Напольная акустика Davis Acoustics Cesar Vintage, обзор. Журнал "АудиоМагазин"

Разумеется, нельзя не упомянуть о великолепной стойкости системы к перегрузкам — они не проявляются на любых разумных уровнях, а прослушивание на «горячей» громкости в акустически подготовленном просторном помещении вызывает поистине фантастические эмоции...

Диктат классики

Примерно двенадцать лет назад французская фирма спроектировала топовые колонки Cesar, которые до сих пор и практически без изменений присутствуют в ее модельном ряду в качестве своеобразного звукового эталона. Флагманский «Цезарь» — это три полосы, большие размеры и внушительного диаметра басовые динамики, соответствующие не сиюминутной моде на «субтильную» акустику, а лишь строгим классическим акустическим принципам. Главный из них (в данном контексте) можно определить, вспомнив старую аудиофильскую поговорку: «Нет баса без габарита».

Традиционная High End-серия Davis включает в себя еще одну одноименную модель с приставкой Vintage — двойной, таким образом, намек на давно устоявшиеся стандарты конструирования и качества.

Внешне разница между этими колонками и оригинальными Cesar весьма существенна: первые имеют чуть более скромные габариты и оснащены другими динамиками, что, разумеется, повлекло за собой использование иных кроссоверов. Впрочем, дизайнерские отличия не способны замаскировать общие конструктивные черты, которых у обеих моделей намного больше, чем может показаться. Объединяют французского суперфлагмана и, так сказать, адмирала проверенная годами трехполосная конфигурация и применение драйверов с кевларовыми мембранами (Davis Acoustics сама производит динамики для своих АС). Причем если в оригинальной акустике установлен купольный шелковый твитер, то в новинке разработчики пошли еще дальше и сделали высокочастотную головку тоже на основе кевларового плетения — с комбинированной конической диафрагмой.

Можно предположить, что роскошные басовые динамики в обоих «Цезарях» изготовлены на основе приблизительно одних и тех же спецификаций и обладают близкими характеристиками. 310 см — это 12-дюймовый калибр, в последнее время встречающийся практически как особая привилегия лишь в акустических продуктах топ-уровня. По цене 10-дюймовая головка отличается от 12-дюймовой максимум процентов на двадцать, но на десяти дюймах словно проходит незримая черта, выше которой начинается «настоящий High End»; исключение делается только для сабвуферов. А разве для классической акустики существуют иные эффективные методы, кроме классических, предполагающих применение крупнокалиберных вуфе-ров? К сожалению, нет. Если даже конструктору удалось решить все проблемы с линейностью электроакустического преобразования (в подвесе, магнитной системе, зазоре) и даже — допустим на минуту — сделать небольшой диффузор на сверхгибком подвесе (получить сверхнизкую резонансную частоту), то даст ли это требуемый результат? Такой супердинамик и в 200-литровом корпусе физически не сможет эффективно воспроизводить глубокий бас — по вполне определенным акустическим причинам, связанным в первую очередь с отношением длины волны к диаметру излучающей поверхности. Если это соотношение слишком велико, то на выходе будет лишь качественный, часто красиво оформленный, возможно, даже эффектный, но все равно суррогатный бас. В этом смысле ничто не способно сравниться с одной полноценной НЧ-головкой крупного калибра. В больших динамиках вопросы, связанные с нелинейностью, решаются намного проще.

Примененный в Cesar Vintage роскошный басовик с бумажной мембраной сделан по классическим канонам — он имеет гофрированный диффузор с графитовым покрытием (для вязкости) и почти стандартным для крупных головок двойным подвесом, большую 75-мм звуковую катушку и, соответственно, немаленький пылезащитный колпачок. Масса такого динамика может варьироваться от 6—8 (с магнитной системой на основе редкоземельного магнита) до 15 кг (на классическом феррите). Басо-вик функционирует в фазоинверторном (как у оригинального Cesar) акустическом оформлении, однако здесь фа-зоинверторный канал направлен вниз и излучает НЧ-добавку через прямоугольный порт у днища колонки.

Частоты раздела полос, по данным производителя, установлены на уровне 150 и 3000 Гц. Внутрь корпуса АС мы залезать не рискнули, но, судя по некоторым впечатлениям, кевларовый 8-дюймовый динамик единолично отвечает за формирование нижнего регистра. Похоже, в этом кроется один из главных секретов звучания акустики. СЧ-драйверу придан персональный фа-зоинвертор, чей порт выведен на тыльную панель. Применением кевларовой мембраны, обладающей повышенной изгибной жесткостью по сравнению с другими материалами для диффузоров (бумага, полипропилен и т. д.), разработчики решили связанную с 8-дюймовым размером СЧ-излучателя проблему адекватной широты воспроизводимого частотного диапазона. У обычного бумажного среднечастотника диаметром 200 мм проблемы начались бы уже приблизительно с 900—1200 Гц, а у кевларового критические частоты располагаются значительно выше, что позволяет дотягивать ровный отрезок АЧХ до зоны ответственности твитера. Некоторые аудиофилы подозрительно относятся к этому материалу, отмечая «синтетическую окраску» звука, однако, как говорится, на вкус и цвет...

Высокочастотный драйвер с диафрагмой очень оригинальной формы, как отмечалось выше, тоже сделан на основе кевларовых волокон. Это новая разработка Davis Acoustics. Он похож на сильно уменьшенный в размерах обычный динамик с диффузором из кевлара и фазовыравнивающей «пулей».

Острый наконечник, судя по всему, является элементом, корректирующим форму АЧХ и, соответственно, тональный баланс. Интересно, что в акустике центрального канала Cesar C использован обычный купольный 25-мм твитер; таким образом, вопрос идеального тембрового согласования в случае применения Cesar Vintage во фронте кинотеатра остается открытым, хотя, надо полагать, компания не упустила этого из вида.

Для борьбы с внутренними резонансными явлениями в АС столь почтенных габаритов, а также для увеличения стойкости к структурным вибрациям (обе задачи особенно актуальны в данном случае) корпус изготовлен из толстого MDF (хотя и не сверхмассивного) и имеет скошенные боковые панели. Отделка натуральным шпоном с угловыми вставками из массива выполнена безупречно, а анодированные золотом крупные винтовые универсальные клеммы на задней панели внушают уважение.

Прослушивание

Следует сразу подчеркнуть то обстоятельство, что слуховая экспертиза проводилась в очень просторном демозале площадью около 100 м2 с полноценной акустической обработкой потолка и всего периметра стен.

Это внесло в субъективные впечатления совершенно определенные поправки и позволило колонкам раскрыться во всей полноте их низкочастотных способностей. Заранее можно предсказать, что в небольшом помещении качество баса несколько снизится, но здесь... Фундаментальный нижний регистр исключительной чистоты задает тон, властно очерчивает масштаб музыкального действия, показывает всем окружающим, что музыкальное здание ненадежно без прочного и высококачественного фундамента. В объемном, чистейшем, отменно артикулированном басе сразу чувствуется почерк первоклассной головки отнюдь не игрушечных габаритов. Тональный баланс близок к идеальному. Легкое своеобразие вносят, пожалуй, лишь высокие частоты. Хорошо слышны фоновые 15-килогерцевые шумы на старых аналоговых записях (исходниках), а особая, как бы искрящаяся, атмосфера свидетельствует, что твитеры изысканно акцентируют крайний верхний регистр. Это нисколько не мешает восприятию целостности звука, поскольку все основные (нижние) обертоны лежат существенно ниже отмеченной зоны, и только добавляет специй для улучшения вкуса музыкального блюда. Для «французского» звука подчеркивание ВЧ-края — абсолютно узнаваемая черта, но главные достоинства Cesar Vintage кроются совсем в других областях электроакустики. Свободная энергетика низких и средних частот, переходящих друг в друга плавно, без малейших швов, дает звучанию АС необычайно много! На него совершенно не влияет то, как стоят колонки — параллельно друг другу или глядя строго на слушателя; в обоих случаях виртуальная сцена воспринимается как масштабная, просторная и натуральная. Дело не в ориентации громкоговорителей: грандиозный масштаб панорамы обеспечивается превосходным низкочастотным потенциалом и благодаря очень малому уровню гармонических искажений в среднем басе, тогда как у обычных небольших колонок в указанной частотной области практически всегда присутствует нелинейность. Открытость музыкального образа у Cesar Vintage поистине феноменальная!

Музыкальные инструменты имеют вполне реальные размеры; в полную силу работают контрабасы, виолончели, ударные. А что особенно заметно и придает звуку подкупающую живость и сочность — это отточенная четкость атаки. Подобное свойство прослеживалось и у оригинальной модели, построенной на тех же принципах. Причина, вероятно, кроется в особой конфигурации драйверов.

Желтая кевларовая СЧ/НЧ-головка и 12-дюймовый басовик как минимум от 50 Гц работают синхронно, что вполне очевидно, если присмотреться к колонкам, воспроизводящим соответствующий сигнал. Следовательно, 8-дюймовая головка, скорее всего, отсекается разделительным фильтром только в области раздела с твитером; с нижней стороны ее рабочий диапазон практически не ограничивается электрическим способом (а определяется только естественным спадом АЧХ динамика). Эта на первый взгляд незначительная особенность фильтрации на самом деле исключительно важна для натуральности воспроизведения. Отсутствуют фазовые искажения, порождаемые лишней фильтрацией, разнобой в функционировании драйверов, малейшие швы на стыке зон ответственности басового и среднечастотного динамиков... Конечно, подобная конфигурация предполагает серьезные нагрузки на СЧ/НЧ-головку, но ведь не случайно она имеет S-образный линейный подвес и мощную магнитную систему.

Фактически это весьма хороший басовик, на основе которого можно было бы сделать классный полочник, разрезав Cesar по горизонтали (убрав НЧ-секцию). Однако в таком случае от яркого, полнокровного, масштабного звука осталась бы бледная тень. При всей благородной красоте звучание Cesar Vintage нельзя назвать академическим: в области 500—800 Гц ощущается очень плавный подъем частотной характеристики, обусловленный, видимо, совместной работой драйверов при пологом характере фильтров. Данный аспект подчеркивает и усиливает фактурность звучания, ничуть его не портя. Разумеется, нельзя не упомянуть о великолепной стойкости системы к перегрузкам — они не проявляются на любых разумных уровнях, а прослушивание на «горячей» громкости в акустически подготовленном просторном помещении вызывает поистине фантастические эмоции...

Подготовлено по материалам журнала "АудиоМагазин", №4 2012 г. www.audiomagazine.ru

Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий