"Винтажные" громкоговорители. "Лига звука"

Мифы и факты о "винтажных" громкоговорителях.

Сейчас стало очень модно обсуждать старинную или как еще ее называют "Винтажную" радиотехнику. Я не собираюсь "развенчать" эту легенду, но хочу обратить внимание на некоторые процессы, которые неизбежно происходят в этих устройствах, не зависимо от того, как к ним относились в процессе эксплуатации или хранения.

В продолжении начатой темы о громкоговорителях, хочу начать с них.

Всем известно, что время беспощадно ко всему на этом свете, однако если срок "жизни" флоры и фауны нашей планеты воспринимается как должное и хорошо изученное, то бытует мнение, что к динамикам это совершенно не относится. Более того, многие думают, что если из АС звучит камерная музыка, то и срок ее службы сравним с "жизнью" музыкальных инструментов. Это далеко не так.

Рассмотрим процессы, которые происходят в компонентах громкоговорителя.

Начнем с диффузора.

Если рассматривать бумажный диффузор справедливо считать, что срок его службы, может быть соизмерим со сроком службы бревна из которого его сделали, но надо понимать, что древесина в своем естественном (природном) состоянии довольно неплохо защищена. Я имею ввиду наличие природных "пропиток" в виде лигнина, смол и других углеводородных соединений. Сама древесина довольно хорошо взаимодействует с окружающей средой, но все-таки подвержена старению. А что сказать про рафинированную целлюлозу? Если намочить целлюлозные заготовки, то буквально через неделю это готовое сырье для самогоноварения. Безусловно производители бумажных диффузоров защищают свои изделия от влаги. Рязанский Радиозавод добавлял канифоль (смола хвойных пород) в рабочий раствор при отливке диффузоров. Поэтому у динамиков этого производителя в звуке присутствует "ностальгическое поскрипывание телеги". Ивано-франковский Радиозавод (информация двадцатилетней давности) – нитроцеллюлозный лак (лигнин разведенный ацетоном), приводя звук громкоговорителя к первозданному звучанию ствола сосны на которой "разминается" дятел. Однако не все так безнадежно, так как если в виде пропиток применять составы, которые непосредственно вступали в соединение с гидроксильными группами (ОН) молекул целлюлозы, то чисто гипотетически срок службы громкоговорителя можно продлить довольно значительно и это определялось бы только устойчивостью диффузора к механическому воздействию.

Мы (F-Lab), работали в этом направлении и применяли некоторые кремнийорганические высокомолекулярные соединения и это давало хороший эффект, но работы в этом направлении мы прекратили как только перестали заниматься производством динамиков. Я уверен, что такая работа уже давно ведется всеми фирмами-производителями и современные громкоговорителями довольно хорошо защищены от атмосферных неприятностей. Другое дело срок службы самих пропиток: окисление и другие химические процессы, которые постоянно происходят в синтетических материалах – это неизбежность, с которой просто надо смириться.

Подвес и центрирующая шайба.

Это особая песня и самое слабое звено в громкоговорителе, так как несет на себе самую большую механическую нагрузку. До девяностых годов прошлого века во всем мире, в основе применялись бакелитовые пропитки для подвесов (у нас они применяются и посей день). Формование геометрии этих компонентов происходит при высокой температуре, близкой к точке горения, а сам процесс кристаллизации под воздействием высокой температуры. Если Вы перегреваете подвес – он становится хрупким и наоборот. Так вот. После того как подвес установлен на динамик сам процесс не останавливается, и просто растягивается во времени и через определенное время подвес становится жестким, а образовавшиеся кристаллы просто осыпаются с основы. Лет, так скажем через десять, Вы имеете тряпочку, внешне похожую на подвес. С резиной и другими композиционными материалами, которые проходят термическую обработку происходят аналогичные метаморфозы. Существуют пропитки на основе других высокомолекулярных смол (разгадать их формулу нам тогда не удалось), но срок "старения" этих зарубежных пропиток в четыре и более раза превышали обычный бакелитовый лак. Эти лабораторные испытания мы проводили в Ленинградской Лесотехнической Академии. Срок службы нашей – два, три года, импортной – до десяти лет.

Магнитная цепь.

Если магнитная цепь была собрана на магнитах с кобальтовыми соединениями, то такая цепь под воздействием магнитного поля катушки, очень даже может потерять былую "потенцию". Магнитопроводы, сделанные из низкоуглеродистой стали, со временем окислиться и потерять, в случае высокого первоначально магнитного потока, потерять былую способность. Однако все эти процессы можно считать ничтожными по сравнению со "старением" подвеса и центрирующей шайбы.

Исходя из этого можно сказать, что срок службы динамика (имеется ввиду сохранение его TS параметров) можно исчислять от трех лет (отечественного) и десяти (импортного).

Не буду Вас убеждать (хотя я совершенно убежден), что восстановить эти громкоговорители Вам без участия производителя не удастся, какими бы Вы не обладали навыками, измерительным оборудованием. В лучшем случае, Вам удастся подогнать параметры нового динамика (если он сгорел) к параметрам уже состарившегося, если таковой имеется (как парный).

Если Вы хотите восстановить "винтажные" динамики, то связывайтесь с производителем и просите у них: подвижные системы в сборе для этой модели динамика или, хотя бы его первоначальные параметры (маловероятно, что второе Вам поможет).

Про рассохшиеся корпуса писать не буду – это "по зубам" любому пацану.

Все написанное про НЧ динамики можно экстраполировать на СЧ и ВЧ, имея ввиду, что металлы после прессования могут "нормализоваться" (становиться более жесткими и хрупкими), а шелковые купола в ВЧ – пересыхать.

По усилителям я не буду отвлекать ваше внимание и описывать те процессы, которые хорошо понимает большая часть пользователей интернета: пересохшие конденсаторы; позеленевшие платы, протертые дорожки переменных резисторов; пересохшая изоляция проводов; и т.д.

Наилучший "винтаж" - это "винтаж" изготовленный то старым технологиям и производственным картам, но собранный из новых компонентов.

С уважением.
Юрий Фомин (F-Lab)

Подготовлено по материалам www.liga-zvuka.ru

Обсуждение данного материала
30 июля 2010, 07:54
Игорь
Вопрос
А какой срок службы у титанового или бериллиевого диффузора ВЧ и СЧ?
А кевлар быстро меняет свои свойства? А он был уже в 70-х использован в диффузорах динамиков.
А на чем стоит Санктр-Петербург? (подсказка для неучей - на сваях из лиственницы)
А какой срок службы каркаса катушки из алюминия?
Рассохшиеся корпуса - я долго хихикаль... Для примера: видел я корпуса годов так 80-х из под профессиональной аппаратуры (советской). Склееная фанера, вот. В них до сих пор можно было бы носить воду - это про герметичность. Вы же понимаете, что эти корпуса не жалели...
И т.д. Про резиновую герметизацию на подводных лодках я вообще молчу...
30 марта 2016, 15:32
Влад
как неправильно всё, причитания старой бабули, раньше трава была зеленее..., а как правильно? какие есть действенные методы , современные технологии, а то ищи производителя, страны уже нет, заводы ушли в скупку металла, делать то что ложиться и помирать?, но люди то живут дальше позитив где?
20 апреля 2016, 19:04
Владимир
А почему тогда у меня приёмник "Фестиваль" 57-летней давности, в котором ничего совершенно не менялось, неплохо звучит до сих пор? Стоит у меня в спальне, слушаю на ночь CD-плейер через него с большим удовольствием. Что говорите? Мне медведь на ухо наступил? Вообще-то я - профессиональный звукорежиссёр. У Вас одно спасение - просто не поверить. Но врать то мне зачем? От идеологии "Советское - значит, отличное" я более, чем далёк вследствие достаточно богатой практики вынужденного сравнения "нашего" с "вражеским". Факт, однако, налицо, и не единичный факт. Специально вопрос не исследовал, не ковырялся, пользуясь золотым правилом эксплуатационника:" Пока работает - не трожь!". Однако, вопрос о влиянии времени на аппаратуру, разумеется, есть. Только ответ , мне кажется, не так прост и категоричен.
19 мая 2016, 19:10
Константин
Очень много старых динамиков звучат лучше современных. Это - факт, и отрицать его просто глупо. На толкучках спрос на изделия возрастом 20-50 лет не падает.
13 июня 2016, 02:46
Алексей
Статья из разряда "как страшно жить", "всюду тлен и распад". Слава богу японские инженеры в 70-80-х годах просто отлично делали свою работу (без помощи маркетологов), и теперь те, у кого есть здравый смысл и понимание технологического уровня вещей тех лет, до сих пор с удовольствием покупают и эксплуатируют "винтаж".
18 августа 2016, 22:36
Николай
Статья из разряда не "как страшно жить" или "всюду тлен и распад", а как бы переманить потенциальных покупателей из категории "винтаж")) Только и всего. МаркетинГ. Но бывалый винтажник никогда не купиться на это, т.к. уже вкусил тот сладкий звук и свою технику он будет беречь, т.к. в наши дни она уже уникальна, а вот потенциального можно купить данными доводами.
21 октября 2016, 21:11
Николай
Есть старые динамики и звучат лучше новых
Написать свой комментарий