От The Beatles до Pink Floyd: рождение психоделического рока в 10 песнях

В 1960-х рок превратился в нечто большее, чем просто веселая музыка для вечеринок. После британского вторжения и взлёта популярности фолк-рока на волне Боба Дилана, новые исполнители только начинали экспериментировать с электрогитарой и здоровым интересом к разнообразным шумовым эффектам.

Когда началось Лето любви, музыка перестала быть трёхминутными синглами. Будучи пропитаны большим количеством разнообразных веществ, эти песни стали ознаменованием перехода рок-н-ролла в психоделию: эксперименты со всевозможными лупами, добавление эха к всем звукам, тексты о прогулках по космической стране чудес...




Two Headed Dog – 13th Floor Elevators

Прямо перед приходом психоделии рок-н-ролл переживал фазу гаражного рока. После британского вторжения в Америке стали появляться группы с громким и агрессивным исполнением типичного рок-н-ролла. Тогда появились 13th Floor Elevators.

В то время как голос Роки Эриксона ближе к панку, 13th Floor Elevators были прототипом психоделического рока с обильным использованием эха в своих композициях. До наступления эры «Силы цветов», группа была одной из самых шумных и хаотичных. И даже если 13th Floor Elevators не стали чьей-то любимой психоделической группой, то каждая команда, играющая в этом жанре, сознательно или нет, в какой-то степени копировала 13th Floor Elevators.

Eight Miles High – The Byrds

На другой стороне психоделии был фолк-рок. В то время как Боб Дилан становился новым голосом поколения, Byrds подняли его материал на новый уровень благодаря звону гитары Роджера МакГуинна. Забавная вещь произошла, когда они начали писать свой собственный материал.

Стремясь создать звук полёта в самолёте, эхо гитары МакГуинна в этой песне было не похоже ни на что в мире рока. Хотя такие исполнители как Дилан вызывали здоровое уважение, именно здесь всё начало разветвляться в разные области, поскольку Byrds говорили о более интеллектуальных образах в своих текстах.

Rain – The Beatles

На краткий миг казалось, что The Beatles вот-вот канут в небытие. После того, как они попробовали свои силы в фолк-роке с Rubber Soul, Rain стал синглом, в котором всё изменилось. Джон Леннон случайно включил лентопротяжный механизм магнитофона в обратную сторону, что привело к тому, что в итоге привело к появлению вокала задом наперёд в их следующем треке.

В то время как Леннон признает, что текст песни Rain совершенно бессмысленный, строка I can show you рассказывает вам всё, что нужно знать о следующем этапе в творчестве The Beatles. Великолепная четвёрка недолго собиралась в путь, но это было только начало того, что они могли сделать.

White Rabbit – Jefferson Airplane

И вот мы прибываем в центр психоделической цивилизации – Сан-Франциско. Хотя сцена в районе Хейт-Эшбери, возможно, ещё не развилась, Jefferson Airplane написали неофициальный гимн всего психоделического движения.

Вокальная подача Грейс Слик, один из самых важных инструментов во всём психоделическом роке, до конца песни призывает слушателя кормить свою голову (кстати, сама Грейс утверждает, что речь идёт о пище для ума). Несмотря на то, что такая формулировка в наши дни кажется нечёткой, хиппи были убеждены, что эта песня способна раскрыть смысл жизни.

The End – The Doors

The Doors ознаменовали момент, когда столкнулись психоделия и хард-рок. В то время как Джим Моррисон всегда преуменьшал свои музыкальные способности, аура, которую он создавал во время живых выступлений, была не похожа ни на одного фронтмена рок-н-ролла. Моррисон, может быть, и не был лучшим вокалистом, но когда он исполнял The End, публика была в полной его власти.

Первоначально написанная как песня о расставании, The End раздулась до 11-минутного монстра в студии, где Моррисон начал вести речь обо всём, от убийц до царя Эдипа. Опять же, сейчас невозможно думать об этой песне и не видеть разрушений во Вьетнаме (спасибо фильму «Апокалипсис сегодня»). Калифорнийская сцена, возможно, была весёлой, но это был первый проблеск тёмной стороны Силы цветов.

Strawberry Fields Forever – The Beatles

После того, как «Битлз» навсегда покинули гастроли, студия Abbey Road стала их официальной игровой площадкой, где они могли свободно экспериментировать. Как только Джон Леннон принёс песню о взрослении в Ливерпуле, подход группы к записи полностью изменился. Strawberry Fields Forever стала эталоном Лета любви. Как будто Леннон переносит вас в какой-то сюрреалистический сон. Психоделическая сцена уже развивалась, но Великолепная четвёрка не собиралась просто идти на поводу меняющихся трендов, они сами начали их создавать.

Purple Haze – Jimi Hendrix

Из всех икон 60-х Джими Хендрикс кажется наиболее инопланетным созданием. Несмотря на его изящные бэнды и душевную сторону в его более поздних работах, он смог изменить мир рока имено в тот момент, когда выпустил сингл «Purple Haze». Начальные гитарные удары практически выбивают двери вашего разума, прежде чем погрузить вас в туман психоделии. В то время как образы сюрреалистичны, в гитарных партиях Хендрикса не было ничего утончённого, они были чем-то средним между блюзом и каким-то странным общением с космосом.

In A Gadda Da Vida – Iron Butterfly

Одной из самых больших тенденций, вышедших из психоделического движения, было появление джем-бэндов. Как только Grateful Dead стали популярными, каждая группа начала дополнять свои традиционные поп-песни джемами, которые длились целую вечность. Опять же, не каждый из этих джемов попадает на радио.

В то время как In A Gadda Da Vida известна большинству людей в виде плотной и пробивной песни, полное впечатление можно получить только от прослушивания 17-минутной версии, дополненной барабанными и клавишными соло. Хотя песня была тяжёлой для своего времени, лирика является воплощением психоделического движения, поскольку Дуг Ингл просит нас присоединиться к нему в своеобразном Эдемском саду. Было создано множество компиляций треков 60-х годов, но именно музыка In A Gadda Da Vida и есть воплощение 60-х.

Sunshine of Your Love – Cream

Примерно в то время, когда психоделия потрясала мир в Соединенных Штатах, Англия всё ещё была по колено в блюзе. После ссоры с Yardbirds супергруппа Эрика Клэптона уже была на вершине чего-то великого, объединяя джаз и блюз. Однако было одно недостающее звено, и это была здоровая доза фузза.

Сочинив простую блюзовую фразу, Джек Брюс придумал песню, в которой любой хиппи мог бы заблудиться, она рассказывает о девушке, чья любовь сияет ярче солнца. Клэптон здесь настоящая звезда, заставляющая гитару во время соло звучать как вокал, прежде чем стать чертовски скрипучей в куплетах. Блюз может заключаться в том, чтобы описывать подавленное состояние, но здесь нас ждут психоделические видения, о которых предупреждал Джими Хендрикс.

Set the Controls for the Heart of the Sun – Pink Floyd

К концу 60-х психоделическое движение наконец начало угасать. После пышных музыкальных выходных в Вудстоке это был занавес для большинства детей цветов. Однако психоделия никогда не останавливается, она просто развивается. В то время как Pink Floyd начинали свою жизнь как психоделическая рок-группа со своим дебютным Piper At The Gates of Dawn, песня Set the Controls — это звучание психоделии, превращающееся в прогрессивный рок.

Без Сида Барретта голос Роджера Уотерса звучит в этой песне зловеще, нацеливаясь на нечто большее, чем то, что есть на Земле. Возможно, Сила цветов умерла внезапной смертью, но эта рок-одиссея была индикатором того, как будут выглядеть новые реинкарнации психоделии.

Эту статью прочитали 1 929 раз
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий