Monitor Audio PL300. Задел на будущее. Журнал "Салон AudioVideo"

А что вы, собственно, хотели от акустики за четверть миллиона рублей? Подберите им соответствующий тракт и немного поработайте над комнатой...

«Серия PLATINUM — своего рода вызов, который мы бросаем рынку. Ее создание стало для нас возвращением к истокам, к акустике с нейтральным тональным балансом и очень линейной характеристикой. По звучанию эти АС скорее похожи на студийные мониторы, чем на HI-FI. При проектировании мы взяли все лучшее из предыдущего опыта и разработали принципиально новые технологии, которые сможем использовать еще лет десять».

Дин Хартли, руководитель отдела R&D компании Monitor Audio

Это фрагмент интервью Дина, которое я взял у него на HDI Show. Тогда еще пожалел, что в гостиничном номере невозможно получить представление о звучании этих колонок. Теперь пара напольных PL300 (цена 249990 руб.) установлена в комнате прослушивания, и я собираюсь заняться ими вплотную.

По одежке встречают, поэтому начнем с внешнего осмотра. Ничего не скажешь, выглядят колонки роскошно. Первая пара, попавшая в Россию, отделана шпоном красного дерева, а есть еще не менее красивый вариант «черный орех». Внешнее покрытие — несколько слоев дорогого лака, а лицевая панель обтянута натуральной кожей, шершавой на ощупь. В самом корпусе нет ни одного прямого угла, передняя стенка выпуклая, а задняя, наоборот, имеет вогнутую поверхность. Это не только красиво, но и повышает жесткость конструкции, а кроме того, мы знаем, что стоячие волны любят именно прямоугольные корпуса с параллельными стенками. Корпуса изготовлены не из традиционно-бюджетного MDF, но качественной многослойной фанеры. Она с точки зрения звука полезнее и поддается формовке — попробуйте-ка изогнуть плиту из прессованных опилок. На задней стенке обнаружились утопленные заподлицо гайки, это крепление стяжек, толстых стальных стержней между лицевой и тыловой панелью. Они дополнительно увеличивают жесткость корпуса, тем самым устраняя ящичные призвуки. Изнутри все поверхности и стыки залиты битумом, который не дает стенкам резонировать. И действительно, на простукивание колонка отзывается коротким глухим звуком, словно цельный кусок дерева.

Обратите внимание на порты фазоинверторов — они изготовлены из полимера ARC с добавлением алюминиевой пудры. На внутреннюю поверхность нанесены продольные борозды, ослабляющие турбулентные завихрения воздуха возле стенок трубы. Конструкция даже зарегистрирована под торговой маркой HiVe (High Velocity Reflex Port). Турбулентность вещь неприятная не только в самолете, из-за нее также возникают шумы при выходе воздуха из фазоинвертора. Корпус устанавливается на платформе из такого же материала, но уже с мелкой гранитной крошкой в качестве наполнителя. Материал, как мне говорили, акустически совершенно мертвый. От пола корпуса развязываются массивными шипами с резьбой для установки уровня. Перемычки между клеммами очень хитрой формы, и что интересно — не позолочены, а покрыты каким-то белым металлом, возможно, родием.

Паспортные характеристики Monitor Audio PL300

Конфигурация4 излучателя, 3 полосы
Диапазон воспроизводимых частот, Гц28 — 100000
Чувствительность, дБ/Вт/1м88
Номинальное сопротивление, Ом8
Номинальная подводимая мощность, Вт120
Цена, руб.249990

За последние два-три года Monitor Audio обзавелась очень сильной командой R&D и серьезным измерительным оборудованием. Компьютерный анализ и многократные измерения в безэховой камере позволили английским инженерам изучить поведение излучателей в конкретном акустическом оформлении и оптимально согласовать их между собой.

Если внимательно всмотреться в фото, можно заметить, что поверхность полусферических диффузоров у НЧ и СЧ-драйверов состоит из крошечных шестиугольников. Это проступают «пчелиные соты», из которых изготовлена диафрагма. С обеих сторон она покрыта тончайшими слоями С-САМ серебристого цвета. Таким образом, получилась абсолютно жесткая, но очень легкая структура, способная мгновенно реагировать на приходящий сигнал. А, как известно, чем жестче диффузор, тем меньше искажений дает громкоговоритель, да и прочность новой структуры оказалась в 100 — 150 раз выше, чем у обычных С-САМ. Среднечастотник — в отдельной капсуле, заполненной звукопоглощающим материалом. Внутри корпуса вертикально установлена панель акустического сопротивления (см. разрез колонки).

Еще одна характерная черта PL300 — применение ленточных твитеров. Как рассказал Дин Хартли, его специалисты пытались максимально расширить полосу частот, для чего перепробовали массу купольных пищалок. Ни одна из них не обладала ровной АЧХ до 50 — 60 кГц. Более того, не нашлось ничего подходящего из серийно выпускаемых ленточных излучателей, — все они имели неудовлетворительную дисперсию, особенно в вертикальной плоскости. Пришлось разрабатывать собственную конструкцию. От себя добавлю, что в наш век высоких технологий создать твитер, способный воспроизводить ультразвук, не так уж сложно. Проблема в том, как он будет вести себя в аудиодиапазоне и как его состыковать с другими драйверами. Как правило, супертвитеры имеют очень неровную АЧХ в районе 10 — 15 кГц, да и делить полосы приходится очень высоко, где СЧ-го-ловки уже не работают. Экспериментальным методом был создан ленточный излучатель с керамическим напылением. Он работает в диапазоне частот от 2 до 100 кГц, что позволило без проблем состыковать его со средне-частотником в оптимальной для трехполосных систем точке возле 3 кГц.

В средней полосе разработчики добивались широкой диаграммы направленности в обеих плоскостях, что очень важно для правильной передачи пространства. Теперь постараемся оценить все эти усилия на практике. Сначала мы подключили акустику к интегральному усилителю Arcam FMJ А 32, но контроль нижнего регистра явно оставлял желать лучшего. Пришлось использовать его в качестве предварительного, с которого сигнал подавался на 5-канальный оконечник Arcam Diva P1000 общей мощностью 1 кВт. И по-настоящему раскачать PL-300 удалось лишь в схеме bi-amping, с выделением отдельных каналов для НЧ и СЧ/ВЧ-полос. Так что первая рекомендация для потенциальных владельцев этих АС — чтобы раскрыть весь их потенциал, мощность усилителя должна быть как минимум 200 Вт на канал. При удачном стечении обстоятельств (хорошем демпфировании) можно обойтись и без бай-ампинга.

Честно говоря, я бы не стал сравнивать эти колонки со студийными мониторами — профессиональная акустика, по крайней мере та, с которой мне приходилось иметь дело, звучит слишком аналитично, если не сказать безжизненно. А у PL 300 очень оптимистичная середина и невероятно прозрачные верхи, и последнее, конечно — за счет удачной конструкции пищалок. При этом отсутствует чрезмерная яркость на современных записях или «песок» на реставрациях. Колтрейн 1948 года абсолютно аутентичен, со звонкими тарелками, рельефным басом и заметным, но не режущим ухо шумом магнитной фонограммы. Прекрасно передается пульсация ритма, энергетика, заполняющая пространство. Великолепная запись «Porgy & Bess» богата характерными нюансами исполнения Армстронга и Фитцджеральд, из-за чего голоса кажутся абсолютно живыми. Кстати, более точная расстановка солистов и инструментов в звуковой сцене получается, если направить оси излучения твитеров на точку прослушивания. Правда, при этом несколько меняется музыкальный баланс — скрипки и медные духовые инструменты приобретают излишнюю яркость. Но в любом случае компромисс между тембральной и пространственной точностью найти будет несложно. Нижний регистр характерен для Monitor Audio — он быстр и глубок, но очень чувствителен к положению и способу установки акустики. Шипы — обязательны, расстояние до задней и боковых стен не должно быть менее полутора метров. Это — вторая рекомендация.

Теперь послушаем что-нибудь потяжелее. «Гимны» «Лайбаха» буквально обрушивают звуковую лавину, переполненную какой-то первобытной энергией. Я люблю этот диск, но по-настоящему он цепляет не всегда. Инструменты — сплошная электроника, голос пропущен через кучу примочек, а тут еще один посредник — воспроизводящая система. И если этот посредник будет не слишком добросовестным, ничего, кроме синтетики, вы не услышите. Сейчас же впечатление двоякое. Чувствуется огромный динамический потенциал PL-300, что при отмеченной выше тембральной точности позволяет им адекватно передавать эмоциональную составляющую. Но повторю: для полной раскачки этих колонок нужна настоящая электростанция и кабели большого сечения, иначе появляется интермодуляция и компрессия именно там, где должен быть кульминационный пик.

Большой симфонический оркестр убедителен. Масштаб, размах, динамика. Характерная атмосфера зала, масса нюансов, характерных для живой записи. Деревянные духовые на tutti немного выпирают (третья гармоника?), но к остальному придраться невозможно. Бас фундаментален, тарелки и медные духовые звенят настоящим металлом. Сцена широкая, колонки существуют как бы отдельно от нее.

А что вы, собственно, хотели от акустики за четверть миллиона рублей? Подберите им соответствующий тракт и немного поработайте над комнатой, и это будет как раз то, что некоторые компании в своей рекламе называют «последняя покупка». И не следует забывать, что со временем такие вещи, как и драгоценные металлы, не теряют в цене. Так что это еще и неплохое вложение капитала.

КОМПОНЕНТЫ

CD-проигрыватель Arcam FMJ CD 36 (65990 руб.).
Интегральный усилитель Arcam FMJ A 32 (61590руб.).
5-канальный усилитель мощности Arcam 1000 (83990 руб.).
Акустические кабели Supra Ply 3.4.
Межблочные кабели IXOS XHA716.
ДИСКИ, КОТОРЫЕ МЫ СЛУШАЛИ

1. John Coltrane, «Ole Coltrane». Atlantic, AAD, 1998.
2. Ella Fitzgerald and Louis Armstrong, «Porgy and Bess». Verve, AAD, 1996.
3. Laibach, «Jesus Christ Superstar». Mute, 1996.
4. П. Чайковский, «Щелкунчик». Лондонский Симфонический оркестр. Elite Classics, 2002.


Подготовлено по материалам журнала "Салон AudioVideo" июль 2007 www.salonav.com

Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий