Активный сабвуфер B&W ASW 12CM, обзор. Журнал "Салон AudioVideo"

Невероятно глубокий бас, быстрая атака и правильная передача послезвучий. Полный набор настроек позволяет подобрать оптимальные характеристики в любом помещении.



Выбор сабвуфера — не такое простое дело, как может показаться. И в 90% случаев проблема будет не в нем самом, а в акустических свойствах комнаты. Мы уже рассказывали (см. с. 34), что в любом помещении возникают стоячие волны, из-за которых на частотной характеристике появляются горбы и провалы, и бороться с ними очень непросто. Ситуация осложняется еще и тем, что стандартный набор настроек среднестатистической бас-машины не позволяет оптимизировать звучание системы, а поиск лучшего места ее установки в сложившемся жилом интерьере крайне ограничен.

В новой модели B&W ASW 12CM многие проблемы сведены к минимуму благодаря ее конструкции и дополнительным регулировкам. Этот активный 12-дюймовый сабвуфер имеет оформление «закрытый ящик», которое дает быстрый бас с хорошей атакой, практически недостижимый для фазоинверторных систем. Кроме того, отсутствие порта облегчает задачу по интеграции сабвуфера в конкретном помещении — его, например, можно ставить близко к стене или спрятать где-нибудь под столом или в нише. Хотя, должен заметить, что и на самом виду ASW 12CM гармонию интерьера не нарушит — почти правильный куб с черными полированными гранями выглядит дорого и благородно.

Солидный калибр драйвера и соответствующий объем корпуса позволяют получить чрезвычайно низкий бас — 25 Гц по уровню -3 дБ. И чтобы у вас не возникло проблем, упомянутых выше, инженеры B&W предусмотрели фильтр инфранизких частот с тремя частотами среза 18, 23 и 28 Гц. С его помощью бороться со «стояками» гораздо проще, да и глубина баса будет оптимальной в комнате любой площади. Согласование с сателлитами обеспечивается перестройкой основного фильтра в пределах 40 — 140 Гц, а более тонкий тюнинг возможен за счет дополнительной коррекции EQ A/B. Режим «А» рекомендуется, если сабвуфер установлен в углу или звонком помещении, а «В», наоборот, в центре комнаты или если она переглушена. Из полезных фичей отмечу раздельную регулировку уровня для линейных и высокоуровневых входов, а также возможность отключения фильтра низких частот. В последнем случае все регулировки осуществляются в басовом канале ресивера. Для интеграции в мультирум или систему с централизованным управлением предусмотрено дистанционное выключение через 12-вольтовый триггер.

Но получить глубокий бас — только половина дела. Если сабвуфер имеет повышенный уровень нелинейных искажений, его звучание будет скучным и утомительным. В ASW 12CM эта проблема решена благодаря особой конструкции самого громкоговорителя. Его диффузор, изготовленный из кевлара с целлюлозой, имеет форму, напоминающую шляпку гриба. Разработчики так и назвали его — Mushroom. Такой профиль обеспечивает большую жесткость при малой массе, соответственно, драйвер может работать в поршневом режиме, т.е. с минимальными искажениями, в большем диапазоне мощностей. Чтобы снизить тепловые искажения *, звуковая катушка имеет диаметр более 7 см и эффективно охлаждается при движении. Мощная магнитная система и двойная подвеска обеспечивают линейное смещение диффузора в обоих направлениях. И наконец, литая корзина снижает собственные резонансы драйвера.

Мощность встроенного усилителя, работающего в классе D — 500 Вт, так что ее будет достаточно даже для солидного домашнего кинозала.

Для испытаний я подключил ASW 12CM к ресиверу Sony SRT-DA-2400, а к нему, в свою очередь, Blu-ray-проигрыватель Sony BDP-S500. Фронтальные каналы озвучивались парой напольных АС Monitor Audio Gold Reference 20.

После нескольких пробных прослушиваний я обозначил в меню ресивера нашу фронтальную акустику как «Large» и установил частоту спада около 65 Гц. В настройках сабвуфера выбрал EQ «A» и срез инфранизких частот на 28 Гц — ниже уйти не удалось, в комнате появлялся очень неприятный гул. Сабвуфер органично вписался в систему, добавив в спектр изрядное количество инфранизких составляющих. Сразу же стало заметно отсутствие турбулентных призвуков при работе на большой громкости — это, кстати, еще одно важное преимущество закрытого оформления. Несмотря на солидный калибр драйвера, звучание ASW 12CM не кажется монотонным — он отличается очень быстрой реакцией и способностью воспроизводить резкие звуки, из-за чего каждый удар в сцене погони «Терминатора-3» прорисовывается резко и точно. Это, кстати, один из немногих сабвуферов, который можно настроить правильно — его как бы не слышно в процессе работы, но стоит выключить, как в звуке сразу начинает чего-то не хватать. Тракт сабвуфера чутко реагирует на все изменения настроек в меню ресивера и дает именно тот результат, на который ты рассчитываешь.

И с музыкой ASW 12CM справился прекрасно, здесь тоже пригодилась хорошая реакция. Некоторые ограничения можно заметить лишь на быстрой серии ударов большого барабана, здесь массивный диффузор не всегда успевает четко передать каждый из них в отдельности. Но тут мы всегда имеем дело с компромиссом — либо очень глубокий бас, как в нашем случае, либо скорострельность. Зато в обычном темпе, вплоть до аллегро, благодаря правильной атаке удары по бочке передаются с потрясающей натуральностью, с плавно затихающей реверберацией. Вот что значит закрытое оформление и хорошее демпфирование. А бас настолько глубок, что кажется, будто нижний диапазон расширился как минимум на октаву.

* При мгновенном нагреве звуковой катушки на пиках сигнала ее сопротивление растет, а ток и отдаваемая мощность падают. В результате ограничивается динамический диапазон, звучание становится «зажатым».

Басовый драйвер в разрезе. Конструкция имеет двойной подвес, мощную магнитную систему и воздушный канал для охлаждения звуковой катушки, за счет которого снижаются тепловые искажения.

Благодаря особой форме Mushroom диффузор обладает высокой жесткостью при относительно небольшой массе. Это обеспечивает минимальные изгибные деформации и быстрый отклик на приходящий импульс.


Плюсы: Невероятно глубокий бас, быстрая атака и правильная передача послезвучий. Полный набор настроек позволяет подобрать оптимальные характеристики в любом помещении.
Минусы: Некоторая инерционность подвижной системы, впрочем, типичная для диффузоров такого калибра.
Итог: Очень солидная бас-машина, способная качественно озвучить даже большие помещения. Может работать и с компактными сателлитами, но наиболее потрясающий эффект получится, если ей предоставить самый нижний участок диапазона.

7 раз отмерь

Амплитудно-частотная характеристика B&W ASW 12CM

В широкой полосе при коррекции EQ «В» и Bass extension «А» сабвуфер эффективно работает в диапазоне 28 — 120 Гц (красная кривая, вторая сверху). Это очень редкая картина, обычно на графиках виден узкий горб на частоте резонанса. Более того, по уровню -6 дБ сабвуфер работает вплоть до 24 Гц, а это уже совсем невероятно для закрытого оформления. При максимальном ограничении полосы (красная кривая внизу) максимум отдачи приходится 20 Гц, и если прибавить уровень, можно получить поистине тектонический бас.

При переключении в режим EQ «А» (зеленая кривая) отдача на отрезке 30 — 50 Гц ослабляется, что устранит большинство проблем с комнатными резонансами. Действие фильтра инфранизких частот в положениях «В/С» показано фиолетовым цветом соответственно.


 

Подготовлено по материалам журнала "Салон AudioVideo", декабрь 2009 г. www.salonav.com

Этот обзор прочитали 6 757 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий