Винил и CD: на вкус и цвет [Перевод]

Однако, давайте не будем обманывать себя. Винил – это отличный музыкальный формат, но мысль о том, что его звучание лучше, чем звучание несжатых цифровых записей сама по себе нелепа. Суть в том, что они звучат по-разному, только и всего.


В адрес ежегодного чествования виниловых пластинок поступает множество жалоб, связанных с вопросами бизнеса, но это ничто по сравнению с духом дня, который побуждает людей исследовать и покупать новую музыку. Кроме того, винил более привлекателен как формат, чем MP3 или CD. Что-то внутри радуется, когда игла опускается на пластинку, или ты рукой проворачиваешь ее для перемотки. В мире, где на вечеринке кто угодно может поменять плейлист и поставить свою любимую музыку, приятно иметь формат, который не так-то просто подменить.

Однако, давайте не будем обманывать себя. Винил – это отличный музыкальный формат, но мысль о том, что его звучание лучше, чем звучание несжатых цифровых записей сама по себе нелепа. Суть в том, что они звучат по-разному, только и всего.

Чего не может винил

С точки зрения теории нет никаких причин, по которым винил должен звучать лучше. При записи музыки на виниловые пластинки (в видео отлично разъяснены некоторые сложности мастеринга винила) нужно учитывать ряд особенностей, одной из которых является способ кодирования звука, которому нет эквивалента в формате CD. Также, винил ограничен свойствами материала, но при этом должен воспроизводить весь спектр звуковой волны, не вызывая искажений. Это условие ограничивает динамический звуковой диапазон – другими словами, диапазон частот, которые вы можете слышать.

Если вы записываете слишком низкие ноты, это будет означать, что на плоскости пластинки поместится запись меньшей длительности. Если же звуковой тон будет слишком высоким, то возникнут искажения, поскольку создать соответствующую дорожку будет очень тяжело. Поэтому инженеры при создании мастер-диска для виниловой записи часто обрезают излишне высокие или низкие частоты, используя для этого различные методы, каждый из которых влияет на звучание музыки.

Например, простым примером высоких частот на записи являются помехи, возникающие при произношении шипящих согласных, или согласных «с» или «з», которые могут при быстром произношении создавать эффект свиста (например в словах: «zip», «shack», «sap»). Это создает серьезные проблемы для специалистов, работающих с винилом, поэтому они часто вынуждены устранять избытки высоких частот на записи, делая свистящие звуки менее выраженными в процессе редактирования, или же просить вокалистов произносить проблемные места по-другому в процессе записи.

Методы обработки аудио, устраняющие слишком высокие частоты, широко применяются и для других форматов звукозаписи, но при записи на винил они жизненно необходимы. Если вы намерены сохранить громкое шипение по каким-либо эстетическим задумкам, и хотите сделать виниловую пластинку с такой записью, то вам не повезло. Когда же приходится избавляться от высоких частот, перезаписывая вокал, это может сильно повлиять на звучание. Вокалисты вынуждены исполнять композиции менее «сильно», и как результат – теряется уровень экспрессии.

Что может CD


Звукооператор за аудиоконсолью микширует звук. Дания, 2011. Фото автора PYMCA/UIG / Getty Images

Поскольку формат CD – это исходный аналоговый аудиосигнал, который подвергся дискретизации, у него есть некоторые ограничения по частоте. Виниловые записи, в теории, сразу кодируют гладкую аудиоволну, CD же измеряет значение аналоговой величины через определенные промежутки времени в различных точках, и, затем, объединяет их. «Неважно насколько высока частота дискретизации, – как-то писал Элиот Ван Бускирк (Eliot Van Buskirk), сотрудник журнала Wired, – всю информацию, представленную аналоговой записью, закодировать невозможно».

Высказывание Элиота Бускирка в целом правдиво: так работает CD-формат – выбирает множество сэмплов из исходной аудиоволны и выстраивает их последовательно. Но такая точка зрения ошибочна по двум причинам. Во-первых, при создании виниловых записей возникают ошибки, из-за которых спрессованная дорожка не получается точной копией аудиоволны, записанной на эталонной пластинке, и не последней причиной этого являются ограничения по частоте. Правда в том, что CD никак не может точно воссоздать эталонную аудиоволну (в большинстве случаев не может – теорема Найквиста-Шеннона утверждает, что такое возможно), но и виниловая запись не может этого тоже.

Еще важнее то, что громкость сэмплов должна быть достаточной, чтобы создать копию, которую человеческое ухо слышит так, словно это оригинальная запись. Частота дискретизации у CD-формата составляет 44,1кГц – это означает, что происходит считывание значений эталонной записи 44 100 раз за секунду в диапазоне звуковых частот до 20кГц — это предел слышимости человеческого уха. Как минимум один эксперимент подтвердил, что слушатели не замечают разницы между записями, в которых есть частоты выше 21кГц и теми, которые таковых не содержат. Вы можете считать, что способны слышать частоты, не поддерживаемые форматом CD, но, скорее всего, это не так.

Спустя некоторое время, инженеры придумали, как выжать большее из 44,1кГц. Скотт Мэткалф (Scott Metcalfe), заведующий кафедрой искусства и науки звукозаписи в Институте Пибоди при Университете Джона Хопкинса, объясняет, что инженеры стали использовать «избыточную дискретизацию» при создании цифровых файлов, значение частоты которой гораздо больше 44,1кГц. Затем запись сжимается обратно до частоты CD-формата. «Сигнал захватывается на гораздо большей частоте дискретизации, которая затем с помощью математических преобразований приводится к частоте 44,1кГц, – говорит Мэткалф, – это позволяет точнее сохранить записываемую информацию».

Мэткалф рассказал о еще одной проблеме, связанной с поступающей критикой в адрес CD-формата. Даже если используемый метод звукозаписи поддерживает частоты выше 20кГц, это бесполезно, если у вас нет микрофона, способного записывать такие частоты, и нет такого динамика, который бы их воспроизводил. У большинства студий нет микрофонов, чувствительных к частотам выше 20кГц, а динамики, их воспроизводящие, встречаются и того реже. В действительности, большинство аудиосистем оснащены фильтрами низких частот, которые обрезают все частоты выше указанной. Факт состоит в том, что CD-формат способен создать еще более точную копию звуковой волны, чем винил.

А что же предпочитают люди?


Жаль, что нельзя провести соревнование между CD и винилом по аналогии с Pepsi и CocaCola. Владелец изображения Pepsi

Известный факт: американцы покупают цифровые копии песен в гораздо большем количестве, чем другие альтернативные музыкальные форматы. В связи с этим можно предположить, что они предпочитают слушать цифровую музыку или CD, а не винил. Если подсчитать продажи как альбомов, так и песен, то окажется, что в прошлом году (2013) было продано 243,5 млн. цифровых альбомов, 165,4 млн. альбомов, изданных на CD, и 6,1 млн. виниловых пластинок. Учитывая, что сжатый цифровой звук значительно хуже по качеству, чем CD или винил, видно, что потребители больше заботятся об удобстве приобретения и использования, чем о качестве звука.

Но сравнивать CD и винил немного неправильно, поскольку разные люди понимают под словом «удобство» разное. Вы не можете уместить тысячу песен на виниловых пластинках в вашем кармане и слушать их на пробежке. Но что, если сравнивать цифровое и аналоговое аудио при равных, контролируемых условиях?

К сожалению, никто не проводил тест на сравнение винила и CD, но есть результативный эксперимент Джона Геринджера (John Geringer) и Патрика Дуннигана (Patrick Dunnigan) из штата Флорида, в котором сравнивались CD и высококачественные кассетные записи. Хотя кассеты, продаваемые покупателям, и обладают худшим качеством звука, чем виниловые записи, к магнитной ленте не предъявляются особые требования при производстве, и сам формат не страдает от ограничений частоты, которые навязывает виниловый формат во избежание звукопотерь. Конечно, данный эксперимент не совсем годится для использования в нашем контексте, но понимание того, как люди воспринимают высококачественный аналог цифрового звука, должно пригодится в рамках данного материала.

Геринджер и Дунниган использовали одинаковые микрофоны и настройки микшерных пультов, чтобы записать 4 различных концерта, используя цифровую запись и высококачественный аналоговый кассетный рекордер (модель MR-3 марки Nakamichi широко известна среди меломанов). Затем они попросили 40 испытуемых прослушать записи. Участникам эксперимента позволялось пользоваться наушниками и аудиоколонками и в любой момент переключаться между цифровой и кассетной записью. Испытуемые не знали, какая запись является цифровой, а какая – аналоговой. Затем их попросили написать о выборе, который они сделали.

Как оказалось, большинство склонилось в пользу цифровой записи. «Участники эксперимента дали гораздо более высокие оценки качеству низких и высоких частот цифровой записи», – отчитались Геринджер и Дунниган. Результаты оценки цифровых записей оказались хуже по некоторым пунктам (записи струнных оркестров были практически одинаковыми) по сравнению с аналоговыми записями, но их средний балл всегда превышал средний балл аналоговых. Большинство приличных аналоговых записей были исключены из эксперимента, поскольку сами эти записи содержали музыку таких жанров, которые не пришлись испытуемым по вкусу. Однако нашлось и несколько людей, выказавших ярко выраженное предпочтение «цифре» (вне зависимости от жанра).

За что же люди любят винил?


Энтузиасты быстро просматривают коробки с виниловыми записями в день открытия ежегодной ярмарки звукозаписи, проводимой некоммерческой радиостанцией WFMU из города Джерси (22 ноября 2013, Нью-Йорк). Фото Спенсера Платта (Spencer Platt) / Getty Images

Возможно, самым замечательным в звучании винила является именно то, что пластинки изменяют звучание оригинальных записей. Множество фанатов говорят о «теплом» звучании винила, в особенности в области низких частот. Но, как выразился Марк Ричардсон (Mark Richardson), журналист электронного издания Pitchfork: «Тот «теплый» звук, который множество людей ассоциируют с виниловыми пластинками, может быть описан просто как неаккуратно записанный бас». Сложности при точном воспроизведении баса на виниловой пластинке связаны с тем, что канавки не должны быть слишком большими, поэтому инженеры вынуждены проделывать множество сложных операций для изменения звучания баса, чтобы пластинка звучала нормально, что, по всей видимости, пришлось массам по вкусу.

Так называемая «теплота» также является эффектом, возникающим из-за дефектов проигрывателей. Стэнли Липшиц из Университета Ватерлоо как-то объяснил журналу Popular Science, что звук динамика и колебания высоты иглы могут вызывать вибрации в звучании записи, которые иголка считывает и воспроизводит как, якобы, «теплый» звук.

Считается ли неправильным любить этот «теплый» звук? Разумеется, нет! Было бы нелепо судить об этом как об истинно правильной оценке эстетического вкуса. Это как упрекать расстроенные струны за то, что они «не соответствуют» звуку настроенной гитары. Искажения звука могут быть прекрасны, и нет ничего плохого в том, чтобы любить их. Но также важно упомянуть, что именно из-за этого «теплого» звучания виниловые записи отличаются от звука, записанного музыкантами на студии.

«Как инженер звукозаписи, могу сказать, что при работе с цифровыми форматами ты получаешь ровно то, что изначально планировал, – объясняет Мэткалф. – Но когда работаешь с аналоговым звуком, результат может отличаться от первоначальных установок».

Должен ли я перестать слушать винил?

Нет! Ради всего святого, нет. Каждый формат имеет свой определенный шарм, и все их различия в качестве чаще всего перекрываются качеством звукозаписывающей аппаратуры, устройств воспроизведения и подходом к звукозаписи. Но если вы коллекционируете пластинки, вам не следует постоянно твердить своим друзьям о том, насколько чище звучит винил. Во-первых – это абсолютно свинское поведение, но важнее то, что это ложь. Цифровые записи гораздо точнее воспроизводят звуковую волну. Это не единственная мысль, над которой стоит задуматься, но она показывает всю несостоятельность аргументов некоторых приверженцев винила.


Обсуждение данного материала
15 августа 2015, 19:10
Иван
Анатолий Лихницкий, создатель Брига и Корветов от этой статьи в гробу перевернулся....

Да и исследования в лаборатории сна показали что мозг (не сознание) воспринимает весь частотный диапазон... И звук виниловой пластинки для мозга оказался гармоничнее, нежели с других носителей. Отсюда и свойство винила не вызывать усталость от прослушивания.

Так же говоря о цифре надо уточнять, о каком цифровом формате идёт речь. Если это WAV, то не спорю, качество на уровне. НО если это mp3 то ему по качеству и частотному диапазону до винила как до Китая пешком. А правда в том, что распространён именно mp3. WAV чересчур много весит.
02 ноября 2015, 18:47
Сергей Иванович
Не когда Бриги и Корветы не играли.
02 ноября 2015, 18:31
Сергей Иванович
Согласен полностью. Через грамотно подобранную систему звук винила и CD сравнивает тот, кто не понимает музыку. Тот и тот формат довольно интересный. А вот послушайте звук гитары у себя в комнате. Запишите и если через вашу систему будет звучать также а не приблизительно , тогда всё ОК.
01 апреля 2016, 00:55
Вячеслав
Винил и CD
Вот только не надо про Корветы и Бриги. Элементная база и существовавшая в тот момент схемотехника просто не позволяли создать усилители высокого качества. Ну и про винил и CD. Ни тот, ни другой не могут передать естественный звук, т.е. то, что вы слышите из колонок, лишь ПОХОЖЕ на естественный звук, ибо невозможно записать ощущения слушателя в концертном зале, всю эту реверберацию, интерференцию звука; что же касается студийных записей, то здесь звукорежиссёр может такого наворотить своими компрессорами, эквалайзерами и прочими примочками, что мама не горюй... Бессмысленно сравнивать цифровой и аналоговый звук класса Hi-Fi. Каждый слышит то, что хочет услышать.
Написать свой комментарий