Electrocompaniet

Electrocompaniet

В 1973 году на конференции AES доктор Матти Отала (Matti Otala) представил свою работу, посвящённую искажениям, названным автором "переходные интермодуляции" (Transient Intermodulation - TIM). На этой конференции присутствовал и Свейн Эрик Борья (Svein Erik Børja), норвежский продюсер студийных и радиопроектов и просто большой музыкальный энтузиаст.

Подробнее о бренде ElectrocompanietОбзоры товаров под маркой Electrocompaniet (23)Официальный сайт Electrocompaniet
www.electrocompaniet.ru
Аудиомания — авторизованный дилер Electrocompaniet

Комплект Electrocompaniet: blu-ray проигрыватель PBD-1 и стереоусилитель PI-2D, обзор. Журнал "Салон AudioVideo"

Дело в том, что нынешний владелец Electrocompaniet Микал Дреггевик является основателем другой компании, Westcontrol, специализирующейся на разработке электронного оборудования для военной авиации. Аналогичный подход практикуется и при создании домашней техники — четырёхслойные платы, поверхностный монтаж, тщательный отбор комплектующих и жёсткий выходной контроль готовой продукции. Собственно, благодаря качеству изготовления и надёжности компания способна конкурировать на рынке, притом что все компоненты изготавливаются в Норвегии, стране с самой высокой заработной платой.



Замедление экономического роста в Европе приводит к тому, что средний класс перестаёт интересоваться товарами длительного пользования, изготовленными в Китае. Низкая цена уже не столь привлекательна, на первый план выходят качество и надёжность, т.е. начинает работать известный принцип «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи».

Об этой тенденции мне рассказывали представители крупных компаний на недавнем High End Show в Мюнхене, нечто подобное уже происходит и у нас. В качестве подтверждения приведу нашу рубрику «Brand News» — изрядная доля новинок, поступающих сейчас на российский рынок, это высокотехнологичная и отнюдь не дешёвая техника европейского происхождения.

В концепцию «качество и надёжность» как нельзя лучше вписываются компоненты норвежской компании Electrocompaniet, которые соответствуют не только требованиям ISO9001, но и европейским военным стандартам. Дело в том, что нынешний владелец Electrocompaniet Микал Дреггевик является основателем другой компании, Westcontrol, специализирующейся на разработке электронного оборудования для военной авиации. Аналогичный подход практикуется и при создании домашней техники — четырёхслойные платы, поверхностный монтаж, тщательный отбор комплектующих и жёсткий выходной контроль готовой продукции. Собственно, благодаря качеству изготовления и надёжности компания способна конкурировать на рынке, притом что все компоненты изготавливаются в Норвегии, стране с самой высокой заработной платой.

Если углубиться в историю компании, можно вспомнить, что у её истоков стоял Матти Отала, известный специалист в области усилительной схемотехники. Он первым ввёл термин «интермодуляционные искажения» и предложил способ борьбы с ними, исключив из схемы общую обратную связь. Некоторые идеи Оталы воплощаются в современные изделия Electrocompaniet.

Компания, кстати, в нынешнем году отмечает сорокалетие и по случаю юбилея выпустила несколько любопытных компонентов. В их числе универсальный проигрыватель Electrocompaniet PBD-1, поддерживающий все наиболее востребованные аудио- и видеоформаты, в т.ч. CD, DVD Audio, SACD, DVD и 3D Blu-ray. Он также воспроизводит файлы с сетевых устройств (протоколы DLNA и SMB/CIFS) и USB-накопителей, в т.ч. видео AVCHD и MKV, музыку в высоком разрешении в WAV и FLAC, цифровые фото, а также потоковое видео и аудио из Сети.

Столь удивительная всеядность обеспечивается применением новейшего процессора Marvell Kyoto-G2H с технологией Qdeo, который на сегодняшний день считается наиболее совершенным чипом, позволяющим конвертировать 2D в 3D и HDTV в 4К.

Поскольку в данной рубрике мы сосредотачиваем внимание на звучании компонентов, на возможностях видеотракта останавливаться не стану. Скажу лишь, что Electrocompaniet PBD-1 задумывался как бескомпромиссный источник для домашнего кинотеатра и по совместительству — многоканальной системы для качественного воспроизведения музыки с SACD, DVD и Blu-ray. Кстати, при прослушивании SACD можно установить, какой поток будет выдан на HDMI, DSD или РСМ. Предусмотрен и чисто аудиофильский режим Pure Audio, в котором все видеосистемы полностью отключаются.

О качестве звукового тракта можно судить по данным производителя: преобразователь 24 бита/192 кГц, искажения во всём диапазоне частот 0,004%, динамический диапазон 110 дБ, уровень шумов менее -130 дБ.

Такими цифрами могут похвастаться немногие источники даже в классе High End. Единственное, чего не хватает, на мой взгляд, PBD-1, так это балансных линейных выходов, предусмотрены только линейные 7.1. Тем более что в усилителе PI 2D, относящемся к той же линейке Prelude, входы на XLR есть.

У проигрывателя очень удобный пульт ДУ — большой, с крупными кнопками разного цвета и формы. Кроме того, как и подобает современному источнику элитного класса, им можно управлять через планшеты и смартфоны, для чего нужно будет установить соответствующее приложение. Кроме того, имеются системные интерфейсы IR и RS232 для централизованного контроля в мультизонном комплексе.

Интегральный усилитель PI 2D, который мы собираемся слушать, рекомендован производителем для совместной работы с описанным выше проигрывателем в стереофонической системе. Хотя некоторые функции при этом будут продублированы — в усилителе имеется собственный ЦАП, способный декодировать аудио в формате 24/192 с коаксиальных входов и по асинхронному интерфейсу USB, а по оптике — 24/96. Впрочем, прирост качества может получиться заметный — в усилителе нет ни видеотракта (если не считать таковым цепи управления дисплеем), ни дискового привода, создающего помехи по цепям питания. Так это или нет, проверим на практике.

PI 2D — усилитель совсем новый, и о его схемотехнике никакой информации найти не удалось. Согласно паспортным данным, он способен работать даже на 2-омной нагрузке (в этом случае мощность получится 2 х 220 Вт), имеет полосу усиления от 1 Гц до 225 кГц и искажения в пять тысячных процента.

Усилитель тоже комплектуется пультом, но он меньше и проще, чем у проигрывателя.

Подключаюсь по аналогу (с линейных выходов проигрывателя FL и FR) в режиме стерео и ставлю первый компакт. Диск загружается и считывается моментально, да и привод мгновенно реагирует на команды, по сравнению с привычными задумчивыми CD-плеерами — просто сказка.

Лучший способ проверить источник — поставить сочинение для скрипки с оркестром. Изумительная по качеству запись Анны-Софи Муттер проигрыватель совершенно не смутила — и характер звучания солирующего инструмента со всеми нюансами, и особенности исполнения передавались предельно точно. И не просто точно, а безукоризненно с музыкальной точки зрения. Бархатные вибрации струны, атака, резкие ноты, динамические контрасты — всё предельно естественно, живо, без малейшей окраски или вуали. Оркестр масштабен и подробен, ни один инструмент, ни одна нота не ускользает от внимания. В нижнем регистре, обычно не слишком информативном, вдруг проявились чёткие ритмические структуры. Звучание быстрое, энергичное, захватывающее. И что удивительно — удалось даже выжать кое-что новое из записей на SACD, они показались более лёгкими, воздушными, аналоговыми, если хотите.

Конечно, всё сказанное выше можно также считать заслугой усилителя. Его вклад — великолепная общая динамика, на пиках громкости оркестр звучит с экспрессией и богатейшим гармоническим спектром, без заметных усилий. Правда, на продолжительных мощных крещендо чувствуется жёсткость в верхнем диапазоне — верный признак повышенных искажений. Но, должен признаться, наша редакционная акустика Monitor Audio Gold Reference 20 — нагрузка не из лёгких. На обычной громкости к звучанию усилителя придраться сложно. Он достаточно энергичен, чтобы завести аудиторию тяжёлым роком и порадовать серьёзного меломана изяществом сложного классического произведения.

Переключаемся на коаксиальное соединение через 75-омный цифровой кабель. Ранее я не стал упоминать о построении звуковой сцены — она была в меру точной, с острой локализацией и явным задним планом. Сейчас же она радикально изменилась — растянулась перспектива в глубину, наряду с тыловым появился и промежуточный ряд виртуальных источников. Чуть лучше оформился бас. Субъективно его даже оказалось чуть меньше, на самом деле исчезли монотонные, гудящие нотки, которые раньше почему-то не замечались, и нижний регистр стал восприниматься более лёгким, комфортным. Внимательно прислушивался к верхнему диапазону — именно на его характере, как правило, сказываются перестановки в цифровом тракте — но ничего особенного не заметил.

Ещё одно свидетельство грамотного проектирования этих компонентов — минимальная чувствительность к качеству аудиокабелей. Это особенно важно в многоканальных системах со сложной коммутацией.

Если говорить о видеотракте, то в нём, конечно, лучше использовать «правильные» кабели HDMI, благо их потребуется от силы два-три. Картинка с Blu-ray очень впечатлила — она чёткая, контрастная, с прекрасной проработкой тёмных участков изображения и без пересвечивания светлых. И в придачу очень реалистичная, мягкая «киношная», без явных признаков цифровой обработки.


Electrocompaniet PBD1:

  • Воспроизводимы форматы: BD-Video, Blu-ray 3D, DVD-Video, DVD-Audio, AVCHD, SACD, CD, HDCD, Kodak Picture CD, CD-R/RW, DVD±R/RW, DVD±R DL, BD-R/RE
  • Сетевые протоколы: DLNA, Ethernet/WiFi
  • Звуковые форматы: HDMI Audio: до 7.1/192 кГц PCM, до 5.1 DSD, Dolby Digital, Dolby Digital Plus, Dolby TrueHD, DTS, DTS-HD High Resolution, DTS-HD Master Audio
  • Выходные интерфейсы: аудио TosLink, SPDIF, линейные 7.1 (RCA); видео 2 x HDMI (480i/480p/576i/576p/720p/1080i/1080p/1080р24/4Кх2К, 3D frame-packing 720р/1080р24)
  • Диапазон частот (±0,05 дБ): 20 — 20 000 Гц
  • Общий уровень искажений (20 Гц — 20 кГц): 0,004%
  • Динамический диапазон: 110 дБ
  • Отношение сигнал/шум: > -130 дБ
  • Выходной уровень при 0 дБ: 2 В
  • Габариты: 424 х 316 х 90 мм
  • Масса: 6 кг

Electrocompaniet PI 2D:

  • Диапазон воспроизводимых частот, (-3 дБ): 1 — 225 000 Гц
  • Отношение сигнал/шум (А-взвешенное, 20 Гц — 20 кГц): > -130 дБ
  • Выходная мощность при сопротивлении нагрузки: 8 Ом 2 х 100 Вт, 4 Ом 2 х 165 Вт, 2 Ом 2 х 220 Вт
  • Коэффициент гармоник (20 Гц — 20 кГц): < 0,005%
  • Разделение каналов (1 кГц): > 120 дБ
  • Выходное сопротивление: < 0,03 Ом
  • Демпинг-фактор (8 Ом): > 300
  • Максимальный пиковый выходной ток: > 50 А
  • Габариты: 90 х 424 х 337 мм
  • Масса: 10,3 кг

7 РАЗ ОТМЕРЬ


Зависимость КНИ от выходной мощности Electrocompaniet PI 2D

Спектр искажений Electrocompaniet PI 2D
Интересная картина: вплоть до 1 Вт на Д-омной нагрузке (красная кривая) уровень искажений меньше, чем на 8-омной (зелёная). В целом же КНИ очень мал во всём диапазоне мощностей — не более 0,05% вплоть до начала клиппирова-ния. Соответственно, этот усилитель сможет работать с любой акустикой, будет разной лишь отдаваемая мощность. На 8 Ом максимальное значение (при КНИ = 1%) составит 70 Вт RMS, а на А Ом — 100 Вт. Предельная же мощность при КНИ=10% — 120 и 200 Вт соответственно. Общий коэффициент искажений порядка 0,022% при выходной мощности 15 Вт получен в основном за счёт трёх первых гармоник. Чётные составляющие, вопреки традиционным представлениям о работе двухтактного усилителя, имеют почти такую же амплитуду, как и нечётные, гармоники выше 6-й в спектре отсутствуют. Звучание усиЛителя может быть очень чистым в верхнем диапазоне, но стерильным и холодным оно не покажется благодаря высокой амплитуде 2-й гармоники.

 

Подготовлено по материалам журнала "Салон AudioVideo", август 2013 г. www.salonav.com

Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий