Почему MC-головки лучше, чем MM (и тем более MI). Статья от Van Den Hul

Головка звукоснимателя — маленькое механическое чудо на грани ювелирного искусства и кулибинской изобретательности. Где еще встретишь в одном изделии искусственный алмаз зеркальной полировки, медный провод тоньше паутины, натянутые стальные нити, регулирующие гибкость, мощнейшие магниты размером с маковое зернышко, корпуса из ценного дерева или новейших полимеров, наконец, иглодержатели из сапфира, бериллия или бора?

Сохранить и прочитать потом —         


Головка звукоснимателя — маленькое механическое чудо на грани ювелирного искусства и кулибинской изобретательности. Где еще встретишь в одном изделии искусственный алмаз зеркальной полировки, медный провод тоньше паутины, натянутые стальные нити, регулирующие гибкость, мощнейшие магниты размером с маковое зернышко, корпуса из ценного дерева или новейших полимеров, наконец, иглодержатели из сапфира, бериллия или бора?

Безусловно, на рынке есть много головок - хороших и разных. Есть несколько отличных головок ММ (с подвижным магнитом). Есть даже головки MI (с подвижным железом). Есть МС с высоким выходом. Но реальной альтернативы «настоящей» МС-головке для воспроизведения современных грампластинок не существует. Ее преимущества очевидны.

Представьте себе некое подобие рычага с точкой опоры. На одном конце качелей игла, на другом — вполне увесистый магнит. Колебания иглы приводят магнит в движение, которое индуцирует ток в двух окружающих его обмотках. Таков принцип работы ММ-головки. Вся жизнь ММ-головки проходит в постоянной борьбе иглы с инерцией магнита. Масса подвижной системы немалая, число витков обмоток - тоже. Поэтому неизбежны резонансные явления как электрического, так и механического характера, попадающие в звуковой диапазон! За счет большой массы ограничен диапазон воспрозводимых верхних частот, за счет большой индуктивности (0,5–1 генри) возникает электрический резонанс с суммарной емкостью входного импеданса усилителя-корректора и соединительных кабелей (параллельный контур RLC). Длинный иглодержатель, немалая масса подвижной системы и большая индуктивность обмоток в результате приводят к тому, что спад на высоких частотах у ММ-головок плавно начинается с 8 к Гц и частоты выше 20 кГц как правило не воспроизводятся вовсе. Зато выходной сигнал у такого звукоснимателя 5 мВ или больше.

В МС-головке рычаг (иглодержатель) намного короче и закреплен с одного конца. Рядом с закрепленным концом противовесом игле выступают лишь сравнительно легкие катушки. Они находятся в поле постоянного магнита, потому их колебания наводят в них ток. Масса подвижной системы мала, собственный механический резонанс уходит вверх по частоте за пределы звукового диапазона. Емкость нагрузки и кабеля фактически не имеет значения, так как индуктивность катушек мала — витков мало. Выходной сигнал, правда, на порядок ниже, чем у ММ-головок, но полоса частот до 40–50 кГц и разделение каналов на 10 дБ лучше, чем у ММ, спокойно достижимы.


Статья входит в разделы:Как выбрать. Гид покупателя

Поделитесь статьёй:        
Обсуждение данного материала
23 ноября 2015, 17:31
Эдвинович
ММ лучше
18 апреля 2017, 16:25
Олег Викторович (Гость)
Очень просто и понятно объясняется разница между ММ и МС картриджами. Но стоило добавить, что для повышения выходного уровня МС картриджа потребуется усиление с дополнительными паразитными шумами, а также очень, очень короткий электрический тракт от катушки, до входа фонокорректора. В этих условиях становятся оправданными встроенные фонокорректоры, особенно если они построены на основе ламповой схемотехники. В остальных случаях надо быть уверенным, что достоинства МС картриджа не будут сведены на нет некачественным фонокорректором и длинным электрическим трактом с существенными наводками и шумами.
18 апреля 2017, 17:34
Владимир Лобков (Аудиомания) Специалист по Hi-Fi и High End
Олег Викторович, здравствуйте.
Тем не менее, достоинств МС никто не отменял, а шумы дополнительного каскада усиления MC фонокорректора ликвидируются заменой такового на повышающий трансформатор. Встроенные в виниловый проигрыватель фонокорректоры на лампах, очевидно, очень большая экзотика.
27 июля 2017, 15:28
Олег Викторович (Клиент Аудиомании)
"Входные трансформаторы, применяемые для согласования фонокартриджей по импедансу, звучат не так, как электронные схемы. Дополнительные шумы намагничивания (шумы Баркхаузена) делают звук мягче, но снижают разрешение. Так что супер качество вашей головки может потеряться в шумах трансформатора." -- профессор ван ден Хул...
Написать свой комментарий