Primare CD32/I32, обзор. Журнал "Stereo & Video"

Расслабленный джаз с виниловой вертушки буквально гипнотизировал — не находилось сил перевернуть пластинку.

Слово primare в словарях не значится, но явно тяготеет к primal — «первичный» и воспринимается как существительное, от него образованное (по аналогии с «nightmare»), а произноситься должно, по всей видимости, как «праймэа» с ударением на второй слог. Но хватит филологии, займемся собственно электроникой. Что же первично для Primare, шведской фирмы, чей дебютный продукт, интегральный усилитель, увидел свет в 1986 году, т.е. ровно четверть века назад, и теперь находится в музее индустриального искусства в Копенгагене? В Primare считают, что новые технологии нередко наводняют аппаратуру ненужными функциями, неоправданно усложняют настройку и управление. На это разработчики отвечают, как настоящие викинги: «Грузить новшествами надо технику, а не потребителя». Мастерство творца определяется тем, насколько органично достижения конструкторской мысли сочетаются с надежностью устройства, простотой в работе и привлекательным дизайном. Прекрасный девиз, но выполняется ли он на практике? Осмотрим аппараты внимательно. Они принадлежат к новейшей линейке, так что никаких скидок на возраст делать не будем. Корпуса из толстого стального листа призваны экранировать устройства и защищать их от внешней вибрации. Контрастные по цвету кнопки выступают над поверхностью фасада как раз настолько, чтобы при нажатии он не запачкался.

Поворотные регуляторы громкости и выбора источника на усилителе практически не имеют люфта, что свидетельствует о высоком качестве комплектующих и сборки. Дисплеи обоих устройств — не флуоресцентные, как может показаться на первый взгляд, а матричные, наподобие тех, что устанавливают в мобильные телефоны, поэтому обладают высокой информативностью и приятной для глаза индикацией. Ведущим в тандеме следует считать проигрыватель. Это не просто плейер, читающий CD-DA и МРЗ с «болванок». Порука тому — экипировка задней панели. Здесь живут несимметричный и балансный выходы аналогового сигнала, цифровые аудиовыходы трех основных типов (коаксиальный, оптический и балансный AES/EBU), а также порт USB для воспроизведения МРЗ-файлов с внешнего носителя. При этом найти нужный трек, ориентируясь на показания дисплея, совсем несложно: выводятся названия сразу пяти папок, выбранная подсвечивается. В общем, небольшой навык работы с пультом ДУ (он один на оба аппарата, что правильно), и дело в шляпе. Есть на задней панели плейера и все необходимые вспомогательные разъемы — входы/выходы триггера 12 В и внешнего ИК-датчика, а также RS-232. Такими же портами оснащен усилитель, так что комплект можно установить в закрытую стойку или вписать в многокомнатную AV-систему. Аудиотракт проигрывателя работает так: CD-транспорт переводит данные с компакт-диска в сигнал AES/EBU и подает его на преобразователь частоты дискретизации (пользователь может выбрать 48 кГц, 96 кГц или оставить изначальные 44,1 кГц), который одновременно минимизирует джиттер. Далее сигнал превращается в аналоговый посредством двух ЦАП'ов Burr-Brown РСМ1704 в сочетании с цифровым фильтром DF1706 (такая комбинация считается одной из лучших на сегодняшний день). Ток преобразуется в напряжение без посредства операционных усилителей, выходной кас-кад состоит из одного МОП-транзистора, работающего от активного источника тока. В аналоговом тракте отсутствуют конденсаторы, что исключает фазовые искажения сигнала. Усилители, работающие в классе D по технологии «сверхбыстрое мощностное устройство» (UFPD — Ultra Fast Power Device), наилучшим образом поддерживают глубину обратной связи независимо от частоты входного сигнала. В результате снижается КНИ, а особенности реактивной нагрузки акустических систем на работу почти не влияют, поэтому 132 способен, по утверждению специалистов фирмы, раскачать любой громкоговоритель. Использующий технологию «управление мощностным фактором» (PFC — Power Factor Control) блок питания сочетает преимущества классических устройств такого типа с импульсными. Еще один момент, достойный упоминания: в корпусе усилителя отведено место для модуля, который позволит воспроизводить потоковое аудио из интернета или компьютера, а также расширить диапазон подключаемых источников звука.

Результаты субъективного тестирования не обманули ожидания нашего жюри, повышенные в связи со смелыми заявлениями фирмы. Оказалось, что они сделаны не для красного словца. CD-проигрыватель великолепно отрабатывал мельчайшие нюансы звучания, а усилитель запросто укротил наши редакционные АС, очень, надо сказать, тяжелые на подъем. Нередко нам казалось, что мы тестируем именно их, а не тандем Primare — к усилителю можно подключать громкоговорители самой высокой ценовой категории без страха «принизить» их. Поразило предельно внимательное отношение к звуку: ни йоты информации не терялось даже на краях диапазона, инструменты были расставлены так, чтобы не заслонять друг друга. Расслабленный джаз с виниловой вертушки буквально гипнотизировал — не находилось сил перевернуть пластинку. Вообще, комплект работал со звуком, образно выражаясь, в белых перчатках. Он напоминает вышколенного дворецкого из фильмов об английской аристократии — предельная исполнительность при полной незаметности. Недаром разработчики утверждают, что специфического «звука Primare» нет и быть не может — есть стремление донести до слушателя замысел исполнителей, не утаив и не прибавив ни шороха. Достойнейшая цель.

Технический комментарий

Судя по АЧХ усилителя, перед нами — типичный представитель класса D: после 20 кГц характеристика начинает плавно снижаться и к 96 кГц опускается более, чем на 10 дБ. Впрочем, к нему можно смело подключать SACD-плейер (потенциал записей будет раскрыт, поскольку на 48 кГц спад амплитуды составляет всего 2 дБ). Соединять проигрыватель с усилителем рекомендуется по балансной шине, поскольку несимметричный сигнал все равно будет преобразован в балансный. По неравномерности АЧХ плейера и усилителя равны, дисбаланс каналов ниже уровня слышимости, КНИ мал во всем «значимом» диапазоне частот.

Амплитудно-частотная характеристика:

Коэффициент нелинейных искажений:

Спектр выходного сигнала проигрывателя:

Подготовлено по материалам журнала "Stereo & Video", март 2011 www.stereo.ru

Этот обзор прочитали 14 646 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий