Музыкальные революции с точки зрения анализа данных [Перевод]

Люди сочиняли и слушали музыку на протяжении действительно долгого времени. Но всегда наступает такой момент, когда музыкальные предпочтения людей меняются. Иногда – меняются кардинально.


Люди сочиняли и слушали музыку на протяжении действительно долгого времени. Но всегда наступает такой момент, когда музыкальные предпочтения людей меняются. Иногда – меняются кардинально.

В 1850-х годах дамы падали в обморок от восторга, слушая сложные в исполнении романтические фортепианные композиции Ференца Листа [прим. перев: см. Листомания]. Столетие спустя, Элвис Пресли точно так же покорил женские сердца, наложив простые куплеты на три гитарных аккорда. Всего через несколько десятилетий после этого Кулио возглавил чарты с песней, содержащей звуки басов на синтезаторе, ритм малого барабана и вокал, в основном в виде ритмично зачитанного монолога.

Несомненно, музыка тоже меняется со временем, особенно популярная. Однако редко можно предугадать, как именно она изменится и когда.


Бесспорно, The Beatles сильно повлияли на поп-музыку, но гораздо большее влияние на музыку оказал рэп в 1990-е

Сегодня группа ученых, публикующихся в Королевском обществе наук (Royal Society of Science, RSS) утверждает, что она нашла способ использовать данные для определения наиболее поворотных периодов в истории популярной музыки. Они надеются, что их подход привнесет некоторую объективность в дискуссии о тенденциях в истории музыки.

«Вы можете сказать: «Важно [не только место], но и время, когда это произошло», – заявил LA Times Арман Леруа, один из авторов [исследования]. «Нельзя просто сказать: «Раньше в CBGB или на улице Sunset Strip было круто».

Оказывается, что «это» — крупнейшая музыкальная революция в истории популярной музыки – на самом деле произошла в 1991 году, с появлением рэпа и хип-хопа в поп-чартах.

Создание набора данных на основе рейтинга лучших песен Hot 100

Исследователи начали изучение с рейтинга ста горячих хитов Billboard, списка наиболее успешных синглов в Америке, начиная с 1958 года. Hot 100 публикуется еженедельно, но песни часто задерживаются в чарте неделями. Исследователи взяли рейтинги песен за период с 1960 до 2010 года и использовали Last.fm, чтобы получить максимальное количество 30-секундных аудиосегментов. Итого собрали 17094 песен или 86% уникальных синглов из рейтингов Hot 100 1960 – 2010 годов.

Затем они загружали 30-секундные сегменты в несколько программ для проведения количественного анализа. Исследователи использовали программу NNLS Chroma для извлечения наиболее запоминающихся аккордов из аудио. После этого они разбили сегменты на связанные цепочки аккордов. Например, переход от до мажора (C–dur) к ля минору (a–moll) будет представляться как M.9.m — т.е. изменения мажорного аккорда (М) на минорный (m), так что тоника второго аккорда будет на девять полутонов выше, чем тоника первого.


Выделенные полосы показывают самые громкие аккорды

Затем исследователи сделали что-то подобное и для тембра, используя MEL-частотные кепстральные коэффициенты (коэффициенты MFCC), которые реагируют на звуки примерно так же, как и слуховая система человека. Так они получили способ количественно представлять тембр. При этом, исследователям удалось алгоритмически сгруппировать очень короткие фрагменты этих песен в аудиофайлы (пример смотрите ниже) в зависимости от типа тембра. Вы можете послушать эти безумные аудиодорожки здесь.

Затем исследователи попросили добровольцев прокомментировать эти кластеры (сгруппированные фрагменты) вручную, выбрав описание из набора тегов (в том числе таких, как мягкий, агрессивный, мрачный, яркий, спокойный, энергичный, певучий, ритмичный, «инструмент: фортепиано», «ah», «ee», «ooh»).

Следующим этапом исследователи сформировали тематические наборы тегов для аккордов или тембра, часто появляющихся в мелодии вместе, и никогда не появляющихся вместе с другими аккордами или тембрами. Для этого они позаимствовали инструменты анализа текста. Затем они отслеживали частоту, с которой эти темы появлялись в рейтинге горячих хитов Hot 100 на протяжении десятилетий:


Гармонические темы последних десятилетий: Н3 в основном коррелирует с песнями, помеченными тэгами диско, фанк, RnB, и как раз эти жанры были популярны в 1970-х годах. Н5, безаккордовая, больше связана с песнями в жанрах рэп и хип-хоп, в 1990-х годах резко стали популярны как раз такие безаккордовые песни (Chordless)

Тембральные темы последних десятилетий: Т4, кажется, показывает синусоидально проявляющуюся популярность фортепианной поп-музыки; графическое представление темы T5 повторяет взлет и падение динамичных гитарных рок-песен

Об этих революциях


В 1990 году, на пик крупнейшей музыкальной революции за последние 50 лет пришлась песня Биза Марки «Просто друг», которая заняла девятую позицию в рейтинге Hot 100

Этот анализ ни в коем случае не отражает все особенности песен, но, кажется, отслеживает некоторые музыкально значимые их аспекты. Это исследование может указать на то, что, в плане тембра, Fall-out Boy – наиболее «гитарная, громкая, энергичная» группа в Hot 100 в течение последних 50 лет. Также можно сказать, что малый минорный септаккорд (min7) в основном часто появлялся в стиле диско в 1970-х и с тех пор так и не оставил поп-музыку.

Чтобы узнать, как музыка изменялась с течением времени, исследователи построили график скорости изменения в соотношении гармонических и тембровых тем. «Предполагается, что сама музыкальная эволюция идет непрерывно, а периоды относительного застоя в ней перемежаются с периодами быстрых изменений», – пишут авторы.


Скорость изменения представлена на графике в виде цветного градиента, где по горизонтали отмечено время с января 1960 по декабрь 2010. Синими оттенками обозначены наименьшие изменения, красными и коричневыми цветами – наибольшие. Значимые временные промежутки отмечены вертикальными черными линиями

Драматические изменения в истории американской популярной музыки пришлись на: последнюю четверть 1963 года, последнюю четверть 1982 года, и первую четверть 1991 года.

Как пишут в статьях, самой ощутимой была революция 1991 года, связанная с быстрым распространением рэпа в популярных хит-парадах. «Восхождение рэпа и смежных жанров, по-видимому, одно из самых важных событий, которое сформировало музыкальную структуру американских чартов в изученный нами период».

Основные музыкальные революции 1960-2010

На этом анализ не заканчивается: исследователи также использовали свои данные, чтобы раскритиковать теорию «британского вторжения» в американский рок-н-ролл. Цитата из статьи:

26 декабря 1963 года The Beatles выпустили песню «I want to hold your hand» в США. За ними быстро последовали десятки британских артистов, за следующие несколько лет наводнивших американские чарты. Часто утверждают, что именно «британское вторжение» в ответе за изменения в музыке того времени.

Но революция 1960-х достигла своего пика в конце 1963-го. Анализ показал, что «пути эволюции» многих музыкальных стилей уже были созданы к тому времени, как Битлз покорили сцену. «Имея это в виду, можно сказать, что британцы, возможно, способствовали этой революции, но они не несут за нее полной ответственности». Такие группы как Beatles и Rolling Stones только лишь «раздули пламя революции» в музыке.

Более ранние революции

Леруа удивился, что, согласно данным, рэп-революция 1990-х годов произвела больший фурор в музыке, чем Битлз и их поколение музыкантов. «Будучи жертвой идеологии «бэйби-бумеров», я бы предположил, что в истории музыки заметнее были 1960-е», сказал он LA Times.

Издания намекают, что рэп-революция 1991 года, возможно, будет оспорена будущими исследованиями. В заключение авторы пишут: «Мы бы хотели расширить временной отрезок по крайней мере до 1940-х годов, хотя бы для того, чтобы увидеть, действительно ли 1955, как многие утверждают, был годом рождения рок-н-ролла».


Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий