ELAC

ELAC

Немецкая компания ELAC имеет долгую историю и проверенные временем традиции поддержания высочайшего качества продукции. Будучи основана в 1926 году, компания изначально работала в области гидроакустики, лишь после Второй мировой войны поменяв специализацию и начав разрабатывать и выпускать аудиотовары для домашнего применения.

Подробнее о бренде ELACОбзоры товаров под маркой ELAC (73)Официальный сайт ELAC
www.elac.ru
Аудиомания — авторизованный дилер ELAC

Напольная акустика Elac FS 409, обзор. Журнал "Pro High End"

FS409 демонстрируют уникальное сочетание аналитичности и музыкальности, было бы преувеличением приписывать эту особенность исключительно продукции ELAC, но чтобы найти подобное качество у других производителей акустических систем, придется забраться несколько в другой ценовой диапазон.


В 1993 году компания ELAC покупает у обанкротившегося производителя акустических систем A.R.E.S. технологию производства теперь уже легендарного JET-твитера, существенно доработанного ленточного излучателя Хейла. В этом же году на выставке IFA в Берлине компания демонстрирует серию Elegant, в которой впервые использует НЧ-динамики AS (Aluminium Sandwich). В 2007 году инженеры ELAC модифицировали эту технологию (теперь она носит название AS-XR, от eXtended Range), а непосредственно динамики Crystal были впервые установлены в колонках серии 240, дебютировавших на все той же берлинской выставке. В этой же серии, если мне не изменяет память, была впервые опробована технология размещения порта фазоинвертора напротив опорной плиты корпуса.

В конце позапрошлого года компания анонсировала абсолютно новую «четырехсотую» серию акустических систем, в который был впервые задействован JET-твитер уже пятого поколения. На данный момент и серия в целом, и ВЧ-динамик — самые новые у ELAC; возможно, именно это сподвигло производителя разработать на их базе беспроводную серию AIR-X, первые прототипы которой были показаны в прошлом году. Уже традиционно мы протестируем старшую напольную модель под индексом 409.

Специально для максималистов хотел бы сразу объяснить разницу между тестируемыми АС и флагманской на сегодняшний день «пятисотой» серией. 10 лет назад, в рамках представления «шестисотой» серии АС, третье поколение JET-твитеров обзавелось приставкой Х в названии и соосным СЧ-динамиком в конструкции, который представлял собой плоский кольцевой диффузор в виде «сэндвича» алюминий-номекс-алюминий. Ну а в мае 2011 года на выставке в Мюнхене компания представила нынешнюю флагманскую серию АС под индексом 500. В ней применен коаксиальный динамик под названием VX-JET, который можно выдвигать за пределы передней панели или задвигать внутрь. Кроме этого, во флагманском СЧ-динамике используется технология LLD (Long Linear Drive). Суть ее заключается в использовании короткой многослойной катушки на титановом каркасе, которая движется в длинном зазоре магнитной системы на основе сплава NdFeB, за счет чего удается обеспечить увеличенную амплитуду смещения динамика при низком уровне искажений. Это всё к вопросу о схожем внешнем виде различных АС и существенно разнящейся стоимости. Мы, впрочем, собрались тут не для того, чтобы обвинять FS409 в упрощенном конструктиве, а чтобы убедиться в их качестве в рамках заданного бюджета.

Если я правильно понимаю, то, исходя из заявленных частот разделов и 3,5-полосной конфигурации акустических систем, нижний вуфер работает до 140 Гц, верхний — до 360 Гц, от этой отметки и до 2,7 кГц эстафету подхватывает СЧ-динамик, а последние четыре с лишним октавы ложатся на хрупкие плечи излучателя Хейла. В комплект поставки входят защитные сетки с магнитными креплениями и регулируемые по высоте шипы. Варианты отделки корпуса — глянцевый лак с подложками черного, белого и табачного (насыщенного коричневого) цвета, а также натуральным ореховым шпоном. Страна изготовления — Германия.

Прослушивание

Акустические системы из Киля с момента своего первого появления в России были окружены каким-то покровом тайны. Они очень хорошо известны всем, кто так или иначе связан со сферой Hi-Fi по работе, и в гораздо меньшей степени они известны обывателю. Впрочем, это весьма распространенное явление. Узкая специализация означает распространение информации, как правило, среди целевой группы. Но в случае с ELAC продукция этой компании явно достойна большего. К тому же, на фоне массового переноса производства акустических систем в Китай, ELAC имеет все шансы в скором времени остаться одиноким островком в океане продукции, произведенной в Поднебесной. Первое, на что обращаешь внимание, — это идеальное качество изготовления и отделки. Вошедшая в поговорку фраза о немецком качестве блекнет перед педантичностью подгонки элементов FS409. Кажется, что в словаре изготовителя нет слова «мелочь». Хотя, наверное, по-другому и быть не могло.

В первые минуты звук акустических систем не производит никакого впечатления. Кажется, что их просто нет, настолько, что уху не за что зацепиться. И, возможно, в этой «невидимости» и кроется причина, по которой оценить их звучание под силу исключительно подготовленному слушателю. Открытое и прозрачное звучание FS409 сочетается с великолепной сценой, одной из лучших в своём классе, да и, пожалуй, за его пределами. Акустические системы рисуют образы — простите за неоригинальность — с немецкой педантичностью. Кажется, что их можно потрогать руками. Для большинства конкурентов такая «визуализация» остается несбыточной мечтой. По всей видимости, это следствие полного цикла, когда всё, «от и до», производится непосредственно в одном месте.

Симфонические составы и хоровые коллективы, пожалуй, наиболее полно раскрывают возможности FS409. «Praise Ye the Lord» с диска Requiem далласского коллектива Turtle Creek Chorale демонстрирует великолепные вокальные данные АС, попутно представляя возможность закрыть глаза и попытаться построить собственную версию расположения хора в пространстве перед собой. Может получиться весьма занятно. Впрочем, для этого можно воспользоваться любым треком с диска. Или другими записями Turtle Creek. У далласцев, которые почти 30 лет удерживают звание одного из лучших в мире хоров, проходных записей я не припомню — по крайней мере, в разделе классики. Попутно хочется, наряду со слитностью звучания, отметить прекрасное разделение голосов. FS409 показывают себя как весьма тонкий и правильно отъюстированный инструмент, которому по силам многое. В том числе очень приличный динамический диапазон. Естественно, при этом потребуется установить уровень громкости усилителя, как минимум, не ниже номинального. Петь при прибранной ручке громкости даже при чувствительности в 89 дБ ELAC не будут. Два басовика нужно чем-то раскачивать. А вот если их раскачать, то качают они очень прилично.

Прослушав «горячую» подборку, включающую в себя канонические AC/DC, ZZ Top, Black Sabbath c Black Label Society (куда ж Уайлду от Осборна деться?) и Metallica, я остался в совершенном восторге. Да, возможно, FS409 не «рубят мясо», взваливая всю работу на нижний регистр, — зато они создают потрясающий драйв и ощущение присутствия. И бочка, и бас-гитара воссоздаются очень правдоподобно и с деталями. Кроме того, не следует забывать, что FS409 — это универсальные системы, и если уж они так отыгрывают тяжелый рок, то это явно бонус, а не цель разработчиков. А ещё они здорово передают звук рояля. Конечно, и струнные, и духовые у ELAC выходят просто «на загляденье», не говоря уже о всяких красивостях — ксилофонах, маримбах, клавесинах. Но рояль — это что-то особенное. В записях фортепианной музыки открывается столько информации, что, кажется, по сравнению с прослушиванием на других системах в нашем случае крышку открыли, а там — забыли.

И при этом ни на секунду не возникает ощущения отстраненности, мониторности. Натуральное живое звучание инструмента. Вообще, FS409 демонстрируют уникальное сочетание аналитичности и музыкальности, было бы преувеличением приписывать эту особенность исключительно продукции ELAC, но чтобы найти подобное качество у других производителей акустических систем, придется забраться несколько в другой ценовой диапазон. Вот только отечественную эстраду (в большей её части) я бы слушать на ELAC не стал: сделать немузыкальное музыкальным не под силу даже им, а вот все огрехи видны как на ладони. Блюз и джаз — без ограничений. И ещё органная музыка. Записи органа потрясают, заставляя усомниться в услышанном. Конечно, самые нижние ноты мы услышим только через обертона (на чем ещё можно услышать органную субконтроктаву, кроме как не на самом органе?), но НЧ обрезан снизу настолько искусно, что не возникает ни малейшего ощущения этой самой обрезки. Наоборот: кажется, что частотный диапазон простирается вплоть до самого края слухового диапазона. И лишь запись тестовых сигналов, заставляющая басовики беззвучно двигаться в своих подвесах, восстанавливает торжество физических законов, одновременно заставляя снять шляпу перед разработчиками из Киля.

Вывод

Как бы это ни прозвучало, но я не обнаружил у FS409 сколь-нибудь заметных недостатков, о которых мог бы упомянуть. Безусловно, отыскивать что-либо, извлекать наружу и писать об этом на порядок легче, чем заявлять, что здесь все хорошо. Однако по мне — FS409 идеальны. И легкую тень сомнения в собственных выводах меня заставляет ощущать лишь факт наличия у производителя «пятисотой» серии. Но это совершенно другая история, которую мы, вдобавок, уже рассказали (см. №16).


Контрольная система

  • SACD-проигрыватель Esoteric K-07;
  • предварительный усилитель T+A P3000HV;
  • оконечный усилитель T+A A3000HV;
  • сетевые кабели QED Qonduit P-MC;
  • межблочные кабели Musical Wire Cadence Signature;
  • кабели для подключения АС inakustik Referenz Selection LS-1603.

    Подготовлено по материалам журнала "Pro High End", №6, 2014 г. http://prohighend.ru

    Обсуждение данного материала
    Комментариев пока нет. Станьте первым!
    Написать свой комментарий