Hertz

Hertz

Торговая марка Hertz была основана в 1998 году, когда стало понятно, что усилители Audison должны зазвучать именно так, как того хотели их создатели. Для руководства проектом по созданию акустических систем Elettromedia пригласила гениального инженера Риккардо Аббателли (Riccardo Abbatelli), который за несколько лет сделал Hertz мировым лидером на рынке акустических систем.

Подробнее о бренде HertzОбзоры товаров под маркой Hertz (44)Официальный сайт Hertz
www.hertz-audio.ru
Аудиомания — официальный дилер Hertz

Hertz HSK 163. Логика высоких энергий. Журнал "Автозвук"

Hertz Hi-Energy стал если не эталоном (это звучит чересчур бравурно), то уж точно — стандартом трёхполосной акустики.

 

Компонентная акустика Hertz Hi-Energy HSK 163

Я с уважением отношусь к производителям, которые уделяют внимание совершенствованию продукта, а не выдумыванию для него нового имени.

Golf (в смысле VW Golf) остаётся «Гольфом» уже не годы, а десятилетия, для того, чтобы в «шестом» узнать потомка «первого», требуется либо фантазия, либо знание фактов. А ведь целый класс автомобилей назван по имени этого, непрерывно меняющегося. Значит — мэйнстрим, значит — попадание в нишу требований к современному продукту.

Самое раннее появление комплекта трёхполосной акустики с именем Hertz HSK 163 в этом журнале обнаружилось в 2002 году. С нынешним он соотносится примерно как Golf и Golf VI. Позже HSK 163 неоднократно появлялись в перечне компонентов систем из одноимённой рубрики. В 2006-м комплект HSK 163 вновь принимает участие в групповом тесте трёхполосок, и опять в ином виде, по сравнению и с первым, и с сегодняшним. И всё же — это по-прежнему «Гольф», если разобраться по существу.

Популярность HSK 163 объясняется во многом тем же, чем и у предложенного нами автомобильного аналога. Попаданием в мэйнстрим. Hertz Hi-Energy стал если не эталоном (это звучит чересчур бравурно), то уж точно — стандартом трёхполосной акустики. Сегодня мода на сочетание 6-дюймового мидбаса, желательно — в специализированной «трёхполосной» модификации, маленького диффузорного среднечастотника и пищалки. К этому пришли (и продолжают приходить) все, включая апологетов купольной веры. В Elettromedia увлечение среднечастотными куполами было коротким и не в противовес диффузорной линии, а это в итоге оказалось победной стратегией.

Даже имена остались прежними. Басовая головка с самой первой версии называлась HV 165, позже добавилась модификация HV 165L с целлюлозным диффузором, специально для трёхполосок. Материал остался прежним, а вот геометрия диффузора менялась не раз и существенно, от классической с выпуклым центральным колпачком к диффузору с интегрированной «пулей». И вот теперь...

Диффузор обновлённого HV 165L приобрёл фирменную форму V-Cone. Правда, классический и исторически первый «Ву-Коне» делается целиком, а здесь такая же форма достигается за счёт соответствующего профиля центрального колпачка, впрочем, в этой модификации по-другому было бы нельзя при всём желании, монолитный V-Cone технологически можно отлить только из полимера, а в версии 165L материал диффузора — целлюлоза с добавлением волокон хлопка. Корзина нового HV 165L стала литой и, как следствие, глухой. Магнит закрыт жёстким резиновым кожухом, но определить его габариты нам всё же удалось: 85 х 15 мм. Резиновый подвес имеет серьёзную ширину 13,5 мм. Диаметр осевого отверстия 11 мм. Звуковая катушка, согласно спецификации, имеет диаметр 30 мм, я всё же не исключаю, что это привычный для нас дюйм с четвертью (то есть 32 мм). Уплотнительного кольца на ободе нет, да оно и не очень нужно, поскольку опорное кольцо решётки монтируется снизу. Кстати, предусмотрено два варианта защиты диффузора: можно установить либо обычную сетку, либо пластиковое защитное кольцо с двумя поперечинами. Никто не запретит установить и то и это, такая усиленная защита пригодится, если головка монтируется в «опасном» месте, скажем, в кикпанели. Для подключения акустического кабеля служат обычные контакты под клеммы-«лопаточки». Провода к катушкам подведены по второму способу.

 

Заметнее всего в новом «Гольфе» изменился среднечастотник. Калибр у него прежний, 70 мм (как и имя, HL 70), но теперь диффузор выполнен из стеклоткани, корзина — литая, что, вообще-то, редкость в головках такого калибра, а магнитная система выглядит непривычно. Если снять «дутый» резиновый кожух, то обнаружится, что на месте магнита находится магнитопровод, а значит, магнит (неодимовый) поместился внутри звуковой катушки. Катушка (также согласно мануалу) 20-миллиметровая, и здесь я тоже не исключаю, что в действительности это 19 мм, то есть нормальные 3/4 дюйма. Ширина подвеса тоже нешуточная для такого типоразмера, а именно 9 мм. Диаметр осевого отверстия 8 мм, впрочем, для головок с обращённой магнитной системой размер его не так и важен, магнитный поток идёт через периферию магнита.

Материал купола пищалки — синтетическая ткань Tetolon, диаметр 27 мм. Корпус пищалки приспособлен для заглублённого монтажа. Для установки на поверхность подойдёт внешний корпус с углом разворота оси излучения на 30 либо 60 градусов. В кроссовере три катушки, две из которых снабжены железными сердечниками, и два конденсатора — пленочный и электролитический. Формула кроссовера такая: I + (I + I) + II. Для того чтобы в трёхполосной системе обойтись фильтрами первого порядка, требуется определённая смелость, но в таком решении есть и скрытый резерв. На практике не раз встречались установки, где кроссовер использовался в частичном включении для реализации «полупоканальной» схемы, когда ФНЧ кроссовера — первого порядка, это можно сделать, не вмешиваясь в конструкцию, чего нельзя, когда он второго порядка, многие это обнаруживали только после десятого срабатывания защиты на усилителе (или первого несрабатывания, что дороже). Два аттенюатора позволяют отдельно выбрать уровень среднечастотника и твитера: +2/0/-2 дБ.

Слушаем. Мужской вокал звучит собранно, хотя самые низкие голосовые ноты не до конца реалистичны. Я бы сказал, что голосу недостаёт объёма. Впрочем, для фронтальной акустики с мидбасами (басами) обычного калибра это обычное явление. Контрабас глубокий, как бы даже излишне монументальный. Атака бас-гитары передаётся очень сдержанно. Рояль нам показался скучноватым, яркости ему определённо нехватало. Переключение аттенюатора среднечастотника мало что меняет в подаче рояля, разве что в нижнем положении переключателя на верхах становится заметным синтетический отзвук. Так что решено было оставить переключатель в положении на «+2». В верхней позиции аттенюатора твитера хай-хэт немного обострён, как будто охлаждён до минусовой температуры. В среднем его положении звук меди становится теплее. В нижнем — окраска наиболее естественная, но медные ударные, тарелки и хай-хэт отодвигаются вдаль, а потому мы вернули переключатель в среднее положение. В реальной инсталляции, вероятно, надо будет поставить аттенюатор в нижнее, а баланс подобрать за счёт расстояния до пищалки. Бубен бестелесный, материальности ему недостаёт, не исключено, что среднечастотник надо будет придвинуть поближе.

Бесплатный совет:
1) установите аттенюатор твитера в нижнее положение 2) найдите звуковой баланс за счёт выбора расстояния до пищалки

Техническую часть начинаем с бесценной информации про силовой фактор и массу подвижной системы. У НЧ-головки по этой части гармония полная: «подвижка» весьма тяжёлая (18,5 г), но и силовой фактор тоже на редкость высокий (6,6 Тл м). Для среднечастотника мы получили 3,2 Тл м и 3,3 г, для трёхдюймовой головки показатели примерно средние. Однако отдача СЧ-головки (84,1 дБ/Вт) по причинам, связанным с площадью диффузора, оказалась заметно ниже, чем у НЧ звена (88 дБ/Вт). Нелинейные искажения на средних частотах завидно низкие, HL 70 в этом отношении держит марку и в обновлённом варианте (было бы удивительно, если бы модернизация ухудшила этот едва ли не самый важный для мидрейнджа показатель).

 

На первом графике (внизу) вы видите импедансные характеристики каждого из компонентов системы. Твитер не избавлен от ферромагнитной жидкости в зазоре, а значит, менее вероятно, что он избавит вас от своего присутствия при превышении громкости или клиппировании усилителя. На том же графике (вверху) — частотные характеристики каждого из компонентов без использования фильтров. Зачем? А затем, у нас есть определённые основания полагать, что в схеме с поканальным усилением от этого комплекта можно получить больше. Из рассмотрения этих кривых я бы сделал вывод, что СЧ и ВЧ-звенья оптимально было бы сопрягать на частоте 4 кГц, а НЧ и СЧ-звенья — в районе 1 — 1,2 кГц.

 

Дальше мы видим характеристики фильтров по напряжению. Крутизна спада фильтра НЧ басового звена сильно меньше 6 дБ/окт., поскольку индуктивность у головки довольно заметная. У ФНЧ полосового фильтра среднечастотника с крутизной лучше, поскольку и индуктивность меньше. Фильтры ВЧ, независимо от порядка, своё дело делают. Ну и аттенюаторы, как можно заметить, работают исправно. Здесь же приведена кривая общего импеданса системы (на входе кроссовера) в крайних положениях обоих аттенюаторов.

 

Теперь смотрим, что получается по звуковому давлению. Частота среза фильтра ВЧ басовой головки 600 Гц, тогда как у фильтра ВЧ головки СЧ частота среза 1,12 кГц. Казалось бы, должна образоваться «дырка». Однако эффективность первого фильтра настолько невысокая, что басовое звено доигрывает до того же 1 кГц с хвостиком. Всё правильно? Да, но уровень среднечастотника настолько подавлен фильтром, что даже в диапазоне от 1,5 до 3 кГц он мало влияет на суммарный уровень. Поверху частота среза среднечастотной полосы 3,2 кГц. У фильтра твитера частота среза 8,5 кГц.

 

Теперь пришла пора увидеть результат. Действительно, выше 1 кГц и ниже 8 кГц осевая АЧХ проходит заметно ниже, чем за пределами этой полосы. При этом на средних частотах поддерживается довольно широкая дисперсия излучения, а это — одна из причин перехода от двухполосной системы к трёхполосной.

Работу аттенюатора мы иллюстрируем на том же графике, соответствующий набор АЧХ сдвинут на 20 дБ вниз. Аттенюатор твитера действует именно так, как мы привыкли ожидать. Но поскольку излучение СЧ-головки и без того ослаблено, то и работа аттенюатора проявляется слабо — мы показали характеристики в крайних его положениях.

По всему получается, что более сбалансированной работы этой акустики можно добиться, если включить её по «2,5-полосной» схеме: СЧ и ВЧ — через «родной» кроссовер, НЧ — от своего канала с активной фильтрацией. Так можно будет уравнять разницу в отдаче НЧ и СЧ-головок, а схемотехника кроссовера, как уже говорилось, безболезненно позволит оставить выход басового ФНЧ висящим в воздухе.

Практические вопросы инсталляции. Для среднечастотника, как обычно, подойдёт ящик любых разумных размеров. Например, в объёме 2 л вы получите полную добротность Qtc 0,88 с нижней частотной границей на 153 Гц. Используете ящичек объёмом 0,6 л — достигаете единичной добротности и граничной частоты 164 Гц. И штатным, и нештатным, в случае поканалки, фильтром он режется всё равно выше (нет причин брать частоту среза активного фильтра ниже 350 Гц), так что эти варианты оформления равнозначны. Самое интересное, что то же самое можно сказать про оформление басовой головки. Или почти. Главный конструктор акустики Hertz верен своей концепции низкодобротных дверных басовиков в продвинутых системах (головки попроще он делает «под Баттерворта»). Резонно — для нижнего баса есть сабвуфер, а импульсная характеристика дорогого стоит. При установке в объём двери полная добротность выйдет на 0,51 при нижней частоте среза 104 Гц «на улице» или 95 Гц в салоне. В объёме 11 — 12 л будет достигнута «пороговая» добротность 0,6 с частотой среза 100/88 Гц. Наконец, в ЗЯ с объёмом 5,5 л добротность выйдет на баттервортовское значение, а нижняя граница попадёт на 100/95 Гц. Конечно, басовые резервы для «шестёрки», что называется, на пределе, но зато от объёма ящика они почти не зависят, а это стоит тоже недёшево...

Подготовлено по материалам журнала "Автозвук", ноябрь 2009 г. www.avtozvuk.com

Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий