Electrocompaniet

Electrocompaniet

В 1973 году на конференции AES доктор Матти Отала (Matti Otala) представил свою работу, посвящённую искажениям, названным автором "переходные интермодуляции" (Transient Intermodulation - TIM). На этой конференции присутствовал и Свейн Эрик Борья (Svein Erik Børja), норвежский продюсер студийных и радиопроектов и просто большой музыкальный энтузиаст.

Подробнее о бренде ElectrocompanietОбзоры товаров под маркой Electrocompaniet (23)Официальный сайт Electrocompaniet
www.electrocompaniet.ru
Аудиомания — авторизованный дилер Electrocompaniet

Северное аналоговое сияние. Проигрыватель виниловых пластинок Electrocompaniet ECG1, обзор. Журнал "Hi-Fi.ru"

С учетом достаточно умеренной стоимости Electrocompaniet ECG1 можно смело рекомендовать в качестве основного аналогового источника сигнала в системе весьма высокого уровня. Отдельной похвалы достоин фонокорректор ECP2, подкупающий сочетанием высокого качества звучания и наличием самых гибких настроек для согласования практически с любым картриджем.


Норвежская компания Electrocompaniet, наконец-то, сдалась под напором любителей винила и представила новую вертушку. Интересно отметить, что фирма ведет отсчет своей деятельности с 1973 года, при этом модель ECG1 – первый в ее истории аналоговый источник звука. До сего дня основное внимание уделялось разработке усилительной техники, а также проигрывателям компакт-дисков, плюс недавно в ассортименте Electrocompaniet появился полноценный цифровой медиапроигрыватель. Однако сильно возросший спрос на винил и все, что с ним связано, потребовал обратиться к опыту разработки аналоговых компонентов.

Причем подобный опыт у компании Electrocompaniet есть – в портфолио фирмы есть пример выпуска успешного фонокорректора ECP1, в свое время нашедшего путь к сердцу многих любителей винила. Поэтому наряду с проигрывателем ECG1 компания Electrocompaniet выпустила обновленную версию фонокорректора ECP2, о котором мы также расскажем в данной статье.

Перед компаниями, решившими сегодня начать либо возобновить производство проигрывателей винила, стоит определенная дилемма – осуществить ли разработку всех узлов «с нуля», либо прибегнуть к услугам ОЕМ-поставщиков? Примеры как удачных, так и неудачных моделей, выпущенных по первой либо второй схеме, множественны, поэтому нужно понять свои сильные и слабые стороны перед началом разработки. Забегая вперед, можно сказать, что инженеры Electrocompaniet все сделали правильно. Итак, подробнее о конструкции проигрывателя ECG1.

Исторически при конструировании корпусов проигрывателей винила инженеры использовали несколько разных подходов к борьбе с нежелательными механическими вибрациями, негативно влияющими на ход иглы звукоснимателя по канавке и пагубно отражающимися на качестве звука. Данные вибрации имеют различное происхождение – колебания двигателя, передающиеся на корпус и диск, обратная акустическая связь от громкоговорителей, вибрации, передаваемые от поверхности, на которой установлена вертушка, и т.д. И для борьбы с ними желательно найти единое решение, которое охватывало бы все основные узлы проигрывателя. В отличие от времен расцвета виниловых проигрывателей в 1960-70-х годах, когда основным средством борьбы с вибрациями было использование пружинного либо эластичного подвеса, сегодня основная часть производителей полагается на демпфирование конструкции за счет увеличения ее массы и/или жесткости корпуса. В Electrocompaniet решили следовать современному подходу. Корпус у ECG1 получился трехслойным – между двумя плитами прозрачного акрила проложен толстый слой алюминия. Такая конструкция позволяет использовать преимущества, предоставляемые высокой поглощающей способностью акрила и высокой жесткостью алюминия. Кроме того, подобный сэндвич эффективно рассеивает и гасит вибрации за счет использования двух различных по структуре материалов. Опирается корпус на три антивибрационные ножки от SoundCare.

Диск - здесь также был сделан логичный выбор в пользу использования прозрачного акрилового диска весом в 2,8 килограмма. Естественно, использование мата не предусмотрено, пластинка размещается непосредственно на гладкой поверхности. Поскольку характеристики внутреннего демпфирования у виниловой пластинки и акрила сходны, это обеспечивает также плавное отведение и поглощение вибраций, возникающих при движении иглы по дорожке.

Для реализации пассикового привода в EGC1 использован двигатель переменного тока, получающий напряжение 24 Вольта от внешнего блока питания. Он заключен в аккуратный кожух черного цвета и совершенно не соприкасается с основным корпусом проигрывателя. Для большей устойчивости двигатель размещен на треугольном плоском основании из металла, повторяющем форму угла корпуса проигрывателя. Вращение на опорный диск передается при помощи плоского пассика. Переключение скоростей вращения – электронное и производится путем нажатия одной из золотистых клавиш на корпусе проигрывателя. Частота вращения задается двухфазным аналоговым генератором.

Тонарм - это как раз тот узел проигрывателя, который было решено приобрести у компании, специализирующейся на выпуске подобных аксессуаров. Японская фирма Jelco уже многие десятилетия поставляет на рынок иглы для головок звукоснимателя, а несколько лет назад было принято решение о производстве целой линейки высококачественных S-образных и прямых тонармов. На ECG1 установлена версия десятидюймового изогнутого тонарма с индексом SA-750EB. Обладая эффективной массой 21 грамм, он предназначен для работы с картриджами весом от 4 до 12 граммов (до 24 граммов при использовании опционального противовеса) и податливостью подвеса иглодержателя менее 20 единиц. Сегодня это означает, что пользователю рекомендуется использование, в основном, МС-головок, так как выпуск ММ-картриджей с низкой податливостью (таких, как Shure M3D) давно прекращен. Тем не менее, ничто не помешает успешно установить на тонарм те же MI-головки Grado, податливость которых как раз находится в нужных пределах. Присутствует также возможность воспользоваться силиконовым демпфированием резонансов самого тонарма. Миниатюрная ванночка расположена точно над точкой поворота тонарма, при этом она прикрыта аккуратной крышкой на резьбе. Опыт говорит, что пользователю нужно будет поэкспериментировать с эксплуатацией тонарма с и без демпфера, после чего сделать для себя вывод о его целесообразности по итогам прослушивания. В целом, с МС-картриджами рекомендуется использовать демпфирование, поскольку они, чаще всего, конструктивно рассчитаны на отведение вибраций на тонарм, а не на внутреннее их поглощение. Однако практика показывает, что с разными головками результат может быть различным. Важно отметить, что тонарм дает пользователю возможность правильно настроить вертикальный угол следования иглы (VTA) путем регулировки высоты основания. Еще одна позитивная черта Jelco SA-750EB – редкий в наше время съемный шелл, благодаря чему установка и настройка новой головки занимает гораздо меньше времени. Компенсация скатывающей силы задается при помощи традиционной тонкой проволоки, степень натяжения которой регулируется поворотом градуированного колесика, расположенного справа от базы тонарма.

Рассказывая об аппаратуре Electrocompaniet, нельзя не коснуться темы дизайна. Внешний вид аппаратуры норвежской компании уже стал ее визитной карточкой, узнать аппараты можно не только по характерному сочетанию цветов – черного и золотого, но и по обязательному наличию в конструкции корпуса фронтальной панели из акрила. Поэтому новый проигрыватель винила на 100% соответствует фирменному стилю.

Установка и настройка вертушки занимает минимум времени. В комплект поставки Electrocompaniet ECG1 не входит головка звукоснимателя, мы прослушивали проигрыватель с картриджем Nagaoka MP-300. Ее почерк мне хорошо знаком, что позволит сделать определенные выводы о вкладе самого проигрывателя в общее звучание. Но прежде расскажем о еще одном важном элементе системы, а именно фонокорректоре Electrocompaniet ECP2. Эта модель стала успешным развитием проверенного временем ECP1 и отличается от предыдущей, во-первых, наличием полноценного внутреннего блока питания, построенного на тороидальном трансформаторе, во-вторых, более гибким и удобным способом переключения параметров усиления, нагрузки и сопротивления для согласования с самыми разными ГЗС. Фактически, с Electrocompaniet ECP2 можно использовать любую головку любого типа, с чувствительностью от 0,05 до 10 милливольт, обеспечив ей правильную электрическую нагрузку. Как и в предыдущей модели, в корректоре используется усиление по току, уровень усиления регулируется от 39,8 до 71,4 дБ при обычном и от 45,8 до 76,4 дБ при симметричном подключении с шагом 5 дБ. Сопротивление выставляется в диапазоне от 10 до 47 000 Ом, емкость – от 0 до 350 пикофарад. Есть здесь и фильтр сверхнизких частот, препятствующий попаданию в звуковой тракт сигналов ниже 11 Гц.

Учитывая отсутствие дополнительных средств сцепления пластинки с поверхностью опорного диска, таких как резиновый мат, логичным было бы использовать прижим для обеспечения более плотного контакта, однако производитель оставил такое решение полностью на усмотрение пользователя. Если вы все же решите приобрести отдельный клэмп, то нужно учесть, что длины шкива диска вряд ли хватит для использования цангового зажима, поэтому прижим должен будет работать за счет собственного веса.

Как уже отмечалось, головка Nagaoka MP-300 мне хорошо знакома. Она обладает быстрым и легким звучанием, с хорошей разборчивостью и детальностью, небольшим акцентом на верхнюю середину и ВЧ и не слишком глубоким, но зато отчетливым и молниеносным, басом. Судя по всему, акриловый диск и правильная конструкция корпуса проигрывателя помогли сделать звучание более сбалансированным, поскольку итоговый результат получился нейтральным в лучшем смысле этого слова. Ни одна из предложенных пластинок, даже достаточно ярко записанных, не прозвучала резко или назойливо. Однако же и обычно мягкие и обволакивающие записи не оказались политы сахарным сиропом, всегда оставаясь отчетливыми и контрастными. Одним из важных качеств любого проигрывателя винила является его способность справляться с мощным басом, точнее, давать возможность головке звукоснимателя правильно считать и передать дальше эти сигналы, нарезанные с большой амплитудой. Здесь проигрыватель определенно дал нашему тестовому картриджу проявить себя в полной мере. Ни разу не споткнувшись на ритмически сложных фрагментах, система дала почувствовать низкочастотный напор там, где это было положено. Осмелюсь предположить, что с более басовитым картриджем результат будет еще более впечатляющим. В целом, характер проигрывателя представляется максимально нейтральным.

Паспортные данные:

Тип – проигрыватель грампластинок | Название – Electrocompaniet ECG1 | Привод - пассиковый | Скорость вращения – 33⅓, 45, 78 оборотов в минуту | Опорный диск - 2,8 кг, акрил | Тонарм – 10”, поворотный на карданной опоре, Jelco SA-750EB | Эффективная масса тонарма, г - 21,0 | Габариты, см – 46,5 x 15,3 x 36,0 | Масса, кг – 14,3

Оценки:

нейтральный характер звучания, выразительный бас, изысканная отделка
отсутствие в комплекте поставки клэмпа для прижима пластинки

Дизайн - 95

Качество изготовления - 95

Звучание - 95

Функции - 90

Итого - 95

Вывод:

С учетом достаточно умеренной стоимости Electrocompaniet ECG1 можно смело рекомендовать в качестве основного аналогового источника сигнала в системе весьма высокого уровня. Отдельной похвалы достоин фонокорректор ECP2, подкупающий сочетанием высокого качества звучания и наличием самых гибких настроек для согласования практически с любым картриджем.


Подготовлено по материалам журнала "Hi-Fi.ru", август 2015 г. www.hi-fi.ru

Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий