Cold Ray

Cold Ray

История бренда началась с одноименных устройств контроля резонансов – конусов Cold Ray. Это простое, но эффективное решение улучшения звучания практически любой аппаратуры быстро обрело популярность в аудиофильских кругах.

Подробнее о бренде Cold RayОбзоры товаров под маркой Cold Ray (13)Официальный сайт Cold Ray
www.cold-ray.ru
Аудиомания — официальный торговый представитель Cold Ray

Средства коррекции звучания Cold Ray, обзор. Журнал "Салон AudioVideo"

Если не хотите обрекать себя на бесконечные эксперименты, утрату душевного покоя и аудиофильских канонов — не пробуйте ничего из описанного ниже. Иначе вам придется сначала сделать ряд открытий, которым непросто найти разумное объяснение, а затем еще и придти к мысли, что без этих мелочей ваша аудиосистема ни на что не годится.


ПОПЫТАЙТЕСЬ ПОВТОРИТЬ

Что известно о влиянии вибрации на электронные компоненты и протекающий по ним сигнал? Лишь то, что оно определенно существует. Мы немного представляем себе, в какой мере механические колебания воздействуют на те или иные звенья цепи, знаем даже природу влияния на элементарном уровне, но никто не сможет сказать точно, как физическое воздействие той или иной амплитуды/частоты повлияет на звучание конкретного компонента аудиосистемы. Принято считать, что если техника установлена на специальную и достаточно прочную стойку, а внутри самих аппаратов обеспечена хотб какая-то виброразвязка между функциональными блоками, то этого уже достаточно.

Но в который раз приходится убеждаться в том, что производители аудиотехники, как и подавляющее число аудиофилов, эту проблему недооценивают. Полупроводниковая электроника, а тем более цифровая, с уплотнённым до предела монтажом, возможно, ничуть не менее чувствительна к механическим воздействиям, чем ламповая с её неизбежным микрофонным эффектом. А главное, она восприимчива именно к тем колебаниям, которые уже не в состоянии ощущать мы, но которые так щедро доставляется нам в домашнем быту. Я говорю о вибрациях с амплитудой, измеряемой какими-то нанометрами. Вроде эти значения ничтожны, но в масштабе современных электронных элементов – резисторов, конденсаторов и особенно чипов, производимых по все более тонким технологиям – размах колебаний уже сопоставим с величиной токопроводящих или изолирующих структур. И теперь попробуйте доказать обратное: что их нестабильность в пространстве не приводит к возникновению пъезо- и трибоэффектов, не говоря уж об элементарных электромагнитных наводках.

А если от микровибраций попытаться избавиться хотя бы частично, не зазвучит ли наша техника с иным, более высоким качеством? Несколько лет назад мы углубились в эту тему и перепробовали массу антивибрационных средств начиная с банальных подставок из кварца или дерева и завершая сложными механическими амортизирующими системами. Сейчас же испытаем более остроумные решения, которые выпускает World Audio Distribution под маркой Cold Ray. Компания называет их «средствами для контроля резонансов» и подчеркивает, что при разработке обращалась к опыту датских ученых из Университета в Ольборге.

Конусы Cold Ray Ceramic

Производитель: World Audio Distribution (Латвия)

www.cold-ray.ru

Цена: 11900 рублей (комплект из 3 шт.)

Пожалуй, это главный и наиболее эффективный продукт Cold Ray. В коническом основании отформовано углубление под шарик, а сверху накладывается третий элемент конструкции – пустотелая часть опоры. Внешний и внутренний конусы выточены из алюминия, а керамический шарик с иной скоростью распространения колебаний служит развязкой между ними. За счёт этого «размывается» собственный резонанс всей конструкции. Устанавливать опоры Cold Ray можно также в перевернутом состоянии или на верхнюю часть аппаратуры, если сверху предусматривается какой-то прижим. По вертикальной оси жесткость конусов максимальная (как у остроконечных шипов), но в горизонтальной плоскости за счет сводного перемещения шарика внутри она ничтожна. Установленный сверху компонент может свободно колебаться в стороны, с собственным резонансом в несколько герц, как будто его разместили на подвесе с двумя степенями свободы.

В первом эксперименте мы пробуем опоры на CD-проигрывателе в разных вариантах. Если поставить их широким основанием на стойку, а сверху водрузить плеер, то возникает эффект расширения «диапазона информативности». Низкий бас становится понятнее и отчетливее, лучше деталирован верх, в сцене больше пространственной точности, но вместе с этим ослабляется и ощущение объема. Как будто из звучания пропала часть привнесенных аппаратных оттенков – и это вполне объяснимо.

Теперь между конусами и проигрывателем размещаем мраморную плиту, которая увеличивает массу всей подвижной системы. Эффект есть, но другой. Еще точнее и плотнее бас, лучше атака, возрастет динамика на высоких частотах, но не прибавляется деталей. Звучание в среднем регистре словно немного подкрашено. Получается, плита немного ослабила главный эффект.

Третий опыт: переносим конусы на верхний кожух проигрывателя, сверху накрываем плитой. Получаем такое же прояснения в низком регистре, как в первом случае, становится чище и средний диапазон, но динамика в верхнем регистре сглажена. Эффект углубления сцены почти не проявляется, поэтому такой вариант установки также не идеален.

А что, если переместить конуса под проигрыватель, но перевернуть их широким основанием к его нижней плоскости? Разительная перемена: в нижнем регистре теперь максимум информативности, упорядочивается образы в звуковой сцене, уходит подкраска из верхнего регистра и не теряется пространственность. Если сверху проигрыватель еще накрыть все той же мраморной плитой, чтобы умерить резонансы верхней крышки, то при прослушивании CD вообще возникает иллюзия, будто воспроизводятся аудиофайлы высокого разрешения!

Итак, делаем первые выводы. Опоры лучше ставить широким основанием к шасси компонента, на котором закреплены все внутренние элементы. Утяжеление конструкции усиливает эффект.

Повторяем этот опыт на сетевом проигрывателе и получаем значительную прибавку пространственной ясности, но тембрально система как будто звучит беднее. Вроде все сделали верно, а результат не тот. Похоже, весь фокус в том, что у Klimax DS, в отличие от CD-проигрывателя Ikemi, шасси в привычном понимании нет. Вся «начинка» закреплена не на нижнем основании, а в цельно фрезерованном корпусе. Значит, размещать конусы логично именно сверху и широким основанием вниз, а сверху ставить плиту. Именно такой способ работает лучше всего! В полном порядке деталировка и ощущение объема, возрастает гармоническое разрешение и образность. Минимум окраски — максимум информативности.

Распаковываем еще один комплект Cold Ray и таким же образом размещаем конусы на предварительном усилителе. Прибавка чистоты и точности ощущается уже в меньшей степени. Возникает желание прибавить громкость. Это, в свою очередь, дает более эмоциональное и динамичное звучание при субъективно той же комфортной громкости.

Наконец, еще один комплект конусов отправляем на оконечник. Теперь влияние минимально. Возникает более мощная иллюзия трехмерности, но звучание словно зажимается, теряет свободу.

Доводим системные комбинации до конца. Убираем опоры с сетевого проигрывателя — добиваемся иллюзии «большого» динамичного звучания, но образы в сцене фокусируются не так чётко. Некоторым музыкальным программам, кстати, это идет на пользу. В звучании больше свободы.

Без конусов оставляем теперь предварительный усилитель. Такая же иллюзия большого звучания, сцена почти не страдает, но ослабляется динамика.

Оставляем конусы только на оконечнике. Интересный результат: шире и глубже сцена с идеальным задним планом, остается очень чистым верх, середина немного приоткрывается. Но смягчается динамика и ухудшается чёткость образов на переднем плане…

В запасе еще масса комбинаций, но больше не смею утомлять вас. Одно ясно — с каждым блоком подбирать наилучшую конфигурацию антирезонансных опор надо индивидуально.

Подставки Cold Ray Spike Protector

Производитель: World Audio Distribution (Латвия)

www.cold-ray.ru

Цена:

Spike Protector 3 Small (5200 руб. за 8 шт.)

Spike Protector 2 Medium (3490 руб. за 4 шт.)

Spike Protector 1 Large (5200 руб. за 4 шт.)

С виду – совсем элементарные вещи, предназначенные для защиты от «уколов» конусных опор под акустикой. Точеный пятак, у которого с одной стороны углубление, а с другой – эластичная прослойка. Размер и форма углубления для размещения шипа гарантируют лёгкость и простоту установки. Шип не сможет выскользнуть из углубления и тем самым испортить напольное покрытие. Использование силикона, а не резины, гарантирует надёжную его защиту. Плотная силиконовая подушка-основание обеспечивает эффективную развязку с полом вне зависимости от массы установленной на шипы акустики или стойки. При помощи этих «пятачков» можно значительно повысить устойчивость контакта шипов с полом. А в нашем случае – жесткость связи в системе «стойка-монитор».

И поэтому влияние столь простых аксессуаров достаточно заметно и на слух. Если подложить протектор среднего размера M, то устраняется ощущение динамической зажатости, кажущиеся источники в сцене лучше материализуются, пространство обретает более реалистичный объем. С малыми S-«пятачками» немного теряем динамику по ВЧ, зато выигрываем в информативности баса. Большие шайбы L дают обратный эффект: звучание добавляет в яркости и экспрессивности, оголяются тембры, но бас уже кажется умеренным.

Кстати, «дирижируют» звучанием именно те опоры, которые находятся под задними шипами. Поэтому появляются дополнительные возможности для тонкой настройки, если комбинировать протекторы разного диаметра. Возможно, различие в размере опор (и, понятно, в площади контакта) эффективнее «размывает» резонансные вибрации, которые передаются от акустики к стойке и к полу.

Еще одно наблюдение: к экспериментам со Spike Protector имеет смысл приступать, когда электронные компоненты системы уже стоят на конусах Сold Ray. Без них влияние «пятаков» под акустикой едва ловится на слух. В подобранной комбинации антивибрационных средств получаешь максимальную прибавку в реализме воспроизведения. Звук оживает и словно отделяется от шума записи. А прирост динамики и микродинамики в системе таков, будто ее составили вообще из других компонентов.

Но это еще не все.

Рассеиватели Cold Ray Fractal

Производитель: World Audio Distribution (Латвия)

www.cold-ray.ru

Цена: 6900 рублей (комплект из 3 шт.)

Эти неправильные “пирамиды” с пятью гранями, нарезанные из алюминиевого профиля особой формы – самые загадочные элементы Cold Ray. Я думаю, что их назвали “фракталами” для красоты. Скорее всего, это рассеиватели, которые принимают микровибрации своим основанием и излучают их в противофазе своими многочисленными гранями.

Производитель рекомендует размещать «фракталы» как на электронных компонентах, так и на верхней плоскости акустических систем. Первое – спорно. Эффект по силе даже и близко нельзя поставить с тем, что дают конусные опоры с керамическими шариками. А вот на корпусе колонок влияние гораздо более заметно.

Эффективнее всего “пирамидки” работают при размещении на тех поверхностях АС, где наиболее сильны корпусные резонансы. В случае с мониторами Dynaudio – ближе к задней стенке. Но от ориентации граней зависимость еще больше!

Ставим три “фрактала” в ряд косыми гранями к точке прослушивания – выделяем низкий и средний диапазоны, но теряем в разрешении по высоким частотам.

Разворачиваем каждую на 90 градусов, чтобы глубокие проточки были ориентированы в стороны, и отчетливо проясняется атака, повышается пространственная разборчивость. В верхнем диапазоне изменения еще интереснее: звон и шумовые шлейфы чуть приглушаются, но воздушность и детализация растет. Теперь читается тембральный колорит каждого инструмента с высоким спектром…

Возможно, со стороны все это кажется шаманством. Но попробуйте послушать систему с элементами Cold Ray, а затем без них. И с первых же секунд поймете, что эти изящные вещицы к мистике или к самовнушению никакого отношения не имеют.

КОМПОНЕНТЫ

  • CD-проигрыватель Linn Ikemi
  • Сетевой проигрыватель Linn Klimax DS
  • Предварительный усилитель Linn Klimax Kontrol
  • Усилитель мощности Linn Klimax 500 Twin Chakra
  • Кабели:
    • цифровые InAkustik Referenz CAT7
    • межблочные Accuphase SL-10 Super Refined
    • акустические Furutech Alpha S25 4m
    • силовые Furutech FP-Alpha 3

Подготовлено по материалам журнала "Салон AudioVideo", июнь 2016 г. www.salonav.com

Этот обзор прочитали 12 968 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий