ХТК двадцатого столетия. Igor Levit — On DSCH. Обзор

Германской Демократической Республике было всего несколько месяцев от роду, когда в молодом немецком «государстве рабочих и крестьян», в Лейпциге, в конце июля 1950 года прошел большой фестиваль, посвященный 200-летию со дня смерти Иоганна Себастьяна Баха.




Сохранить и прочитать потом —     

ХТК двадцатого столетия. Igor Levit — On DSCH

Дмитрий Шостакович прибыл в этот город в составе советской делегации из 47 человек. Программа форума включала в себя не только концерты, лекции и музыковедческую конференцию, но и конкурс, в жюри которого был приглашен композитор. Здесь он услышал 26-летнюю пианистку Татьяну Николаеву, подготовившую для исполнения наизусть оба тома «Хорошо темперированного клавира»! Впечатление от игры артистки было настолько сильным, что по возвращении в Москву Шостакович решил написать цикл из 24 прелюдий и фуг во всех мажорных и минорных тональностях. В кратчайшее время, всего за четыре с половиной месяца (с 10 октября 1950 до 25 февраля 1951) было создано грандиозное многочастное произведение, второе по значимости за всю историю музыки после прелюдий и фуг Лейпцигского кантора, сочинения огромной художественной силы, творения музыкального гения.

Есть мнение, что Шостакович обратился к созданию полифонической музыки еще и потому, что счел ее наиболее идеологически безопасной. В Советском Союзе эти вещи Шостаковича сначала были встречены критически, что, очевидно, было связано с недавними обвинениями композитора в формализме, содержащимися в известных высказываниях А. Жданова; но некоторые крупные музыканты, в том числе, Николаева и Мария Юдина, указывали на большие достоинства музыки. Уже второе исполнение всего цикла летом 1952 года получило более теплый отклик.

ХТК двадцатого столетия. Igor Levit — On DSCH

Тональности для пар прелюдий и фуг у Шостаковича изменяются не по полутонам, как в ХТК Баха, а по кварто-квинтовому кругу. Развитие приводит к смысловой кульминации в прелюдиях и фугах ре-бемоль мажор и си-бемоль минор в зоне «золотого сечения» всего произведения. Более глубокий рассказ о музыке невозможен в рамках краткого ревю…

В каталоге фирмы «Мелодия» имеется запись всех прелюдий и фуг в исполнении Татьяны Николаевой; долгое время ее интерпретация, получившая одобрение самого автора, считалась эталонной. После Николаевой к этой музыке обращались другие пианисты. Отдельные прелюдии и фуги включали в свои программы несколько крупных мастеров клавиатуры, например, Э. Гилельс. Вместе с тем, в дискографии всего цикла сравнительно немного позиций. Среди лучших достижений можно назвать работы отечественных пианистов Александра Мельникова (альбом включен западной критикой в число 50-ти самых значительных достижений в музыкальной звукозаписи за всю ее историю) и Константина Щербакова.

ХТК двадцатого столетия. Igor Levit — On DSCH

Задачу исключительной сложности поставил перед собой и блестяще претворил в жизнь пианист Игорь Левит. Альбом лейбла Sony Music из четырех пластинок с музыкой Шостаковича свидетельствует о высоком мастерстве и артистической зрелости исполнителя. Важно сказать о связи пианиста с российской пианистической школой – он начинал обучение музыке в Горьковской консерватории (Нижний Новгород), продолжил – в Германии и Австрии.

Об амбициях Игоря Левита говорит присутствие в его дискографии таких монументальных работ, как 32 сонаты Бетховена, альбом с «Гольдберг-вариациями» Баха, «Диабелли-вариациями» Бетховена и вариациями Фредерика Жевски на тему чилийской революционной песни Un pueblo unido jamas sera vencido (лучшая запись 2015 года по версии журнала «Gramophone»).

Запись музыки Шостаковича Левит осуществил в первой декаде мая 2020 года в берлинской кирхе Иисуса Христа (здесь не раз работал Караян); продюсером и звукорежиссером выступил Андреас Нойброннер.

Благодаря очень высокому качеству фонограммы в ее подаче отражаются тончайшие нюансы фортепианной звучности и интерпретации.

ХТК двадцатого столетия. Igor Levit — On DSCH

Этот обзор прочитали 1 043 раза
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделитесь статьёй:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий