Вливайся в поток: Настоящее и будущее музыкального стриминга

Фото Hernán Piñera / CC

От прослушивания романсов на граммофоне и до подборок рэп-композиций на айфоне. Всего за несколько лет изменилось не только то, что мы слушаем, но и то, как мы это делаем. Музыка прошла долгий путь от пластинок до стриминга, то есть, доступа к огромным аудиотекам онлайн без необходимости скачивать все композиции.

Согласно исследованию IFPI, в 2015 году цифровая музыка впервые в истории принесла больше денег, чем альбомы на физических носителях. Доходы индустрии наконец-то показали рост после почти двух десятилетий падения, но у артистов и менеджеров звукозаписывающих компаний не стало меньше поводов нервничать. За прошедший год доходы звукозаписывающей индустрии США от стриминга впервые превысили прибыль от скачивания музыкального контента.

Продукт массовых радиостанций с новостями и музыкой настолько заинтересовал общество, что остался весьма популярным до сих пор, не претерпев особых изменений. Почему люди оценили радио? Потому, что оно впервые оторвало музыку от физического носителя.

До сих пор актуальна не только модель потребления музыки, предложенная радио, но и гора сопутствующих проблем — пиратство, недовольство артистов и лэйблов низкими отчислениями, и, конечно, выбор музыки.

Вестником перемен стал Napster. Стартап первым сделал пресловутый процесс обмена файлами с музыкой максимально простым, и при этом бесплатным. Эта простота вознесла создателей сервиса на пьедестал — Napster рос быстрее любого бизнеса в истории — но так же быстро убила компанию. Обладатели прав не придумали (а может, и не пытались), как можно зарабатывать на модели Napster, и завалили стартап исками, от которых компания так и не оправилась.

Волна, поднятая Napster, не прошла напрасно. Компания MusicNet примирила контент с законом, предлагая пользователям миллион лицензионных треков в обмен на ежемесячные платежи. Звукозаписывающие компании потирали руки — им доставалось более 9/10 всех доходов MusicNet. А вот артисты не были удовлетворены остатками. Самые смелые из них пробовали новое.

Тем временем, Pandora, еще один новый игрок, попытались решить сразу две проблемы: больше платить артистам и подогнать плейлисты под личные предпочтения пользователей с помощью алгоритмов, чтобы покончить с пиратским хаосом в стиле Napster. Первое не вполне удалось, а второе выстрелило больше, чем кто-либо мог ожидать — но у другой компании.

Двухтысячные породили множество игроков, пытавшихся повторить успех Napster, но при этом дружить с законом, артистами и лэйблами, а также предложить пользователю некую изюминку. Шведской Spotify это удалось едва ли не лучше всех (в количественном выражении), а изюминкой стали воскресные плейлисты. Пользователи со всего мира были поражены тем, как точно плейлисты соответствуют их ожиданиям, и прослушали около 5 миллиардов предложенных песен. Попробуем понять, как работает алгоритм сервиса в общих чертах.

Шаг 1. Алгоритм ищет песни, которые часто соседствуют с любимыми композициями пользователя в других плейлистах.

Шаг 2. Любимая музыка каждого пользователя классифицируется по жанрам самым щепетильным образом. К примеру, вместо банальных «джаз» и «рок» программа видит «Ист-Коуст Свинг» и «Христианский Альтернативный Металл».

Шаг 3. Личный профиль сравнивается с миллионами других плейлистов. Результат — песни, идеально соответствующие вашему вкусу, но ранее не воспроизводившиеся.

Разумеется, это описание алгоритма сильно упрощено (здесь сами разработчики объясняют подробнее). Кроме вышеперечисленного, движок Spotify исключает песни, которые пользователь слушал менее 30 секунд и делает еще тысячу вещей. Самая главная деталь, отличающая сервис от конкурентов вроде Apple Music и Tidal, временами щеголяющих плейлистами, созданными известными музыкантами либо редакцией: песни никогда не продвигаются вручную — все делает машина.

Фото Eric Fischer / CC

Продюсер Джимми Айовайн, запускавший Apple Music, утверждал в интервью Гардиан обратное: алгоритмы нужно «очеловечить», а составление плейлистов — это «искусство», которое невозможно практиковать без людей. Несмотря на эти слова, Apple очень нужно догнать Spotify, и компания из Купертино работает над улучшением алгоритмов рекомендаций не покладая рук.

Сервис SoundCloud безоговорочно лидирует по числу пользователей — 175 миллионов — но не предлагает никаких инноваций и находится в кризисе. Затем идет Spotify с более, чем 100 миллионами подписчиков, около 30% из которых платные; однако компания еще ни разу не принесла прибыль. Pandora стабильно имеет около 80 миллионов пользователей, но их число давно не растет, а платят сервису всего лишь 5% клиентов. Наконец, у Apple Music и Tidal 15 и и 4 миллионами платных подписчиков соответственно.

Пресса сходится на мнении, что основная борьба в ближайшие годы развернется между Spotify, Apple Music и Tidal. Однако, только первые намекают на возможность действительно интересных нововведений. Сотни миллионов людей по всему миру уже привыкли к стримингу, но это лишь малая часть потенциального рынка. Как изменить технологии таким образом, чтобы умножить число подписчиков?

Spotify, в отличие от ближайших конкурентов, уже заявили, что собираются научить алгоритмы использовать физические данные пользователей — пульс, вид текущей физической активности, температуру тела.

Глава компании-лидера в области анализа пользовательских музыкальных предпочтений Echo Nest, говорил о концепции «плеера без кнопок» — устройства, выдающего непрерывный поток песен без малейшего вмешательства потребителя на основе всевозможных данных о последнем. Учитывая, как до сих пор популярно радио, концепция выглядит многообещающе. Да, Spotify купили Echo Nest два года назад.

Итак, главный вопрос развития стриминга музыки — роль человека в процессе; как редактора, так и пользователя. Алгоритмы работают все лучше и успешно обрабатывают все больше данных. Машина в ближайшем будущем вряд ли сможет создать идеально сбалансированный альбом, как Pink Floyd или Канье Уэст, но вот удачно расставить треки друг за другом…


Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий