезаторов было нигде не укрыться, и чаще других встречалась именно эта модель. Представленный миру в 1983 году, он использовал полностью цифровую технологию FM-синтеза от компании Yamaha и не вполне заслуженно считался сложным в программировании. Не то чтобы это имело большое значение для большинства пользователей, которым было достаточно для счастья и звонкого звука с заводскими настройками.

После многих лет использования исключительно аналоговых синтезаторов музыканты с восторгом приняли обладающие мягким прозрачным характером тембры DX7. В результате радиоэфир продолжительное время не покидали звуки колоколов, цифровых эмуляций электропиано Rhodes и резких басов.

Это был первый большой хит среди синтезаторов. В период с 1983 по 1987 год было продано умопомрачительные количество этих устройств — 160 000. Yamaha выжала из технологии все что смогла, занимаясь производством обновлений и ответвлений модели немного дольше, чем следовало бы. Инструмент стал одним из главных стимулов для появления индустрии звукового дизайна и заставил других производителей синтезаторов глубоко переосмыслить свой подход к созданию устройств.

Можно услышать:

  • Julian Lennon: Valotte
  • U2: The Joshua Tree (Brian Eno credited with DX7)
  • Mr Mister: Broken Wings
  • Почти везде

3. Fairlight CMI

Fairlight CMI был создан австралийцами Кимом Райри и Дэвидом Вогелем на основе разработанной и предоставленной им по лицензии инженером Тони Фёрсом технологии. Модель была явлена синтезаторному сообществу в 1979 году. Разработанный для применения в качестве музыкальной рабочей станции инструмент совершил переворот в индустрии благодаря предложенной в нем технологии семплирования.

На протяжении десятилетия было выпущено несколько версий Fairlight, в каждой из которых происходило улучшение характеристик устройства. Наиболее современная ревизия предоставляла возможности 16-битного семплирования с частотой дискретизации 100 кГц и увеличения объема памяти для хранения практически получаса семплированного аудио. Просто поразительно!

Помимо этого, инструмент позволял использовать для создания тембров FFT-синтез и обладал функцией редактирования формы волны при помощи светового пера и дисплея. Секвенсор Fairlight под названием Page R не сильно уступал по популярности его семплеру, предлагая возможности программирования партии ударных и целых 80 полифонических дорожек.

По меркам 80-х модель обладала нешуточными технологиями, и цена у нее была соответствующая. Другими словами, получить в распоряжение инструмент могли очень немногие. Тем не менее, он привлек достаточно покупателей для того, чтобы превратить его семплы «оркестрового удара» и сякухати в характерные для 80-х клише.

Можно услышать:

  • Thomas Dolby: Aliens Ate My Buick
  • ABC: The Lexicon of Love
  • Yes: 90125

2. E-MU Systems Emulator

Смешно представить, что обладавший стоимостью в 10 000 долларов Emulator когда-то представлял собой прорыв в ценовой политике для устройств своего класса. И тем не менее в 1981 году это было именно так, поскольку ближайший конкурент этой модели стоил дороже в два с половиной раза.

Вдохновленный Fairlight CMI, драм-машиной LM-1 и дилеем Publison, глава E-MU Дейв Россум принял решение создать сфокусированный на технологии семплирования инструмент. Сделал он это весьма своевременно, так как полученные ими отчисления от предоставленных для синтезатора Prophet-5 технологий вот-вот должны были закончиться, что грозило компании наступлением не лучших времен.

Изначальная версия созданного Россумом и его партнером Скоттом Уэджем восьмиголосного клавишного семплера была, откровенно говоря, достаточно примитивной. В ранней версии отсутствовал фильтр и даже полноценный управляемый усилитель, а отпущенная клавиша не останавливала воспроизведение семпла.

К счастью, вскоре было выпущено обновление модели, в котором инструмент получил недостающий управляемый усилитель, фильтр и работающий в реальном времени секвенсор.

Разумеется, инструмент пользовался большим спросом, и за счет его продаж счета E-MU вскоре значительно пополнились. В какой-то степени своей популярностью он обязан использовавшим его Стиви Уандеру, который получил самый первый выпущенный инструмент, и Вангелису.

Можно услышать:

  • Jean Michel Jarre: ZooLook
  • John Foxx: The Garden

1. Linn Electronics LM-1 Drum Computer

До LM-1 звуки, которые производили драм-машины, были похожи на щелчки, шипение и стрекотание электрических кузнечиков. Дело в том, что до совершенного Роджером Линном прорыва все драм-машины для создания звука ударных использовали технологии аналогового синтеза. Большинство из них были непрограммируемыми устройствами для создания аккомпанемента, которые мало что могли предложить профессиональным музыкантам — за исключением Roland CR-78, их обходили стороной.

Появившаяся на их фоне LM-1 предлагала настраиваемые по высоте 8-битные семплы ударных, возможность сохранения 100 запрограммированных паттернов и 8 песен, не говоря уже о великолепной функции шаффла. LM-1 наконец-то дала профессионалам инструменты, необходимые для создания качественного сопровождения, которое можно было использовать для записи песен. Барабанщики были не в восторге.

Оглядываясь в прошлое, сложно недооценить влияние, которое оказали эти 12 засемплированных звуков. Да, их было всего 12. С частотой дискретизации 28 кГц без применения фильтров. Но они были удивительно приятными на слух и при умелом программировании звучали весьма убедительно.

За счет высокой цены в 4 995 долларов устройство было недоступно для обычной любительской группы, в результате чего продали только 500 устройств. Тем не менее, существует не так много инструментов, которые изменили звучание и направление развития технологий в 80-х так, как это сделала LM-1. Говоря проще, она изменила все.

Можно услышать:

  • Prince: 1999
  • Peter Gabriel: Security
  • Ric Ocasek: Beatitude
  • Icehouse: Primitive Man
  • The Human League: Dare (inc. "Don't You Want Me")
Эту статью прочитали 4 272 раза
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий