Три фильма о рок-н-ролле, без которых нельзя обойтись

Сохранить и прочитать потом —         

Звуковая история рока изучена куда лучше, чем визуальная. С тех пор, как физические видеоносители совсем перестали продаваться, для большинства меломанов видеомузыка сводится к вставке ссылки на клип или концертный номер в блог или фейсбучный аккаунт. И это делают даже те, кто по выходным выкатывает из чулана ультразвуковую мойку для винила и устраивает баню своим драгоценным первопрессам, тянущим на многие тысячи рублей! Для того ли, спрашивается, старались режиссеры и операторы, для того ли корпели монтажеры, для того ли старались музыканты, в конце концов? Но технологическая гонка идет по своим, никому не понятным законам, и тот же процесс, что похоронил компакт—диски, возвеличив винил, уничтожил рынок DVD и блю—реев.

Однако есть фильмы, без которых не обойтись, и которые необходимо посмотреть любому, кто любит рок—музыку, а тем более меломану и уж точно — коллекционеру. Посмотреть на большом экране, с хорошим звуком, от начала до конца. Где вы возьмете их, не так уж важно. Но посмотреть — необходимо.

«Вудсток, три дня мира и музыки»

Woodstock: Three Days Of Peace and Music
Режиссер Майкл Уэдли
США, 1970 год

Мало кто знает, что на самом деле легендарный Вудсток рок-фестивалем не был; он назывался «Вудстокская ярмарка музыки и искусств». Изначально его действительно хотели проводить рядом с Вудстоком, что в штате Нью-Йорк, но получилось так, что он переехал на ферму Макса Ясгура, что расположена была довольно далеко от этого места. Многие думают, что он был самым большим фестивалем в истории рока — это не так, но, безусловно, Вудсток был и останется самым знаменитым. В августе 1969-го около 450 тысяч молодых людей приехали на ферму Ясгура, чтобы увидеть и услышать Карлоса Сантану, The Who, Джоан Баэз, Джо Кокера, Джими Хендрикса Дженис Джоплин, Рави Шанкара и других героев того времени.

Режиссер Майкл Уэдли потом рассказывал, что попал на фестиваль почти случайно — «но был почему-то уверен, что это будет нечто большее, чем просто рок—концерт». Он не прогадал. Его фильм – это портрет лучшего, что было в юных американцах в 1969-м году. И это портрет эпохи, которая ушла в небытие уже через год, потому что мир стремительно менялся. Но пока – пока идут эти 184 минуты (или 225, если вы смотрите режиссерскую версию) – он открывается перед вами таким, каким был там и тогда. Непременно нужно своими глазами увидеть конец прекрасной эпохи.

«Пинк Флойд: концерт в Помпеях»

Pink Floyd: Live at Pompeii
Режиссер Адриан Мабен
Великобритания, 1972

Еще не записан Dark Side Of The Moon; за спиной три альбома без безумного шляпника Сида Барретта и один — с ним; группа завоевывает весомое место на британской сцене; в октябре 1971 года Pink Floyd приезжают в выжженный лавой римский город Помпеи и в местном амфитеатре снимают фильм, которому суждено стать едва ли не самым знаменитым концертным видео за всю историю рок-н-ролла.

Все снимают концертное видео на обычных концертах, но эти четверо бродят по амфитеатру совершенно одни, самоуглубленно играют свои длиннющие пьесы — а на трибунах никого! «Мы с подругой путешествовали по Италии», — говорит сегодня Адриан Мабен, режиссер фильма, — «бродили по Помпеям под солнцем, я потерял в театре паспорт и возвратился в туда один, вечером, чтобы найти его. Было тихо, темно и очень мрачно. И я подумал, что именно в этом месте должны быть Pink Floyd. В нем есть смерть. В нем есть секс. И что-то все еще в нем живет… А главной идеей было сделать своего рода антивудсток — фильм, где не будет никого, где и музыка, и тишина, и пустой амфитеатр означали бы куда больше, чем многомиллионная толпа».

Удивительная атмосфера умершего тысячи лет назад города, невероятный свет, фантастические, нездешние цвета, античные фрески — и 20 тонн аппаратуры, четверо колдунов с гитарами и ударными, и их музыка, равной которой тогда просто не было. И коммерческий успех! — вы представляете себе, что такое коммерческий успех для фильма, в котором звучит психоделический рок и нет ничего, кроме музыкантов и пейзажа античной смерти?

Потом Мабену предлагали снять The Moody Blues в Большом Каньоне, Deep Purple в Тадж-Махале.. Он отказывался: такое возможно только один раз. Только раз в жизни можно снять фильм, который никто никогда не забудет.

«Приготовьтесь, будет громко»

It Might Get Loud
Режиссер Дэвис Гуггенхайм
США, 2009

Перед нами три человека, три поколения, три героя электрогитары. Джимми Пейдж, уже седой, но все еще улыбающийся — источающий с экрана невероятное, всеобъемлющее обаяние. Это вообще свойственно выжившим музыкантам того поколения: они прошли через такие искусы и такие мясорубки, которые нам и в страшном сне не привидятся, и все, что им остается — делать свое дело и получать от него удовольствие. В случае Пейджа так и вышло: очищенный огнем собственной биографии, он сохранил непосредственность реакций, светлый ум и чувство юмора.

Серьезный и спокойный гитарист U2 по прозвищу Эдж куда более интересен, чем обалдевший от собственной значимости вокалист той же группы. Эдж изобрел гитарный саунд 80-х — это вам любой скажет.

И, наконец, ангел с грязной физиономией, Джек Уайт. Прямо в кадре он из шести гвоздей, датчика, доски и проволоки он на глазах у зрителя собирает нечто, вполне имеющее право на звание «первой электрогитары в истории человечества».

«Я надеюсь, что зритель влюбится в этих трех потрясающих ребят так же сильно, как и я», — говорил перед премьерой режиссер Гугенхайм. «Не только как в рок-звезд — это как раз несложно сделать — но как в личностей и творцов, которые перевоплотили свои личные переживания в музыку: прекрасную, необузданную, напористую, настоящую и божественную».


Весь ассортимент Поп и Рок музыки на виниле в нашем каталоге


Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", октябрь 2017 г. www.salonav.com

Статья входит в разделы:ВидеоИнтересное о звуке

Поделитесь статьёй:        
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий