Тест акустики Odeon No. 33: музыка в акустическом фокусе

Odeon — не новое имя в мире High End Audio. Это марка с четвертьвековой историей, а основатель и бессменный руководитель компании Аксель Герсдорф конструирует акустические системы уже более 40 лет, с конца 1970-х. Много воды утекло с тех пор, сменились поколения модельных рядов… В центре внимания — высокопоставленная модель из последней генерации германского бренда: Odeon No.33.



Причина, побудившая Акселя Герсдорфа заняться колонкостроительством — обычная для многих творцов высококлассной аудиотехники. Формула едина: [вставить нужное имя] не смог отыскать на рынке [вставить компонент], который бы ему понравился, поэтому решил сам сделать то, что ему нужно. Вписываем «Герсдорф» и «колонки», и начинаем разговор об Odeon.

С 1987 года созданная Герсдорфом компания ARS-Elektroakustik приступила к разработке и производству профессиональных (студийных) и домашних акустических систем класса High End. Начав экспериментировать с рупорами, глава фирмы поставил перед собой цель избавиться от недостатков данного типа акустического оформления. Спроектированный им в 1990-м рупор с особой геометрией и сделанный из неподверженной резонансам многослойной фанеры положил начало линейке продукции Odeon. С тех пор именно рупор служит визитной карточкой Odeon, а сам бренд стал авторитетным членом немногочисленного «рупорного клуба».

Одеоны, рупоры, акустика…

Этимология названия компании понятна тем, кто помнит об античных одеонах — аудиофилы обратят внимание на сходство характерных для этих театров возвышающихся к периферии полукруглых зрительских рядов с фрагментом рупора. Известно, что такая архитектура особым образом — наподобие рупора — фокусирует звук, что и объясняет ее отменную акустику.

Одеоны предназначались, в первую очередь, для певческих и музыкальных состязаний, что также имеет отношение к теме обзора. Думается, все это принимал в расчет Аксель Герсдорф, когда более 25 лет назад размышлял, как назвать свою компанию.

В прогрессии

Модельный ряд Odeon первого поколения был сформирован в 1993-м, а сегодня компания предлагает акустические системы уже 3-го поколения. Актуальная линейка была представлена в 2014-м и обновлена в 2016-м.

В каталоге производителя модель Odeon No.33 занимает предтоповую позицию; выше нее только No.38/2. Скульптурная форма акустической системы, принятая после большого числа экспериментов и скрупулезного инженерного расчета, — хорошая иллюстрация принципа Form Follows Function. Расчет расчетом, но изделие получилось очень красивое, роскошное.

Колонка состоит из двух механически изолированных друг от друга частей: одна для НЧ- и другая для СЧ/ВЧ-головок. По информации производителя, в акустических системах применяются динамики, а также конденсаторы и индукторы (для ВЧ- и НЧ-фильтрации соответственно) только самого высокого качества. Тут уж, как говорится, noblesse oblige. Мидбасовый и басовый громкоговорители (последний — с диффузором из целлюлозы) — производства Audax, чей авторитет неоспорим. 20-мм твитер и 5-дюймовый среднечастотник размещены в цилиндрических гильзах, встроенных в основной (верхний) корпус колонки; динамики в оформлении рупоров с диаметрами раскрывов соответственно 20 и 50 мм работают в согласии с проживающим в отдельной «квартире»12-дюймовым вуфером, в фазоинверторном оформлении. Порт устроен в днище НЧ-секции, что объективно облегчает инсталляцию 33-х «одеонов» в комнатах разных размеров и разной геометрии.


Среднечастотное звено с 5-дюймовым динамиком и 50-сантиметровым рупором.

Как повелось, размеры НЧ-драйверов (в сантиметрах) фигурируют в названиях номерных моделей Odeon. Не исключение и Odeon No.33 с их 33-сантиметровым басовиками. Частотные полномочия головок разграничены фильтрами на 320 и 1800 Гц.

Есть терминалы для bi-wiring/amping: пара на верхней и пара на нижней части АС.

Нижняя граница частотного диапазона — 29 Гц по уровню –3 дБ — намекает на способность системы осваивать серьезные басовые глубины, что, как выяснилось, соответствует действительности. Импеданс 8 Ом и чувствительность 94 дБ не дают оснований говорить об особых формальных требованиях к усилителям-партнерам. Разве что, во избежание звукового мезальянса, усилители, как и остальные части звукового тракта, должны быть адекватного уровня.


Калибр 33-сантиметрового вуфера отражен в названии модели.

Компания предлагает три варианта отделки: 1) белый глянец в сочетании с зелеными рупорами, 2) черный глянец и синие рупоры, а также 3) натуральный древесный шпон и черные рупоры (протестированная пара, декорированная шпоном макассара). Odeon 33 и другие колонки бренда производятся вручную в Германии; гарантия производителя на продукт — 5 лет.

В хорошей компании

Во время слуховой экспертизы пара Odeon No.33 работала в системе с высококлассными компонентами, которые достойны упоминания. В данном случае имела место не просто совокупность дорогой техники или аппаратуры, близкой колонкам по уровню, а именно о системе, подразумевающей наличие звуковой гармонии и синергии. В значительной мере благодаря такому партнерству колонки продемонстрировали лучшее, на что способны.

В усилительной части работало новозеландское трио Plinius в составе фонокорректора Koru, флагманского предусилителя RM-10 и стереоусилителя мощности SA-103. Особенности Plinius — фундаментальность конструкции, дискретная схемотехника, балансная топология (RM-10 и Koru), тщательно продуманная архитектура электропитания.

Аналоговый источник в системе — проигрыватель грампластинок SME Model 15 с тонармом SME Model 309 и MC-головкой Van Den Hul MC-10 Special. В цифровой ветви работал сетевой проигрыватель Merging+Nadac PL8. Под стать и кабельная обвязка. Каждый из этих компонентов мог бы стать (и становился) объектом отдельного исследования.

Звуковые возможности Odeon No.33 и всей системы я обрисую посредством вербализации слуховых ощущений, возникавших во время прослушивания разных записей, в основном, грампластинок. Но прежде несколько общих наблюдений.

Рупор, факты истории

В далеком прошлом рупоры компенсировали невысокую мощность усилителей (тогда ламповых), измерявшуюся единицами ватт. Со временем усилители становились все мощнее и мощнее, но рупоры не остались без работы — создатели колонок решили использовать свойственный рупору симпатичный звуковой почерк, к которому успели пристраститься аудиофилы. Не всем, однако, удавалось совладать с рупором. Чувствительность колонок с таким оформлением высока, но максимум ее располагается на акустической оси, а при отклонении от нее заметно снижается. Другими словами, звучание рупоров остронаправленное.

Конструкторы стали проектировать рупоры с геометрией, расширяющей направленность в горизонтальной плоскости, и сужающей — в вертикальной. Пример — Tractrix разработки Klipsch. Вместе с тем, аудиофилы нередко критиковали некоторые рупорные АС из-за присутствия в звучании пресловутой рупорной окраски. Понятно — люди хотят слушать музыку, а не сопереживать неудаче конструктора, для которого рупор, вполне возможно,— не инструмент для извлечения из записей музыкальной правды, а средство маркетинга.

Реприза и кода

Я знаком с продукцией Odeon разных лет, слушал и грандиозную рупорную систему, которую Герсдорф создал в рамках уникального спецпроекта… В звучании систем Odeon нет рупорной окраски, зато в наличии преимущества рупора — ясность, щедрость и открытость подачи. Те, кто фотографировал на зеркальные камеры до появления автофокуса, помнят: вращаешь колесико объектива, в изображении рассеивается туман и возникает ясная, хорошо детализированная картинка с ощутимой глубиной резкости.

Именно такое прозрачное, отлично нюансированное и объемное изображение демонстрируют Odeon No.33, поддержанные вышеупомянутыми системными партнерами. Говорить о резкости можно лишь по аналогии с фотографической резкостью, подразумевая точность звуковой графики и нюансировки. На сайте Odeon не сказано, какие именно недостатки рупоров стремился побороть Аксель Герсдорф. Так или иначе, цели своей он достиг. Музыка в акустическом фокусе — формула звучания No.33.

Особая концертная атмосфера возникала, когда звучал рояль с оркестром — запись 20-го концерта Моцарта в исполнении Фридриха Гульды и Венского филармонического оркестра. В звуке проявлялись отличный контроль пространства, естественность, глубина и богатство тембровых красок, высокий артистический тонус, что относилось, в первую очередь, к игре солиста, высокая ансамблевая дисциплина оркестра… Возникало ощущение, что музыку творят не «железки», а живые музыканты.


Конусы способствуют механической стабильности конструкции.

Воспроизводя хоры Шостаковича на стихи революционных поэтов в трактовке Московского камерного хора под управлением В. Минина (концертная запись из Большого зала столичной консерватории), система с Odeon No.33 ясно передавала пространственную ориентацию вокальных партий, сложную полифонию партитур Шостаковича, а также акустическое пространство исторического зала.

Опусы столпов Нововенской школы А. Веберна и А. Берга в виртуозной интерпретации Оркестра Би-би-си с Пьером Булезом (запись сделана во время гастролей Булеза в Москве) — это настоящий звукомузыкальный ребус и сложнейшая задача для аудиосистемы. В звучании этой пластинки отсутствовали какие-либо намеки на неясность, структура музыкальной ткани прослушивалась на всю глубину благодаря высокой прозрачности, точности и ясности музыкального изображения.


Нижняя пара акустических терминалов.

В арсенале Odeon No.33 — отличная динамика, глубокий, собранный и подвижный нижний регистр. Все это проявлялось в звучании записей Органа Рижского Домского собора, «Весны священной» Стравинского, «Мессии» Генделя, рок-альбома Р. Уотерса «Amused to Death».

Для меня особенно ценной представляется способность акустических систем точно и деликатно передавать специфику разной музыки и ее прочтений. Например, при воспроизведении записи скрипичного концерта Бетховена в гениальном исполнении И. Менухина и Берлинского филирмонического оркестра с К. Мазуром прослушивались высочайшее качество оркестрового ансамбля и особенности игры солиста, чья Страдивари порой чуть фальшивила — скрипач интонировал с легким завышением тона, что добавляло музыке свежести и поднимало градус артистической экспрессии.

Я слушал и музыкальные файлы в передаче Merging. Запомнился экспрессивный альт-саксофон Пола Дезмонда в квартете Дэйва Брубека со знаменитой композицией «Take Five»...

Какая бы музыка ни воспроизводилась, в звучании проявлялись качества, которые можно связать, помимо прочего, с искусной имплементацией в Odeon No.33 рупорных оформлений и великолепным балансом в аудиосистеме в целом; открытость и щедрость (без навязчивости), острота музыкального рисунка (без резкости), высокий динамический ресурс на фундаменте хорошо оформленного баса, убедительный контроль музыкального пространства, органичность и естественность преподнесения разной музыки.

Cмещаясь в стороны от центра приблизительно на метр, я обращал внимание на небольшие изменения тонального строя и характера сцены, ведь колонки все-таки рупорные. В воображаемом зале с Odeon No.33, как мне кажется, есть оптимальные места для всего одного или двух слушателей.

Цена акустической пары… производит впечатление. Столько стоят блеск конструкторской мысли многоопытного Акселя Герсдорфа, высокое качество комплектующих, прецизионная настройка системы, яркость музыкальных переживаний. Ну, и «made in Germany», конечно.

Выводы

Odeon No.33 — акустическая система авторитетного германского бренда, редкий в High End пример искусной реализации рупорной идеи с выявлением ее достоинств и купированием недостатков. Сделано все для достижения высокого аудиофильского и музыкального качества.

Подготовлено по материалам портала "Stereo & Video", май 2019 г. www.stereo.ru

Этот обзор прочитали 5 549 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий