ELAC

ELAC

Немецкая компания ELAC имеет долгую историю и проверенные временем традиции поддержания высочайшего качества продукции. Будучи основана в 1926 году, компания изначально работала в области гидроакустики, лишь после Второй мировой войны поменяв специализацию и начав разрабатывать и выпускать аудиотовары для домашнего применения.

Подробнее о бренде ELACОбзоры товаров под маркой ELAC (166)Официальный сайт ELAC
www.elac.ru
Аудиомания — авторизованный дилер ELAC

Обзор ELAC Concentro S 503 / hifinews.com

Серия АС Concentro компании ELAC с необычными коаксиальными ВЧ/СЧ-динамиками пополнилась компактной моделью S 503



Сохранить и прочитать потом —     

ELAC Concentro S 503

HI-FI News: Highly Commended Если вы уверены, что компания ELAC не склонна выбирать для своих АС рискованный индустриальный дизайн, то серия Concentro легко вас переубедит. Эта линейка включает в себя несколько невероятно органично смотрящихся моделей с изысканно изогнутыми корпусами, превосходя в этом плане оригинальностью даже тонко проработанную и привлекательную серию Vela. Однако представители Concentro все же больше похожи на разрозненную коллекцию, чем на настоящее семейство. Практически каждая модель линейки может похвастаться собственным уникальным дизайном – от похожих на древние каменные истуканы Concentro и Concentro M до щеголяющих высокими каблуками напольников S 507 и S 509. Это необычный подход – но серия Concentro как раз и ориентирована на расширение границ и применение новейших технологий, изобретенных инженерами ELAC из немецкого приморского города Киля. В случае с флагманскими колонками Concentro весом 140 кг это подразумевает использование нескольких хитроумных трюков и поистине колоссальный эффект присутствия с соответствующей стоимостью.

В стиле Джонса

S 503 громоздкими назвать никак нельзя; они компактнее собратьев и более подходят для установки в гостиной. Из-за необычного дизайна эта полочная модель выглядит намного стройнее, чем другие колонки сопоставимых габаритов. Зато и цены ниже: предлагаются варианты с отделкой черным или белым лаком, а за лакированный корпус в шпоне из орехового дерева, изображенный на фото, придется заплатить подороже.

У Concentro S 503 много захватывающих элементов, но главная их особенность – это коаксиальный динамик, обеспечивающий АС по-настоящему трехполосную фазоинверторную конструкцию. Для ELAC это не такая уж редкость, учитывая давнее сотрудничество компании с британским дизайнером Эндрю Джонсом, известным сторонником коаксиального расположения излучателей. Но в данном случае центральным элементом модуля stepX-JET является ленточный твитер нового поколения JET 5c, а не более традиционный купольный. Использование этой фирменной разновидности преобразователя воздушного потока (AMT) совершенно в духе компании, которая приложила значительные усилия в отчасти ручное производство тонкой мембраны, лежащей в основе JET.

На первый взгляд S 503 похожи на многие другие полочные колонки, но при ближайшем рассмотрении становится ясно, что от обычных прямоугольных ящиков они отличаются кардинально. Почти все грани корпуса имеют форму трапеции; так передняя панель намного шире задней, на которой расположены разъемы для подключения. А вид сверху оказывается почти треугольным.

ELAC Concentro S 503
Маленькие, но изощренные: на частоте 400 Гц коаксиальный 130-миллиметровый модуль из среднечастотника и твитера AS-XR/JET 5c отдает пас «кристаллической» мембране 180-миллиметрового НЧ-динамика ELAC AS-XR, изготовленного по технологии «сэндвича».

У передней панели более широкое, чем верхняя часть, основание; она плавно отклонена назад, что позволяет лучше согласовать по времени расположенный сверху коаксиальный модуль и вуфер. Эти динамики установлены строго один над другим и немного выдвинуты вперед по отношению к плоскости панели.

Находящийся под коаксиальным модулем stepX-JET 180-миллиметровый НЧ-динамик, выполненный по технологии AS-XR, выглядит не менее эффектно. Диффузор из многослойной алюминиевой фольги отштампован в форме бриллианта и восхищает игрой света на отдельных сегментах. Такая конструкция была выбрана не из соображений эстетики; идея заключалась в том, чтобы повысить жесткость мембраны и вывести резонансные моды за пределы диапазона слышимости. Если же вид динамиков вам почему-то не по душе, скрыть их не получится – защитные решетки для S 503 не предусмотрены.

Фокальная точка

Название «Кольца направленности» скорее подошло бы группе стиля хеви метал, чем для содержимого тканевого мешочка, зарытого на дне упаковки АС. ELAC комплектует каждую S 503 тремя «кольцами управления направленностью» (DCR). Каждая пара колец, позволяя немного менять отклик на средних и высоких частотах вне акустической оси, создает свой характер рассеяния волн, обеспечивая более диффузную либо более сфокусированную звуковую картину. Кольца «Fokus» лучше подходят для использования в больших помещениях, а «Spacious» предназначены для близкого размещения любителя музыки – очень близкого, поскольку стандартные «Neutral», установленные на заводе, рекомендованы для прослушивания с расстояния 2,5 метра.

У напольных колонок ELAC Concentro M глубину расположения твитера JET можно регулировать физически; кольца направленности служат более доступным воплощением того же принципа. Они крепятся на магнитах вокруг коаксиального динамика и после установки на место оказываются заподлицо с подвесом, не выступая над ним. Для их снятия потребуется некоторое усилие. Эта манипуляция со столь дорогими колонками способна заставить их владельца понервничать. Пожалуй, стоит пригласить кого-то из друзей, чтобы крепко держать корпус, пока вы удаляете или устанавливаете кольцо – и не забудьте надеть прилагаемые белые перчатки.

Изящные и звучные

Швейцарскую группу Grauzone можно назвать ярким примером синтипопа восьмидесятых и, в частности, движения «Новая немецкая волна». Ее репутация в основном зиждется на хите 1981 года Eisbär, однако юбилейное переиздание прошлого года показало, что в активе коллектива было множество интересных находок. Поставив 180-граммовую виниловую пластинку на диск проигрывателя ELAC Miracord 90 Anniversary с фонокорректором Primare R15, я пришел в восторг от того, насколько точно S 503 передают типичную для жанра реверберирующую перкуссию и тягучие ритмы пост-панка, на которые наложены сильно обработанные вокальные эффекты.

А еще они создают ощущение огромного звукового пространства, выходящего далеко за пределы стройных корпусов АС. Это особенно заметно в композиции Hinter Den Bergen, в которой S 503 перемещают перекликающиеся эхом голоса по всей музыкальной сцене, а также выделяют из микса один конкретный синтезатор.

Чтобы настроить звук наилучшим образом с учетом окружающей обстановки и собственных вкусовых предпочтений, стоит поэкспериментировать с углом разворота и кольцами DCR. Эффект от последних довольно скромный; тем не менее, все, что помогает улучшить звучание, можно только приветствовать. Слушая с расстояния в три метра, я решил остановиться на небольшом развороте внутрь и «нейтральных» кольцах.

Одно из главных достоинств S 503 – их способность проецировать мельчайшие звуковые подробности на музыкальную сцену. Будь то приглушенный малый барабан и изысканный перебор акустической гитары в композиции Ordinary Guy, первый трек в альбоме Якоба Динесена Let The Hard Times Come или все тонкости игры Телониуса Монка на фортепиано в редкой записи Live In Rotterdam 1967, восстановленной Fondamenta и Devialet – во всех случаях эти колонки ELAC обеспечивают детальность и полномасштабный размах.

Тесная сплоченность

В то же время им удается сохранить ощущение близости. Музыканты играют не вдалеке, а совсем рядом на широкой сцене – достаточно близко, чтобы можно было расслышать посторонние шумы, такие как дыхание артистов или скольжение пальцев по струнам. Этот компонент игры у S 503 абсолютно убедителен; когда Ларри Гейлз изливает всю свою душу в соло на контрабасе в середине композиции Epistrophy с альбома Телониуса Монка, я вдруг понимаю, что неосознанно переместился на самый краешек сиденья, чтобы еще больше погрузиться в атмосферу – и это всегда хороший знак.

ELAC Concentro S 503
Кроссовер с разделами полос на 400 Гц и на 2,6 кГц и две пары четырехмиллиметровых клемм позволяют подключать ELAC Concentro S 503 по двухкабельной и двухусилительной схемам. Выходящий на заднюю панель порт фазоинвертора выглядит внушительно

К высотам звука

Некоторые характеристики звучания S 503 будут узнаваемы теми, кто знаком с предыдущими версиями твитеров JET от ELAC. Но новой компактной модели Concentro еще лучше удается сочетать редкую слаженность СЧ- и ВЧ-диапазонов с исключительным качеством НЧ. Нам доводилось прослушивать узкие напольные колонки с гораздо менее впечатляющими басами – а здесь за них отвечает всего лишь один 180-миллиметровый динамик, нагруженный на фазоинвертор.

Твитеры JET традиционно способны раскрывать самые тонкие детали и нюансы; в данной модели их стремительность и подвижность проявляются еще ярче. Слушать Mettavolution Родриго и Габриэлы на этих колонках – редкое удовольствие; им удается в полной мере передать невероятную скорость и выразительность игры мексиканского гитарного дуэта. Струны звенят, пальцы ударяют по корпусу гитары, атака резких звуков захватывает дух. Время от времени нота-другая неожиданно «выпрыгивает» из микса, но общее ощущение интеграции и совместного исполнения делает звучание вовлекающим и совершенно естественным.

По всем правилам

Таким образом, мы получаем полочные колонки, которые не лишены недостатков, но в целом для своих габаритов они играют впечатляюще. При воспроизведении культовой темы из «Книги Бобы Фетта», написанной Людвигом Йоранссоном для Walt Disney Records, они выдают все, что в ней заложено: эпический масштаб, завораживающий фронт волны при мощном ударе перкуссии и приходящие издалека призрачные песнопения – динамичный и незабываемый опыт.

Я готов согласиться с тем, что компактные полочники ELAC Concentro S 503 требуют для прокачки изрядной мощности – хотя усилителю Hegel Reference H590, который мы выбрали для прослушивания, они были вполне по силам. Просто будьте готовы для получения по-настоящему зажигательного звучания хорошенько крутануть ручку громкости. Поверьте, вы останетесь довольны.

Вердикт Hi-Fi News

Уступая эксцентричностью дизайна и габаритами флагманским моделям линейки Concentro, эти компактные колонки ELAC великолепно справляются со своей задачей. Такие громкие утверждения, как: «Звучит в точности, как напольная модель», – мы нередко слышим от восторженных работников отделов маркетинга, но в данном случае в нем есть немалая доля правды. Возможность регулировки внеосевых характеристик S 503 с помощью колец направленности выступает приятным дополнением.

Реактивная мощь

Где написано, что диффузор динамика АС должен «прокачивать» фронт акустической волны, двигаясь вперед и назад по своей оси? На практике большинство из них так и работают; но существуют и другие, более новаторские подходы к организации перемещения воздуха относительно излучателя. Один их них – AMT (Air Motion Transformer – преобразователь воздушного потока), на котором основана все более популярная альтернатива купольному твитеру; впрочем, эта технология может также применяться в СЧ/НЧ-динамиках и вуферах. Запатентованный германским инженером Оскаром Хейлом в 1973 году AMT-динамик представляет собой гофрированную, похожую на меха аккордеона подложку, на которой закреплена «звуковая катушка» из алюминиевой фольги. Напоминающая гармошку полоска из полимера и дорожка из металлического сплава на ней находятся в магнитном поле, поэтому проходящий по последней ток заставляет ее сжиматься и расширяться по всей длине, выдавливая воздух из своих складок.

Динамики AMT характеризуются активным сопротивлением, потенциально более низким уровнем искажений и более высокой эффективностью преобразования, чем у «эквивалентного» по площади купольного твитера, однако при изготовлении критически важны точность положения и фиксации полимерной ленты в каркасе – для устранения резонансов и обеспечения частотной равномерности излучения. Компания ELAC уже давно привержена этой технологии, воплощенной в твитере JET; мы также видели немало других вариантов применения AMT: в моделях FinkTeam KIM, GoldenEar BRX, Scansonic M20, Neat Acoustics Iota Xplorer, Monitor Audio PL500 II, не говоря уже о MartinLogan Motion 35XT.

Результаты измерений

Измеренные на оси коаксиального СЧ/ВЧ-модуля, а также на линии, проходящей между ним и расположенным ниже НЧ-динамиком, АЧХ прямого сигнала Concentro S 503 остаются практически неизменными и весьма характерными для АС компании. В комплект каждой S 503 входят три кольца управления направленностью (DCR) с магнитным креплением. АЧХ с зеленым кольцом, средним по оказываемому влиянию, представлена на графике 1. Впрочем, ни одно из них не сказывается существенно на общей тенденции: очень ровный отклик в диапазоне от 100 Гц до 2 кГц, после чего идет серия провалов на 2,1 кГц (-4 дБ относительно 1 кГц), 6,3 кГц (-10 дБ отн. 1 кГц) и на 12 кГц (-4,5 дБ отн. 10 кГц), причем последние два относятся к частотному диапазону твитера JET 5c. График 2, кумулятивного спектрального затухания, четко показывает резонансы, связанные с каждым из этих провалов в отклике, после чего мы наблюдаем подъем выше 13 кГц примерно на 7 дБ.

Чувствительность при этом неизбежно страдает: полученный на частоте 1 кГц показатель 84 дБ в диапазоне 500 Гц – 8 кГц снижается до 82,5 дБ, а неравномерность АЧХ достигает необычно высоких значений: ±8,8 дБ и ±9,6 дБ, соответственно. Однако в пользу эффективной работы отдела контроля качества ELAC свидетельствует то, что согласование пары S 503 более полное – 1,5 дБ, а искажения (почти целиком приходящиеся на вторую гармонику) очень низкие – <0,5% (при 90 дБ SPL, 100 Гц – 10 кГц). 180-миллиметровый конический диффузор НЧ-динамика AS-XR формирует полосу от 66 до 335 Гц (-6 дБ) при помощи фазоинвертора с тыловым портом, настроенного на 48 Гц – оба они совершенно свободны от среднечастотных резонансов или мод трубы – давая расширение НЧ до 50 Гц с поправкой на дифракцию (-6 дБ относительно 200 Гц). Несмотря на низкую чувствительность, управлять этими колонками легко из-за минимального сопротивления 5 Ом на частоте 1,6 кГц и приемлемого значения эквивалентного пикового диссипативного сопротивления (EPDR) 2,45 Ом/101 Гц, которое в диапазоне от 130 Гц до 20 кГц повышается до вполне приятных >3,3 Ом. Пол Миллер

ELAC Concentro S 503
АЧХ, в том числе просуммированная в ближней зоне для динамиков и порта фазоинвертора(зеленый фон), в свободном поле с поправкой на 1 м при 2,83 В (на желтом фоне), в ультразвуковом диапазоне (розовый фон). Левая АС (черная линия), правая АС (красная линия)

ELAC Concentro S 503
Провалы на АЧХ (см. график 1) связаны с узкополосными резонансами динамиков

Чувствительность (SPL/1 м/2,83 В – 1 кГц/среднее/IEC)83,9 / 82,5 / 81,9 дБ
Сопротивление: минимальное и максимальное (20 Гц – 20 кГц)5 Ом на 1,58 кГц, 22 Ом на 66 Гц
Фаза импеданса: минимальная и максимальная (20 Гц – 20 кГц)–50° на 81 Гц, +24° на 9,5 кГц
Работа в паре / неравномерность АЧХ (300 Гц – 20 кГц)1,5 дБ / ±8,8 дБ / ±9,6 дБ
Расширение НЧ / ВЧ (-6 дБ отн., 200 Гц / 10 кГц)50 Гц / 38,8 кГц / 38,1 кГц
КНИ 100 Гц / 1 кГц / 10 кГц (для 90 дБ SPL/1 м)0,1% / 0,35% / 0,45%
Габариты (ВхШхГ) / вес (каждая АС)400 x 225 x 372 мм / 13 кг

Обзор: Джейми Биземанс

Лабораторные исследования: Пол Миллер

Этот обзор прочитали 742 раза

Поделитесь статьёй:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий