Четыре альбома-2018: то, что осталось в памяти

Сохранить и прочитать потом —       

Когда слушаешь много разной музыки, что-то оседает в памяти. Сначала не веришь себе, даешь отстояться; потом возвращаешься, чтобы проверить первое ощущение. Что-то отпадает, а вот оставшееся, похоже, действительно стоит внимания. Собственно, вот и результат — четыре альбома, отложившиеся в памяти с начала нынешнего года.

Van Morrison – Versatile (Caroline)

Свой 38-й альбом ветеран ирландского соула Вэн Моррисон записал всего спустя три месяца после 37-го.Он, в основном, состоит из стандартов до рок-н-ролльной поры, проложенных оригинальными песнями Вэна, аранжированными все в той же элегантной ретроманере: мощные, но не давящие духовые, интеллигентный контрабас, бархатистая гитара, тактичные ударные. Подход немолодого вокалиста понятен и оправдан; впрочем, даже истовому поклоннику Вэна очевидно, что лучшая версия Unchained Melody давно уже исполнена и записана. Но, внимательно вслушиваясь в альбом, понимаешь, что он записан не зря. Моррисон просто спешит спеть все, что он любит и может спеть. Пороху, фасона и голоса ему на это более чем хватает: фирменный скэт сделал бы честь иному вокалисту помоложе. Но когда дело доходит до оригиналов, понимаешь, что, возможно, ради них все и затевалось. Вряд ли Only A Dream и Take it Easy Baby станут новыми стандартами, но они не выглядят недостойными находиться рядом. А уж как хороша композиция I Forgot That Love Existed, балансирующая между двумя характерными моррисоновскими настроениями, грустной-меланхоличным и ярко-радостным! Автору-исполнителю, напомню, 72 года.

Van Morrison – Versatile на виниле в нашем каталоге

Бомж-Трио – Более Лучшее (Бомж-Трио)

Совершенно неожиданный релиз полноразмерного альбома от одного из самых обаятельных проектов недавнего времени. Сергей Воронов (CrossroadZ, The Lunar Brothers, “Неприксаемые”), Нэш Тавхелидзе (Blast, Nash Albert) и Николай Сарабьянов (Therr Maitz, Tiger Cave) собрались случайно: Нэш, арт-директор в московском Imagine Cafe, позвал друзей-гитаристов поиграть на акустической вечеринке, во время которой Воронов вспомнил про идею шуточной песни. Ее тут сняли на смартфон и выложил ив Сеть. Из песенки про Рождество (на альбоме ее, кстати, нет, как и другого микрохита — “8 марта”) родилась идея образа благородных городских бродяг. За первой песней последовали вторая, третья, а закончилось все записью и выпуском альбома. В студийной версии на поверхность выходит то, чего на концерте не замечаешь — изящество многоголосия, легкость обращения с разнообразной стилистикой, тонкая ирония простых текстов и, что, возможно, самое главное — истинная музыкальность. В практически полностью акустической звуковой среде гитары не мешают друг другу, напротив — у каждой своя задача, а результат более чем хорош. Шутки шутками, а, к примеру, кавер-версия на главную песню Сиксто Родригеса (Sugarman) куда как серьезна.

Tigran Hamasyan — For Gyumri (Nonesuch, 2018)

Тигран Амасян некогда мечтал стать фронтменом трэш-метал-группы, а стал одним из самых одаренных пианистов современного джаза. Он умело вплетает в джаз фольклор, академическую музыку, минимализм, битбоксинг, рок и много что еще. На его счету — восемь полноразмерных альбомов (первый он записал в 18 лет), лауреатство на конкурсе пианистов им. Телониуса Монка, выступления в лучших залах и на главных фестивалях мира.

Новый релиз Амасяна — 5-трековый EP, своего рода посвящение родному городу Тиграна, Гюмри. Но это отнюдь не этнографический портрет конкретного места, нет — здесь есть и детские воспоминания (Aragatz), и размышления о текущей жизни (The American), и философский взгляд на себя и свое место в мире (Self (Portrait)… В композициях слышны армянская народная музыка, которую Амасян много лет изучает, европейские романтические гармонии, заставляющие вспомнить Клода Дебюсси, джазовая фразеология, апеллирующая к Эрролу Гарнеру. Музыкальные критики планеты в своих рецензиях ставят релизу оценки от 4 до 5 звездочек; я бы на их месте на компромиссы не шел, здесь явно твердая пятерка.

Tigran Hamasyan на виниле в нашем каталоге

Gleb Kolyadin — Gleb Kolyadin (K-Scope)

Санкт-петербургский прог-роковый дуэт iamthemorning в России известен узкому кругу поклонников, но в мире его знают лучше: в 2016 году альбом Lighthouse получил международную премию Prog Music Award. Альбомы iamthemorning выпускает известный британский прог-лейбл K-Scope, там же в нынешнем феврале вышел первый сольный альбом пианиста группы Глеба Колядина. В его записи принимали участие вокалисты Мик Мосс (Antimatter) и Стив Хогарт (Marillion), барабанщик Гэвин Харрисон (Porcupine Tree, King Crimson), клавишник Джордан Рудесс (Dream Theater, Liquid Tension Experiment), много с кем игравший флейтист и саксофонист Тео Трэвис и басист Ник Беггс (Kajagoogoo, Стив Хэккетт, Стивен Уилсон).

Прогрессив-рок — нишевой жанр; впрочем, нынче создатели оперируют не только псевдоакадемическими паттернами и помпезностью, но используют джаз, этническую музыку — в общем, жанр развивается. Альбом Колядина — прямое тому свидетельство. Он концептуален и вполне соответствует стереотипам прогрессив-рока, но стоит вслушаться, и в глаза бросятся почти джазовые импровизации, а уж тени великих композиторов недавнего прошлого — Игоря Стравинского и Эрика Сати — безусловно, осеняют альбом. При этом Gleb Kolyadin — яркое и очень индивидуальное авторское высказывание. Это — работа международного масштаба, но и русская тоже: по настроению, по мелодическим линиям, по духу Колядин, безуловно, российский музыкант. Стране всего лишь осталось о нем узнать.


Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", апрель 2018 г. www.salonav.com

Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделитесь статьёй:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий