О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео497Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2569Музыкальные и кинообзоры622Глоссарий
Волшебство музыки и звука. Antal Dorati - Stravinsky: The Firebird - Complete Ballet. Обзор
Игорь Стравинский – один из самых бескомпромиссных и радикальных революционеров в музыке. Во всяком случае, таким он видится в искусстве XX века. Наше восприятие композитора, однако, контрастирует с его собственным высказыванием о себе: «Я был рожден не вовремя. По темпераменту и склонностям мне надлежало, как и Баху, хотя и иного масштаба, жить в безвестности и регулярно творить для установленной службы и Бога. Я устоял в мире, в котором был рожден… я выжил… несмотря на торгашества издателей, музыкальные фестивали, рекламу…».
«Жить в безвестности» не довелось музыканту, с которым связаны самые громкие сенсации, перевороты и даже скандалы в музыкальной жизни прошлого столетия. Творческими усилиями Стравинского и Сергея Дягилева революционная ситуация сложилась в начале 1910-х в Париже во время знаменитых «Русских сезонов». Представленные парижской публике балеты «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913) оказались манифестом нового искусства. Эти три премьеры стали шоком, а вызвавшую громкий скандал и радикально обновившую музыкальный язык «Весну священную» даже сравнили со взрывом бомбы; позже ее музыку назвали «гигантским маяком XX века» (А. Казелла). Стравинский утверждал, что балет – это «единственная форма сценического искусства, которая ставит в краеугольный камень задачи красоты – и более ничего».
Этими тремя опусами открывается первый – «русский» – период творчества мастера, названный так не по географическому признаку (в то время Стравинский жил, в основном, за границей), а из-за проявившегося в его творчестве глубоко национального музыкального мышления. О «неистребимом русском духе» музыки Стравинского говорил Шостакович.
Сценаристом и хореографом «Жар-птицы» стал любимый партнер Дягилева и Стравинского Михаил Фокин, художественное оформление спектакля создавали А. Головин и Л. Бакст, тоже значительные фигуры в русском искусстве.
Данная пластинка серии Mercury Living Presence представляет музыку балета в исполнении Лондонского симфонического оркестра под управлением Антала Дорати, который среди дирижеров может считаться чемпионом по количеству выпущенных записей. Лондонский симфонический и прославленный маэстро – это своеобразные знаки высочайшего артистизма.
Но еще более примечательно в этом издании другое: непревзойденный аудиофильский уровень качества звучания. Это едва ли не лучшая запись оркестра, которую можно себе представить (а ведь партитура балета Стравинского – одна из самых сложных в оркестровой литературе). Прослушивание пластинки для чуткого уха доставляет редкое наслаждение. Высококлассное звучание премиального уровня вообще является отличительной чертой изданий Mercury Living Presence.
Однажды Стравинский остроумно высказался об арфе (музыкантам известно, что этот инструмент плохо держит строй, отчего его нужно часто настраивать). «90 процентов времени арфисты настраивают свои арфы, а оставшиеся 10 процентов играют на расстроенных». Немного перефразировав, эти слова можно отнести к некоторым аудиофилам, столь рьяно ищущим идеальный звук, что до музыки и дело не доходит… У пластинки упомянутого выше лейбла с «Жар-птицей» Стравинского есть все, чего только можно желать: на высочайшем уровне здесь и музыка, и ее исполнение, и звучание.
Настоятельную рекомендацию к приобретению данного альбома можно дополнить советом обратить внимание на другие (все) релизы Mercury Living Presence.