Стриминговые сервисы довольны финансовыми итогами года, но у музыкантов дела обстоят иначе

Пока музыкальные площадки хвалятся прибылью за 2020-й и результатами первого квартала этого года, да еще и призывают авторов и исполнителей записывать и выкладывать свои произведения как можно чаще, последние зачастую вынуждены развиваться чуть ли не на голом энтузиазме. Обсудим кто им помогает, и как складывается ситуация в индустрии.



Парень с гитарой за спиной стоит на заброшенных железнодорожных путях

Что происходит

Как объясняет Кэмерон Коллинс, юрист в области медиа и развлекательного контента, платформы вроде Спотифай не производят выплаты за отдельные стримы. Они изначально нацелены на расчет вознаграждения в зависимости от той доли, которую занимает число прослушиваний музыки того или иного автора в «общем котле» стримов всего контента, выходящего на площадке. При таком подходе нет ничего удивительного в том, что исполнители из условной десятки наиболее известных зарабатывают в разы больше чуть менее популярных музыкантов. Независимым и начинающим авторам, не попавшим в число лидеров, просто смахивают крошки с со стола, даже если те набирают сотни тысяч прослушиваний.

Другие стриминговые сервисы, использующие аналогичную модель расчета, к слову, платят еще меньше — Pandora и YouTube в среднем выдают 0,00203 и 0,00154 доллара за стрим. Получается, что проблема носит системный характер, и если основная масса площадок продолжит придерживаться выбранного курса, обыкновенным музыкантам будет доставаться все меньше. И в какой-то момент они могут вовсе потерять интерес к работе с такими сервисами.

Уже сейчас есть примеры того, как некоторые группы начинают с продажи релизов прямо на концертах. По мере завершения тура — открывают витрину на своем сайте с возможностью заказа альбома на диске или виниле, а после этого — выходят на площадки вроде Bandcamp, где распространяют музыку похожим образом. И только в качестве финального шага, когда все остальные опции уже реализованы, публикуют ее на стриминговых платформах, чтобы привлечь внимание широкой аудитории. Такой подход позволяет им поддерживать интерес лояльных слушателей, делиться с ними новинками в первую очередь и максимизировать прибыль.

Сомнительная альтернатива

Стоит признать, что ряд хостеров музыки говорит не только о своей прибыли, но и продвигает акции финансовой помощи авторам и исполнителям треков. Взять хотя бы Bandcamp и его основателя Итана Даймонда — еще прошлым летом он отчитался о том, как его площадка поддерживала музыкантов с помощью прямых выплат без комиссии с продажи на площадке. Такую возможность предоставляли в рамках дней, анонсированных заранее: двадцатого марта выплаты составили 4,3 млн долларов, а первого мая — 7,1 млн. В сумме за 2020-й платформа провела девять акций и перечислила около 40 млн долларов, не удерживая платы за услуги.

Домашняя студия для звукозаписи, обставленная акустическими и электрогитарами

При этом команда Bandcamp уже девять лет генерируют для акционеров прибыль. Это говорит только том, что у стримеров и музыкальных онлайн-витрин точно есть приличный запас финансовой прочности, и в целом выплаты могли бы быть больше. Однако усилий одной площадки для этого мало. Да и некоторые музыканты критикуют Bandcamp как раз за странную структуру комиссий. Так, в прошлом году с продажи трека за два доллара одному из авторов пришлось оставить платформе двадцать центов в качестве комиссии с выручки, отдать еще пятнадцать за обработку транзакции и применить вычет «applied to your revenue share balance» в полтора с лишним доллара. В итоге за трек он получил на руки пять центов.

Что дальше

Пока Спотифай делится планами о запуске нового сервиса, который позволит авторам продвигать свою музыку за счет комиссии с роялти, остается только догадываться о том, как будут развиваться финансовые модели в муз. индустрии. Все идет к тому, что мы можем увидеть множество громких PR-акций, говорящих о разовых бонусах и точечной помощи музыкантам, но на деле общая ситуация скорее всего не изменится. Авторов и исполнителей будут и далее втягивать в бесконечную историю с бюрократией и непрозрачной структурой выплат, подстегивая к усиленной работе над новыми музыкальными произведениями.

Эту статью прочитали 3 738 раз
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий