Focal

Focal

Французская компания Focal основана в 1979 году. Первую фирменную продукцию, динамические головки, основатель FOCAL Жак Мауль изготавливал в принадлежащей его отцу маленькой механической мастерской в городке Сен-Этьенн. Официально о торговой марке FOCAL.Jm lab впервые было обьявлено в 1980 году на Парижской выставке Hi-Fi Show, где Жаком Маулем была представлена знаменитая впоследствии акустическая система DB 13. Система завоевала популярность соотношением размеров и акустических характеристик: благодаря двойной звуковой катушке миниатюрная на вид система воспроизводила низкочастотный диапазон с поразительной глубиной.

Подробнее о бренде FocalОбзоры товаров под маркой Focal (18)Официальный сайт Focal
www.focal-audio.ru
Аудиомания — авторизованный дилер Focal

Focal Utopia Be Kit №7. Периодическая система. Журнал "Автозвук"

Особенность этой акустики в том, что чем сложнее материал, тем охотнее она с ним работает.

Компонентная акустика Focal Utopia Be Kit №7

Периодическая система.

Чаще говорят о периодической таблице, нежели о системе, она яснее, нагляднее и можно повесить на стенку, изображая широту интересов. Хотя то, что Дмитрий Иванович увидел, как говорит предание, во сне, было именно системой. Как бы пустой, но правильно организованной таблицей. Потом, уже наяву, он набил её клеточки известными элементами, и получилось то, что можно на стенку. Во сне или уж как, но французы из Focal JMlab пошли примерно по тому же пути.

Задачей Менделеева было организовать такую систему, которая исчерпывающе вмещала бы в себя знания о химических элементах, а когда обнаруживалось, что какой-то элемент науке не известен, стало бы ясно, какой он будет, случись его открыть. Это не декларация великого химика, это наблюдение результата его работы.

 

Задачей конструкторов Focal JMlab, пусть не озвученной напрямую, было создание системы автомобильной компонентной акустики, претендующей на исчерпывающий характер. То есть чтобы ничего не было упущено. Результат, который, если будет настроение, можно и на стенку повесить - три группы элементов и три ряда, или периода, как угодно. Группы называются Kit №5, Kit №6 и Kit №7. Это - три комплекта компонентной акустики. Французы пользуются таким же символом номера, что и мы, так что получается понятнее, чем с американским # или No.

Основные свойства групп: Kit №5 - двухполосная компонентная акустика с 5-дюймовым мидбасом, Kit №6 - с 6-дюймовым, Kit №7... нет, не угадали. Трёхполосная акустика с 6-дюймовым басовиком, 3-дюймовым диффузорным среднечастотником и пищалкой. Элементы в группах отчасти повторяются, отчасти - нет. Так, пищалки во всех трёх «китах» одинаковые, и по ним, собственно, получила второе имя вся «периодическая таблица». 5-дюймовая головка - это понятно, среднечастотник - тоже, а 6-дюймовых - две. Одна, 6W2 Be, предназначена для двухполосного комплекта Kit №6, другая, 6W3 Be - для трёхполосного.

ЭЛЕМЕНТЫ СЕДЬМОЙ ГРУППЫ

В комплекте идут, разумеется, кроссоверы. Впрочем, они здесь такие, что сами конструкторы не отважились называть это «кроссовер». Они нарекли систему разделительных фильтров Cross Block и правильно сделали. Ни по внешнему виду, ни по принципу действия на обычные кроссоверы они не похожи. Похожи они более всего на домашний предусилитель. На лицевой панели корпуса размерами примерно 330 х 200 мм - четыре ручки, управляющие параметрами разделительных фильтров. Какими и как - разберёмся в своё время. Начать полагается с другого.

Что послужило материальной основой элементов, составивших «периодическую систему» Utopia Be? Да чуть ли не полтаблицы Менделеева. Во всяком случае, большую её часть, нежели используется обычно, причём некоторые элементы применены в довольно значительных, промышленных количествах.

Мидбас 6W3 Be (по виду неотличимый от «двухполосного» 6W2) - произведение инженерного искусства по-любому, что с точки зрения дизайна, что с точки зрения боевой практической электроакустики. Корзина - прецизионное литьё из алюминиевого сплава, в своё время, знакомясь с Utopia Be «вслепую», мы обещали, что, помимо собственно литой основы, в корзинах мидбасов Utopia Be заложены и резиновые демпферы паразитных колебаний. Сейчас, при знакомстве не вслепую, а на ощупь, подтверждаем: да, демпферы есть, они скрываются внутри П-образных спиц корзины и изготовлены из довольно мягкой резины. Видимый, вернее - ощущаемый, результат поразителен. При постукивании по «спицам» диффузородержателя - обычно самому подверженному «звону» элементу - возникает странное ощущение: стучишь по чему-то твёрдому, как металл, и одновременно абсолютно акустически глухому, как пластилин. Магниты у всех элементов периодической системы Utopia Be неодимовые (есть такой элемент, из лантаноидов, очень полезный в нашем деле), система охлаждения звуковой катушки - двойная, как теперь принято у наиболее продвинутых головок: воздух циркулирует через канал в магните и через окна под центрирующей шайбой. С той разницей, что всё это оформлено с истинно французским вкусом: боковые окна затянуты тончайшей сеткой, а торец магнитной системы покрыт матовым хромом, на котором выгравирован индивидуальный номер головки.

 

Внешний гофр - резиновый, это традиционно, и ничего нового здесь давно уже не придумывали, ощущается лишь нетипичная мягкость гофра: диффузор в результате как будто подвешен в воздухе, будучи прикреплён только к центрирующей шайбе. А вот что касается материала диффузора, здесь традиции уступают место инновациям. Материал Sandwich W, секрет которого нам удалось разгадать в «A3» №2 за этот год - трёхслойная композиция из стекловолокна на полимерном связующем и вспененного акрила - обладает совершенно очевидной, точнее, данной в ощущении, невиданной жёсткостью, неудивительно, что внешний гофр почти не придерживает край диффузора.

Второстепенные (условно говоря - в динамике нет ничего второстепенного) элементы конструкции - контактные зажимы, подводящие провода и прочее - выполнены на том же королевском уровне, что и основные.

Среднечастотник 3W2 Be - изящнейшее произведение, напоминающее уменьшенную модель мидбаса. Внешний диаметр гофра - всего 75 мм, но вся конструкция - совершенно взрослая, даже с окнами охлаждения звуковой катушки по периферии под центрирующей шайбой. Использование диффузорного среднечастотника в «исчерпывающей» компонентной системе - принципиальное решение французских инженеров, которые считают императивом воспроизведение как можно более широкой полосы частот одним излучателем, что, как известно, недостижимо для купольной головки с её высокой нижней граничной частотой.

Твитер, как говорилось, дал имя всей серии. Вернее - отчество, не только потому, что «Be» стоит после имени Utopia, но и потому, что это действительно признак родства с домашней хай-эндной акустикой JMlab. Отчество возникло, как нетрудно догадаться, даже не имея учёной степени по химии, из названия материала купола. Он действительно из бериллия, уникального металла, скорость звука в котором выше, чем у всех без исключения известных человечеству материалов, от пшеничной муки до алмаза. Тончайшая диафрагма в форме обращённого купола подвешена на необычно широком (около 7 мм) плоском гофре, и всё это, вместе с массивным (для пищалки) магнитом, размещено в литом каркасе, задняя стенка которого играет и роль контролируемой акустической нагрузки, будучи расположена на расстоянии около 2 мм позади «выхлопа» в центре магнитной системы, в зазоре, разумеется - звукопоглощающий материал.

УРАВНЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ

Кроссовер, точнее - «кроссблок», собран в массивном корпусе из тринадцатого элемента таблицы Менделеева, это алюминий, вы, надеюсь, поняли, но внутри - целое месторождение меди, для правильного представления о размерах катушек (все - с воздушным сердечником) вспомните габариты корпуса, который не удастся полностью накрыть страницей журнала. Круглые синие цилиндры - переключатели, коммутирующие элементы фильтров с целью изменения их характеристик. «Кроссблоки» для двух- и трёхполосных элементов «периодической системы» Utopia Be, разумеется, разные. Общее - возможность подключиться к раздельным каналам усиления (НЧ-ВЧ для двухполосных Kit №5 и Kit №6 или же НЧ-СЧ/ВЧ для Kit №7). Разница - в схеме фильтров, что естественно, и в логике регулировок.

 

В двухполосных системах первые переключатели изменяют частоту среза ФНЧ мидбаса, добротность ФНЧ, частоту среза ФВЧ пищалки и уровень сигнала на пищалке. У трёхполосного кроссовера логика более сложная: переключателей по-прежнему четыре, но первый одновременно изменяет частоту среза и добротность ФНЧ низкочастотной головки (четыре значения для того и другого), второй - частоту среза ФВЧ среднечастотника, третий - уровень СЧ, четвёртый - уровень ВЧ. В общей сложности, только с помощью переключателей можно получить более 4000 вариантов настройки фильтра, это не говоря уже об изменении полярности подключения головок. Позже, во время прослушивания и измерений, мы с этим столкнулись вплотную, и, надо признать, день прошёл нескучно.

ГРУППА АКТИНОИДОВ

В таблице имени Дмитрия Ивановича, кто помнит, есть строка под названием «актиноиды». Это где уран, плутоний и другие предметы мечтаний стран оси зла. Группа актиноидов предусмотрена и в периодической таблице Utopia Be. Это -варианты систем Kit №5, 6 и 7 с приставкой Active. Смысл очевиден: те же головки, но без кроссоверов, для систем с полностью поканальным усилением и активной фильтрацией. В этом случае обширный кроссблок заменяется маленькой таблицей, где сообщаются предельно допустимые (вернее - предельные рекомендуемые) частотные границы работы компонентов. Для справки и любопытства: минимальная частота среза ФВЧ твитера приведена как 2,5 кГц, среднечастотник 3W2 Be можно запускать от 150 Гц (нормально, да?) до 6 кГц, мидбасы снизу рекомендуется резать на 70 (для 6W2 Be) или 60 (6W3 Be) Гц.

НЕОТКРЫТЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

К комплекту акустики Kit №7 идёт весьма непустяшное приданое. Набор из шести отвёрток под используемый крепёж, щипцы для операций с перемычками внутри «кроссблока» и тому подобное. Всё это поставляется в чемодане, которого не постыдился бы самый дорогой киллер, отправляясь на дело с верной винтовкой - размеры и качество вполне соответствуют. Кстати, знаете ли вы, что в свободное от научных изысканий время Менделеев изготовлял чемоданы и, по свидетельству современников, отменного качества. Есть здесь какая-то закономерность...

Однако пришло время не только посмотреть на элементы периодической системы, но и послушать их. Программа слуховых испытаний основывалась на следующем наборе музыкального материала: The Ultimate Demonstration Disc. Chesky Records, 1999
Alan Parsons. Telarc Sampler. Telarc, 1997
Naim Sampler. «Салон AV», 2003
Antonio Vivaldi. Le Quattro Stagioni. Teldec, 1994

 

При прослушивании сразу было обнаружено, что низкого баса система не обеспечивает - заключили, что разработчики и не ставили перед собой такой цели, правда позже, на этапе измерений, возникло другое предположение. А пока, чтобы обеспечить субъективный баланс низов, переключатель S1 перевели в положение 9. Остальные переключатели (S2/S3/S4) «установились» в положениях 3/1/1. Конечно, реальный процесс поиска субъективного оптимума занял намного больше времени, причём «к снаряду» подходили два разных эксперта (независимо), минимальное расхождение (по положению S3) было устранено впоследствии в результате обсуждения.

Звучание женского вокала показалось несколько академичным, мы к такой строгой подаче голоса не привыкли. Сказать при этом, что детальность была высокой, значит не сказать ничего. Исключительной, не меньше. Вообще, особенность этой акустики в том, что чем сложнее материал, тем охотнее она с ним работает. Поэтому, кстати, мы и добавили к нашему обычному тестовому набору диск Вивальди в замечательной записи Teldec. Макродинамика тоже впечатляет. В первом треке на диске Naim записаны рывки гитарной струны с такой динамикой, которая предъявляет почти невозможные требования к акустике, их воспроизводящей. Utopia с этими требованиями справляется с лёгкостью, даже, как показалось, с запасом. Мы часто и легко рассуждаем об эшелонировании звуковой сцены, но полностью почувствовать её глубину (The Ultimate Demonstration Disc, трек 21), как кажется, удалось только сейчас.

В ходе прослушивания коллеги из родственного журнала, естественно, не отказавшие себе в привилегии участия в процессе, уже не в первый раз констатировали, что прогресс в нашей отрасли однозначно более заметен, нежели в домашнем хай-энде. И была озвучена такая фраза, что именно у нас можно теперь услышать качественный звук по нормальной цене. Это к вопросу о том, что считать «нормальной»...

 

Программу измерений начали, как заведено, с определения фактических параметров Тиля - Смолла головок, входящих в систему. Здесь нас ждал некоторый сюрприз. Если параметры СЧ-головки легли настолько близко к заявленным изготовителями, насколько возможно в реальном мире, то у басовика отличались весьма заметно. При этом они оказались гораздо ближе к заявленным параметрам 6W2, относящейся к двухполосному комплекту Kit №6 (Fs = 64,4 Гц, Vas = 9,19 л, Qts = 0,75). Почему так - мы не знаем, возможно, в один из первых серийных комплектов попали головки не той модели, ведь внешне они неразличимы абсолютно. Отнесли к разряду загадок, одновременно отметив про себя, что некоторый дефицит нижнего баса при прослушивании оказался подтверждён результатами инструментального исследования. К каждому комплекту акустики Utopia Be прикладывается (судя по тому, что к нашему был приложен) индивидуальный сертификат результатов измерения частотной характеристики. С подписями. Кстати, примерно такой же системой, какой пользуемся мы. При этом самым скрупулёзным образом расписаны условия измерения. В частности, нарисована схема расположения головок при измерении. Референсное расположение: с межцентровыми расстояниями НЧ/СЧ 165 мм, СЧ/ВЧ 100 мм. Размер акустического экрана 450 х 450 мм. Внесённое французской рукой в специально размеченную таблицу положение переключателей для нашего экземпляра было 7/2/1/1. В этом случае, согласно сертификату, обеспечивается АЧХ +0/-3,5 дБ в диапазоне 90 Гц - 20 кГц. Провал на 3,5 дБ соответствует частоте 6 кГц.

 

В нашей инсталляции межосевые расстояния были 175 и 110 мм соответственно. Ширина ящика НЧ 280 мм, ящика СЧ 170 мм. Твитер вне ящиков, излучает в телесный угол «пи». С установками переключателей экспериментировали долго, поскольку выяснилось, что с их помощью можно не просто подстраивать АЧХ, она получается практически любая. Оттого-то мы и не приводим все варианты АЧХ при разных сочетаниях положений переключателей: четыре тысячи кривых на одном графике - это как-то не вдохновляет. В иллюстрациях ограничились только одной степенью свободы, показав пределы регулировки уровня сигнал на ВЧ-головке. Это - в качестве примера. По ходу опытов остановились на сочетании положений переключателей 5/3/1/1 как обеспечивающем наиболее ровную характеристику в наших условиях. У нас провал, который на референсной кривой был на 6 кГц, оказался на более низкой частоте, остальной характер кривой - такой же. Вся АЧХ помещается в коридор ±2,5 дБ, что весьма серьёзно. Импеданс, измеренный на входе кроссовера, как видим, никаких неприятностей для усилителя не сулит.

 

Импедансные кривые отдельных компонентов. Можно отметить, кстати, что в пищалке наверняка нет феррожидкости, судя по высокому пику на резонансе.

 

АЧХ отдельных компонентов, снятая при том же положении переключателей, что и общая характеристика. Заметьте, в какой широкой полосе играет миниатюрный среднечастотник: от 200 Гц до 4 кГц, перекрывая, таким образом, голосовой диапазон в одиночку и с запасом.

 

В отношении направленности излучения, как и следовало ожидать, Kit №7 показал себя отменно. Среднечастотник с небольшим диаметром диффузора на отклонение от оси излучения реагирует мало, а обращённый купол пищалки обеспечивает очень ровную дисперсию вплоть до 12 кГц.

Подготовлено по материалам журнала "Автозвук", сентябрь 2005 г. www.avtozvuk.com

Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий