Сетевая музыка, часть 4. Правильное хранение для точного воспроизведения, статья. Онлайн-журнал "AVREPORT.RU"

Качество музыкального материала в целом заметно возросло. Однако возникает вопрос: как правильно распорядиться этим богатством? Где хранить большую аудиоколлекцию музыки высокого качества? И как правильно воспроизвести эту музыку так, чтобы услышать все её преимущества?


Цифровые технологии, перенесшие музыку с физических носителей в сеть, существенно увеличили её доступность. Даже самые редкие и малотиражные записи перестали быть таковыми, их можно легко скачать из интернета в превосходном качестве. Качество музыкального материала в целом заметно возросло. Однако возникает вопрос: как правильно распорядиться этим богатством? Где хранить большую аудиоколлекцию музыки высокого качества? И как правильно воспроизвести эту музыку так, чтобы услышать все её преимущества?

Один музыкальный альбом среднего размера в CD-качестве, будучи конвертированным в формат FLAC, занимает порядка 300 Мб. Тот же самый среднестатистический альбом сохраненный в том же формате FLAC, но с качеством 24/96 потянет уже на 1 Гб, а качество 24/192 потребует 2-3 Гб дискового пространства. В памяти ноутбука такую коллекцию точно не соберешь, на стационарном ПК, в принципе, возможно поставить дополнительно 1-2 жестких диска на 2-3 Тб каждый, чтобы хранить там свою аудио коллекцию и прочие «тяжелые» файлы. Но, куда удобнее вынести функции хранения, а заодно и скачивания медиафайлов за пределы рабочего компьютера на отдельное устройство. Устройство такое называется NAS (Network Attached Storage) или, говоря по-русски, Сетевое Хранилище.


Простой домашний NAS на два жестких диска Synology DiskStation DS211+

NAS выглядит как миниатюрный системный блок, размер и форма которого определяется количеством встроенных туда жестких дисков размера 3.5". По сути — это полноценный компьютер, по производительности сравнимый с нетбуком, но разработанный специально для роли универсального домашнего сервера. Он способен самостоятельно закачивать файлы и обеспечивать доступ к ним по сети. Также, через сеть или напрямую через USB-подключение на него можно копировать любые имеющиеся в вашем распоряжении файлы. Управление NAS осуществляется посредством веб-браузера с любого ПК, ноутбука или даже планшета, подключенного в домашнюю сеть. Основные преимущества NAS состоят в том, что он заметно компактнее и тише стационарного ПК, занимает мало места и потребляет мало энергии, благодаря чему может работать круглосуточно.

Есть у NAS еще одно крайне важное преимущество: он позволяет существенно повысить надежность хранения файлов. Двух- и более дисковые сетевые хранилища дают возможность создавать отказоустойчивые файловые массивы RAID. Плюс к этому, с любого, в том числе и однодискового NAS крайне удобно делать резервные копии данных, подключая внешний жесткий диск напрямую к сетевому хранилищу. Стоимость NAS конечно выше, чем у обычного внешнего жесткого диска аналогичного объема, но это вполне адекватная плата за то удобство и те возможности, которые он обеспечивает.

Возвращаясь непосредственно к теме высококачественного аудио, нельзя не вспомнить о том, что в аудиофильской среде выше всего ставится качество звучания, а вовсе не удобство использования, в связи с чем вполне уместен вопрос: а может все таки лучше слушать музыку не с сетевого хранилища и не с жесткого диска, а с оптических носителей? Например, скачать образ музыкального диска в сети, записать его на болванку соответствующего формата и вставить её в дорогой, высококачественный дисковый проигрыватель?


Более продвинутая и емкая модель на четыре диска Synology DS412+

Внимательно рассмотрев данный вопрос, можно прийти к единственному и, как может показаться, абсолютно парадоксальному выводу: правильно сделанная цифровая копия будет воспроизводиться с жесткого диска точнее, чем оригинальный оптический диск, воспроизводимый в приводе. Как такое возможно? Все довольно просто. При воспроизведении оптического диска плеер считывает информацию с него однократно, и полученные данные интерпретирует в реальном времени так, как покажется верным встроенной системе коррекции ошибок. Воспроизвести оптический диск идеально, так чтобы коррекции ошибок не потребовалось, можно, но только теоретически. Для этого сам носитель должен быть идеальной формы и идеально сбалансирован, на нем не должно быть ни одной пылинки или царапинки, дисковый привод должен также быть идеально сбалансированным и не должен испытывать на себе воздействия извне (в том числе и со стороны колебаний воздуха, создаваемых работающей акустической системой). На практике такие условия обеспечить, конечно же, невозможно, но так или иначе, к решению этих проблем стремятся разработчики топовых аудиопроигрывателей класса High End (стоимость которых вполне может превышать стоимость хорошего автомобиля). Ну а в обычных проигрывателях аудио дисков, мы имеем неизбежное накопление ошибок, возникающих в процессе чтения, и в результате слушаем не только ту информацию, которая была записана на диск, но еще и то, что «додумала» система коррекции ошибок, которая сама имеет право на ошибку.

Совершенно другую ситуацию мы имеем в случае создания и воспроизведения цифровой копии диска. Критический момент остается тот же — процесс считывания информации с диска. При создании цифровой копии, компьютер также сталкивается с ошибками чтения диска в приводе, но поскольку в данном случае задачей является максимально точное считывание, программа может перечитать сложный участок большое количество раз, сведя таким образом возможность ошибочной интерпретации данных к минимуму.

Пара высококачественных CD-приводов компании TEAC

Вывод из этого прост: цифровой транспорт, воспроизводящий музыку из файла, с точки зрения качества звучания, является более подходящим решением, чем цифровой транспорт, воспроизводящий оптические диски.

Пытливые аудиофилы справедливо заметят: жесткий диск в процессе работы создает немало помех, и если заменить им оптический привод, он может крайне негативно влиять на работу Hi-Fi системы. И действительно, жесткому диску нет места вблизи таких чувствительных компонентов как ЦАП или, скажем, предварительный усилитель. И тут на помощь вновь приходит решение, которое опять же может показаться парадоксальным: самым правильным способом воспроизведения цифровой музыки является воспроизведение её посредством проводной локальной сети. В чем преимущества такого подхода? Во-первых, жесткие диски оказываются настолько далеко от стереосистемы, насколько это необходимо. Длина проводов при таком способе передачи данных не играет ровным счетом никакой роли, поэтому NAS или ПК с музыкой может стоять хоть в соседней комнате, хоть в соседней квартире этажом выше. Во-вторых, сетевое подключение обеспечивает полную гальваническую развязку (каждый порт LAN оборудован развязывающими трансформаторами, которые исключают электрический контакт устройства с Ethernet кабелем). Если же мы подключаем жесткий диск к проигрывателю напрямую, посредством USB или SATA интерфейса, они оказываются связаны электрически, поэтому помехи от работы жесткого диска действительно могут влиять на работу плеера, снижая качество звучания.


SACD/CD транспорт класса High End - TEAC Esoteric P-05

Таким образом, мы приходим к концепции совершенного цифрового источника звука. Он состоит из двух компонентов: сетевого хранилища и сетевого плеера. В роли хранилища может выступать специально разработанное для этого устройство — NAS, а также компьютер или ноутбук, папки которого открыты для сетевого доступа. В роли плеера могут выступать опять же либо специально разработанные для этого устройства, спектр которых сегодня предельно широк, либо это может быть подготовленный для воспроизведения аудио компьютер или ноутбук. А то, как сделать из обычного компьютера машину для аудио мы расскажем в следующей публикации.


Подготовлено по материалам онлайн-журнала "AVREPORT.RU", декабрь 2015 г. www.avreport.ru

Обсуждение данного материала
08 июня 2016, 16:59
Алекс
Купите три-четыре 1 или 2 терабайтных диска и вполне хватит для хранения музыки.
08 июня 2016, 17:32
Владимир Лобков (Аудиомания) Специалист по Hi-Fi и High End
Александр, здравствуйте.
Автор статьи упоминает, что: "в принципе, возможно поставить дополнительно 1-2 жестких диска на 2-3 Тб каждый, чтобы хранить там свою аудио коллекцию...", и такой вариант применим, но речь идет о удобном сетевом хранилище.
Написать свой комментарий