Alpine CDA-9886, Alpine PXA-H100, Alpine KTX-H100. Профессия - иллюзионист. Журнал "Автозвук"

По большому счёту работа звуковых процессоров в машине аналогична той, что делает иллюзионист в цирке. Их задача — скрыть то, что есть (в нашем случае — ранние отражения в салоне), и показать то, чего нет (объём помещения и протяжённость звуковой сцены).

 

Комплект Alpine CDA-9886 + PXA-H100 + KTX-H100

Читатели со стажем, возможно, уже догадались, о чём пойдёт речь. Когда-то у нас был групповой тест звуковых процессоров, и назывался он «Мастера иллюзий».

По большому счёту работа звуковых процессоров в машине аналогична той, что делает иллюзионист в цирке. Их задача — скрыть то, что есть (в нашем случае — ранние отражения в салоне), и показать то, чего нет (объём помещения и протяжённость звуковой сцены). Ну и, конечно, квалификация иллюзионистов различается: одно дело, показывать фокусы друзьям за чашкой... чая, другое — выступать с этим номером на публике. Публика, знаете ли, попадается въедливая, на чай не отвлекается, зато недоработки без внимания не оставит, может в случае чего и освистать. Таковы законы ремесла.

Мы уже отмечали: внешние звуковые процессоры (DSP) нынче стали большой редкостью, почти поголовно «переселившись» в корпуса головных устройств. Какие-то из процессоров прежних разработок в продаже ещё остались, а новые если и появляются, то, как правило, это декодеры многоканального звука (да и этих тоже не много), а не те «мастера иллюзий», что прежде. Теперь встречаются даже усилители с мощным DSP, но не процессоры сами по себе. Правда, одно (как минимум) исключение из этого правила нам известно: процессор Imprint выпускается как встроенным внутрь головного устройства Alpine (CDA-9887R), так и отдельно. Кстати, тогда же мы обещали разобраться с «Импринтом» по всем статьям, и теперь вот пришло время ответить за базар.

Внешний процессор называется PXA-H100. В основном он выполняет все те же функции, что и его ближайший родственник, встроенный в аппарат 9887. Работает он с любым аппаратом, оснащённым шиной Ai-NET. В линейке нынешнего года это только CDA-9886R и 9884R, но с позиций дня сегодняшнего представляется так, что совместимость с процессором сохранится и в будущем. У процессора два гнезда Ai-NET — входное и выходное. Поскольку шина дуплексная, то обозначения «вход» и «выход» условны. Но можно считать, что то гнездо, через которое устанавливается связь с «головой» — это выход. Второе гнездо, куда подключается любое другое Ai-NET-устройство — входное. Если, в частности, сюда подключён переходник KCA-121B для организации входа Aux, то функции распределятся именно так. Рядом находится гнездо для настроечного микрофона и гнездо Mini-USB для связи с компьютером при настройке. Компьютер нужен для того, чтобы прочесть программу настройки Imprint MultEQ, и через него же обеспечивается пользовательский интерфейс в процессе настройки. Софт для неё, а также измерительный микрофон входят в состав настроечного комплекта Imprint Sound Manager — KTX-H100.

 

Головное устройство 9886R с внешним процессором PXA, но без настроечного комплекта по функциям практически аналогично аппарату 9887R, а по суммарной цене получается на 1700 рублей дороже (правда, в 86-м аппарате есть интерфейс USB, которого лишён 87-й). Деньги, конечно, не запредельные, но всё же, если в ваши планы не входит использовать функцию автоматической настройки, но нужен процессорный аппарат, логичнее взять 87-й и поставить точку. Можно, конечно, поставить точку с запятой и докупить к нему свой настроечный комплект, который обозначается KTX-100EQ (сюда входит не только микрофон и софт, но и интерфейсный блок с гнездами для связи с компьютером и для включения микрофона). Но с этим блоком получится уже чуть дороже, чем полный набор из «головы» 9886, процессора PXA и настроечного комплекта KTX-H100. И опять складывается так, что для полной экипировки лучше брать систему с внешним процессором. То есть комплект, о котором мы сегодня говорим, как кажется, для профессионалов будет удобнее, хотя бы потому, что KTX-H100 может быть один на несколько комплектов из головных устройств 9886 (или 9884) и процессора PXA.

Теперь знакомимся с «аппаратурой», именно этим словом профессиональные иллюзионисты называют оснастку, нужную им для выступления. Кроме шины Ai-NET CD-ресивер Alpine CDA-9886R снабжён специализированной шиной для подключения айпода (потребуется кабель KCE-422i). Точно такой же разъём (mini DIN 10) предназначается для связи со штатным дисплеем авто. Вход Aux можно организовать через шину айпода (переходник приобретается отдельно) либо через шину Ai-NET, прямого входа нет. Два провода соединяются с адаптивным интерфейсным блоком и принимают от него управление от кнопок на руле. Есть также гнездо для подключения обычного (не адаптивного) интерфейса к кнопкам на руле. Линейных выходов три пары. Собственный пульт ДУ (такой же, каким комплектуется аппарат CDA-9887R) простой, но это самый настоящий «камушек», по типу тех, какими славились «головы» Alpine в прежние времена. Кнопки нижнего ряда на передней панели средне удобны — кажется, они могли быть более рельефными. Остальные кнопки, и особенно энкодер, поводов для критики не дают. Дисплей очень контрастный, причём практически под любым углом. У 87-й модели дисплей выглядит строже, но этот смотрится как-то приятнее. Диммер автоматический отключаемый, из меню можно выбирать из трёх уровней «пригасания». Предусмотрено три варианта цвета подсветки кнопок: синий, красный, а также сочетание этих цветов.

Звуком (в отсутствие процессора) управляет двухполосный параметрик с набором частот 60/80/100/ 200 Гц и 10/12,5/15/17,5 кГц, для басов выбирается одно из четырёх значений добротности. На линейных выходах можно задействовать фильтр ВЧ с частотой среза 80/120/ 160 Гц. Встроенные усилители отключаются.

АМ-тюнер располагает раздельными банками для диапазонов средних и длинных волн. 6 секунд уходит на заполнение банка ЧМ-тюнера станциями по убыванию мощности. Объём реализованных функций RDS, по нашему мнению, соответствует «стандарту» (наверное, у инженеров Alpine стандарты те же).

В проигрывателе компакт-дисков реализованы два дополнительных режима воспроизведения из трёх (кроме сканирования). Можно на дисплей вывести список названий треков (или номеров, если диск без CD-текста). В компрессированных форматах выводится список имён папок (без разбора уровня) либо имён файлов в папке — и, соответственно, выбирается нужный. Воспринимаются, в том числе, и файлы в формате AAC. Аппарат может читать и тэги на русском, только надо в языковых установках выбрать Language 3. Кстати, под номером 4 там фигурирует загадочный East Europe Font — возможно, 86-й был задуман как первый в мире аппарат, пишущий на украинском, но в нашем экземпляре такой прошивки не было. Быстрый поиск в «компрессии» идёт с 12-кратной скоростью, причём неровными шагами, бег такого стиля демонстрируют киногерои, когда хотят, чтобы в них не попали. Здесь, конечно, тоже попасть трудно. C USB считываются файлы трёх компрессированных форматов (но не WAV).

Мужские голоса на CD излишне возвышенны. Тут не то чтобы не хватает низов, но голоса всё равно звучат легковесно, а интонации не убеждают. Женские голоса, возможно, тоже легковесны, но здесь это качество оборачивается повышенной певучестью, то есть плюсом. Скрипкам немного не хватает материальности, но они очень подробны, так что хочется сделать погромче, чтобы всё расслышать. Верх кому-то покажется слегка несдержанным, но всё же он сохраняет определённую деликатность при редкой детальности. У бубна всё же ощущается избыток звонкости. Рояль при достойной динамике не несёт и следа агрессии и воспринимается очень комфортно. Надеюсь, все поняли, что 9886 звучит совсем не так, как 9887?

Задник сцены в mp3 на своём месте, тембр фона похож на естественный. Второй план немного сдвинут назад, однако стабилен. Рояль свободен от привычной «кислотности», рассыпчат и при этом не навязчив. Сверху динамика несколько ограничена, но это всё же mp3, да и битрейт (128 Кбит/с) средний. Бас сохранил черты оригинала (на CD), только атака приобрела самостоятельность. Верх звонок больше обычного. С переходом на удвоенный битрейт (вы знаете, сколько это) задник остаётся на месте, и вокал второго плана по-прежнему держится немного поодаль. Бас ощутимо легче и комфортнее, чем бывает обычно. В почерке рояля принципиальных изменений не произошло, но он стал ещё легче и комфортнее. Атака басов всё ещё «живёт» сама по себе.

Кажется, я забыл упомянуть, что процессор PXA-H100 снабжён тремя парами линейных выходов — когда он подключён, они сменяют штатные линейные входы головного устройства. Вот если усилитель подключить к ним, звучание приобретает те же характерные особенности, что мы отмечали месяц назад у аппарата CDA-9887R. Всё похоже, но слуховая память шёпотом подсказывала: сегодняшний комплект чуть стройнее передаёт многозвучие оркестра на средних частотах. Возможно, впрочем, что это очередная иллюзия — всё-таки имеем дело с профессионалом.

Режим процессора (трёхполосный 3 Way или обыкновенный Fronr/Rear/Sub) задаётся переключателем на корпусе. Процессор сам по себе поддерживает следующее: эквалайзер с 10 заводскими и 6 пользовательскими установками может быть либо графическим, либо параметрическим. В первом случае центральные частоты (их семь: 63/150/400 Гц и 1/2,5/6,3/17,5 кГц) следуют через 4/3 октавы, и лишь последняя частотная точка «портит отчётность». Пять диапазонов параметрика перекрываются между собой не меньше, чем на 2/3 октавы, а на верхней середине наложение превышает 3 октавы. Однако центральные частоты в соседних полосах не могут быть выбраны одинаковыми, мало того, они должны отстоять друг от друга не меньше, чем на 4/3 октавы. Частоты среза фильтров кроссовера в «обычном» режиме изменяются в пределах от 20 до 200 Гц. В трёхполосном режиме фильтр НЧ каналов Low и фильтр ВЧ каналов Mid перестраиваются в том же диапазоне, для фильтра НЧ Mid и фильтра ВЧ Hi доступен диапазон от 20 Гц до 20 кГц. Крутизна спада для любого их них 6/12/18/24 дБ/окт. либо Flat, то есть любой из них может быть отключён. Наконец, временная задержка вводится для каждого канала в пределах от 0 до 9,9 мс с шагом 0,1 мс (или же от 0 до 336,6 см с шагом 3,4 см). В общем, если вы тут обнаружили различия с описанием процессора из теста CDA-9887R, то они «являются случайными и не могут служить основанием для преследования в судебном порядке».

Всё, «лабораторная работа» закончена, выходим «в поле». Полем для нас служил автомобиль Ford Fiesta 2006 года (жаль, что не «Фокус», это было бы совсем в тему), в котором уже установлены два первых компонента из сегодняшнего комплекта. Акустика тоже на месте: фронты с мидбасами 16 см, расположенными в дверях достаточно высоко, и пищалками, установленными в стойках на отражение от ветрового стекла. Сабвуфер «десятка» — в багажнике. Да, и у нас уже есть ноутбук, куда установлена программа Imprint Sound Manager. Осталось подключить микрофон и соединить компьютер с процессором PXA-H100. Начали.

Раскланявшись, программа спрашивает, по какому количеству измерений нам будет угодно произвести настройку (выбор: 2/4/6, рекомендовано — 4. Что ж, следуем рекомендации). Теперь нам надо сообщить, «куда настраивать»? (Два места на передних сиденьях, два сзади и «all». Конечно, выбираем водительское место.) Четыре измерительные точки система определила таким образом: водительское место, место переднего пассажира, центр заднего сиденья и у левой боковой стойки. (Похоже, Sound Manager немного удивился, не обнаружив задних динамиков, но ничего, стерпел.) Потом нам было предложено задать целевую частотную характеристику. Выбор такой: линейная АЧХ (Linear) либо характеристика, рекомендованная специалистами Audyssey Labs (Reference), либо она же, но с зажатой серединой. Поскольку можно запомнить одновременно две настройки, мы, естественно, исключили третью (она вообще на любителя). Взяли Reference — система показала, что было в исходном варианте (спаси нас, грешных) и что будет. Нам осталось только переслать данные в процессор. Потом повторить эту нехитрую операцию для кривой Linear. Вся процедура заняла 40 минут.

Выключаем комп, снимаем микрофон со штатива (фотографический штатив приобретается отдельно — мы об этом позаботились ещё 10 лет назад). Для проверки результатов, не мудрствуя лукаво, взяли диск EMMA — тот трек, который предназначен для проверки звуковой сцены. Там один из немецких создателей диска (что немецких — сомнений не вызывает) бродит по помещению студии размером 5 х 5 метров, имеющему в плане форму трапеции, и непрерывно комментирует свои перемещения. Вначале взяли исходный вариант, без обработки. Больше половины слов я не разобрал (а говорит он по-английски) — отнёс это поровну на счёт немецкого акцента и собственной дремучести, ну не разбираю я немецкий английский без немецкого же пива! Англоговорящий источник проследовал к левому краю приборной панели и там почему-то застрял, уверяя, что он движется в глубину зала. Потом переместился к правой двери, там подумал и сместился к углу ветрового стекла, пытаясь меня уверить, что он ушел на пять метров в глубину. Щас!

Включаем Reference. Ух ты! Оказывается, у мужика вполне разборчивый английский. Акцент, конечно, есть, а у кого его нет? Видимо, процессор прибрал ранние отражения салона. И ходить по студии немец теперь не ленится, как подменили. Особенно впечатляет, когда он уходит в дальний (правый) угол. Я даже представил себе помещение — на радио такое называются речевой студией, на телевидении — дикторской программной (вы такие в новостях видите). Включаем музыку. Звуковая сцена действительно впечатляет. Первый трек на диске Челентано 1996 года записан в объёмистом помещении, и здесь этот объём ощущается лучше, чем дома. Там же кто-то из артистов хлопает себя ладонями по ляжкам (кажется, Маккартни открыл этот новый для звукозаписи звук). Так вот, в данном случае очень сложно было понять, кого там хлопают и по каким местам. Впрочем, это естественно, чтобы правильно обработать короткий звук, система должна быть очень широкополосной, а это пока что «цифре» удаётся не в полной мере — чем, собственно, и оправдывается присутствие беспроцессорных систем на соревнованиях по SQ. Но я очень сомневаюсь, что какой-то из них удастся так поставить звуковую сцену, как это делает иллюзионист-профессионал.

Комментарий по характеристикам тюнера, по счастью, можно свести к минимуму: здесь всё нормально. Кстати, если сравните характеристики тюнера с теми, что были получены месяц назад для CDA-9887R, то увидите, что тюнер однотипный (а кто сомневался). А вот характеристики CD-секции отличаются, поскольку здесь мы их измеряли, пока процессор был ещё не подключён. На высоких частотах (от 4 кГц) АЧХ поднята, но очень аккуратно: максимум +0,2 дБ приходится на 16 кГц. (Неужели эти 0,2 дБ ощущаются как лёгкость звучания?) Центральные частоты параметрика здесь у нас такие: 60,4/82,3/101/198 Гц и 10,8/13,2/15,8/17,3 кГц. Фильтр ВЧ имеет частоты среза 85,9/124/160 Гц, крутизна спада 11 дБ/окт. В таблице мы также привели некоторые из характеристик процессора, которые нельзя иллюстрировать графически. Несложный расчёт показывает, что, когда головное устройство включено через процессор, сквозное отношение сигнал/шум составит 86 дБ, а переходное затухание останется таким же, как и без процессора. Если сравнить эти цифры с теми показателями, которые мы видели у 87-й «головы», получится, что здесь они чуть лучше. Возможно, это вызвано лишь случайным разбросом характеристик, а может, всё же действует старинное правило, гласящее, что внешние устройства почти всегда работают лучше.

На первом графике вы можете увидеть набор характеристик графического эквалайзера. Центральные частоты получились такие: 65,5/152/410 Гц и 1,02/2,53/6,35/16,0 кГц. Последняя полоса, как оказалось, находится там, где ей и положено быть «по закону» (а не по описанию): через 4/3 октавы от предыдущей. А ещё обратите внимание на то, как складываются характеристики эквалайзера и цифрового фильтра ВЧ: на частоте 22 кГц АЧХ приходит в «ноль», несмотря ни на что.

Центральные частоты параметрика (второй график) мы выбрали такие: 20/80/200 Гц и 1/3,15/8/20 кГц. Получили 21,1/81,7/208 Гц и 1,02/3,22/8,17/20,3 кГц. 20 кГц мы взяли из некоторого ехидства, вообще говоря, выше 16 кГц центральную частоту лучше не поднимать (обычно этого и не требуется).

Фильтровое вооружение (третий график) работает вполне ожидаемым образом, и лишь выше 10 кГц появляются определённые сюрпризы. Полоса Mid у нас была ограничена частотами 200 Гц и 2 кГц. И обратите внимание: при крутизне спада 6 или 12 дБ/окт. система устанавливает частоту среза по уровню -3 дБ, если же крутизна 18 или 24 дБ/окт., частота среза устанавливается по -6 дБ. Так оно положено по законам, но на слух (и при измерениях с помощью RTA) фильтры покажутся настроенными на разную частоту.

И на последнем графике вы можете увидеть, как процессор задерживает импульс, выданный системой Clio. 1 мс уходит у процессора на работу с сигналом: при нулевой задержке импульс появляется на выходе спустя это время. При максимальной задержке суммарное время обработки составляет 10,9 мс.

Мы, конечно, не смогли отказать себе в удовольствии измерить анализатором спектра частотные характеристики в салоне тестовой «Фиесты». Три спектрограммы получены на водительском месте при обходе процессора и при включённых режимах Reference и Linear. Понятно, что Sound Manager несколько идеализирует ситуацию (на то он и Manager), однако сходство измеренных и целевых функций несомненное.

 

 

 

 

 

 

 

Подготовлено по материалам журнала "Автозвук", август 2008 г. www.avtozvuk.com

Этот обзор прочитали 10 761 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий