О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео497Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2572Музыкальные и кинообзоры623Глоссарий
Как треск костра, скрип дверей и самый обыкновенный шум становятся музыкой и попадают в электроакустические треки
Рассказываем, как появилось это направление, и кто пишет электроакустическую музыку.
Что такое электроакустическая музыка
Это — жанр электронной музыки, в которой используют различные шумы природного и искусственного происхождения (синтезированные), обработанные фильтрами.
Американский композитор Эрик Часалоу (Eric Chasalow) для создания трека «Crossing Boundaries» в 2000 году использовал записи с автоответчиков и отдельные фразы из документальных фильмов.
Музыканты, создающие электроакустические треки, микшируют шумы, заставляя их «перетекать» из одного в другой. Например, они трансформируют кашель в звук заводящегося мотора или превращают автомобильные гудки в звуки духовых инструментов — к слову, последним приемом воспользовался американский музыкант и профессор музыкальной школы при Университете Флориды Пол Кунс (Paul Koonce) в работе Walkabout.
Чаще всего электроакустические треки воспроизводятся в записи без участия автора-исполнителя. Российский композитор Артемий Артемьев, чьи работы часто попадают в чарты радиостанций России, США, Германии, Испании и других стран, говорит, что такая музыка подразумевает многомесячную работу со звуком, которую нельзя проделать на сцене перед аудиторией.
История направления
Электроакустическая музыка является развитием жанра конкретной музыки. Термин ввел французский инженер-акустик Пьер Шеффер (Pierre Schaeffer), который был пионером направления. Конкретная музыка подразумевала запись звуков естественного происхождения — например, капающей воды, скрипов дверей, голосов птиц — на магнитную ленту с целью их последующего микширования. Микширование проводили путем ускорения или замедления движения ленты в магнитофоне, также перезаписывали на один носитель сразу несколько различных аудиозаписей.
Одним из самых ранних примеров конкретной музыки является работа Пьера Шеффера — «Пять шумовых этюдов» 1948 года. Один из этюдов автор записывал на вокзале, поэтому он включает в себя звучание поездов.
В конце 50-х — начале 60-х годов в конкретную музыку пришли электронные технологии, помимо магнитофонов с лентой в арсенал музыкантов и композиторов добавились синтезаторы. Так родилась электроакустическая музыка, в которой помимо звуков природы появились звуки синтезированные. Одним из ее первопроходцев стал уже упомянутый Эдгар Варез. В 1958 году его «Poème électronique» воспроизвели на Всемирной выставке в Брюсселе с помощью 425 громкоговорителей, расположенных в специальном павильоне.
Спустя какое-то время за Эдгаром потянулись другие музыканты. Например мальтийский композитор, исполнитель и поэт Рей Буттиджич (Ray Buttigieg). В его работе «Probing in Space Oceans» можно распознать звук плещущихся волн и капающей воды, переплетающийся со звуком синтезаторов.
Что интересно, «электроакустика» нашла отражение и в популярной музыке, повлияв на творчество исполнителей 60-х годов. Например, различные шумы есть в песнях The Beatles — «Revolution 9» и Pink Floyd — «Bike». Фрэнк Заппа написал несколько композиций, в которых слышны причудливое жужжание, гудки и свист рассекаемого воздуха.
Современные композиторы
Электроакустическую музыку пишет немецкий квартет The Pitch. Его участники смешивают звучание органа, кларнета, контрабаса и вибрафона — ударный инструмент, который относят к группе металлофонов — со звоном колоколов, стуком каблуков, скрежетом и шелестом. Их работы можно послушать на Bandcamp.
Еще пример — бельгийский композитор Конрад Эккер (Koenraad Ecker). В прошлом году он выпустил новый альбом — A Biology of Shadows. Его композиции напоминают смесь грайма, глитча и эмбиента — а среди используемых звуков можно распознать треск костра, сердцебиение, шуршание, скрежет и человеческую речь.
Девятого марта 2018 года свой альбом — «Hidden for the Eyes» — представил словенский композитор под псевдонимом Alapastel. В его треках звучание классических инструментов перемешивается с пением птиц.
Разумеется, мы назвали не всех исполнителей в жанре электроакустической музыки. Если у вас есть любимые композиторы, которые превращают естественные и искусственные шумы в музыку, — расскажите о них в комментариях.