О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании51Видео508Фотогалерея100Интересное о звуке808Новости мира Hi-Fi2619Музыкальные и кинообзоры631Глоссарий
Может ли робоперчатка прокачать ваши навыки игры на фортепиано?
Исследователи протянули руку помощи пианистам, создав экзоскелет для кисти, который повышает скорость пальцев.
В недавнем исследовании, опубликованном в научном журнале Science Robotics, пианисты показали заметные и поддающиеся количественной оценке улучшения в скорости пальцев обеих рук после 30-минутного занятия с использованием устройства.
Наработать профессиональный уровень владения любым инструментом — задача нетривиальная, требующая даже не долгих лет — десятилетий регулярного и упорного труда. В начале этого пути добиться видимых улучшений, как правило, можно быстро. Однако по мере роста уровня навыков игры на инструменте многие музыканты выходят на плато, и даже самые тяжелые и продолжительные занятия начинают приносить все более скромные результаты.
Психологи называют это “эффектом верхнего предела”. Авторы недавнего исследования рассмотрели этот вызов в контексте игры на фортепиано и предложили нестандартный ответ: подключение к пальцам роботизированного экзоскелета, который может приводить их в движение независимо. Удивительно то, что значимые улучшения навыков подопытных пианистов-виртуозов сохранялись даже после того, как приспособление было снято.
Устройство, напоминающее беспальцевую перчатку, использует несколько моторов, которые двигают каждый палец вверх-вниз до четырех раз в секунду. Использование робоперчатки позволило пианистам исполнять тренировочный пассаж пассивно, не двигая пальцами самостоятельно.
К удивлению ученых, после того, как перчатка оказывалась снята, пианисты показывали почти 30-процентный прирост скорости в том же упражнении после всего 30-минутного занятия с перчаткой.
Ход исследования
Оригинальная научная статья написана группой ученых под предводительством японского исследователя Shinichi Furuya в Токийской компьютерной научной лаборатории Sony (Tokyo’s Sony Computer Science Laboratories). Все 118 пианистов получили образование в консерватории и считаются профессиональными пианистами-исполнителями. Все они занимались, самое позднее, с возраста восьми лет и наиграли не менее десяти тысяч часов практики к двадцати годам.
За две недели до проведения эксперимента пианистов попросили позаниматься пассажем из чередующихся терций, первая из которых исполняется 2 (указательным) и 4 (безымянным) пальцем, а вторая 3 (средним) и 5 (мизинцем). Такого рода пассажи тем сложнее исполнять, чем выше требуемая скорость. Пианистов попросили заниматься пассажем каждый день по 30 раз. Их итоговая скорость записывалась с равными интервалами в течение всех двух недель подготовки.
Предварительные данные показали, что после существенного прогресса в первые дни эксперимента скорость и гибкость пальцев испытуемых достигала потолка. После истечения двухнедельного периода пианистов просили прийти в лабораторию, их разбивали на группы и давали позаниматься в течение 30 минут с помощью робоперчатки.
Робоперчатка контрольной группы полчаса опускала и поднимала пальцы испытуемых (без инструмента), тогда как исследуемая группа при помощи перчатки занималась на инструменте тем же пассажем, что и дома, но на более высокой скорости, чем они смогли достичь самостоятельно за две недели занятий.
Как возникла идея
Furuya рассказал изданию New Scientist, что идея экзоскелета для пальцев пришла ему в голову благодаря осмыслению собственного опыта пианиста в юности. “Я пианист, но повредил руку из-за переигрывания, — пишет Furuya. — [До этого] я все время страдал и разрывался между риском переиграть руки избыточными занятиями и здоровыми занятиями, которые могли оказаться недостаточными. Поэтому я стал мечтать о способе улучшить навыки игры вообще без занятий”.
Furuya воскликнул “Эврика!”, когда преподаватель показывал ему, как правильно играть сложный момент в пьесе, положив свою руку на его. “Я понял тогда глубоко, с точки зрения осязания, без каких-либо слов, как исполнять это место”, — продолжает он. Он задумался, как повторить этот опыт с помощью роботизированного помощника.
Результаты
После всех измерений исследователи выяснили, что вторая группа смогла выйти за предел своих возможностей по таким параметрам, как скорость и координация. Важно отметить, что, улучшились параметры не только той руки, что занималась с робоперчаткой, но и второй, благодаря уже изученному эффекту интермануального переноса.
Хотя результаты исследования обнадеживают и удивляют, на данный момент неизвестно, можно ли применить эту технологию в повседневной работе пианиста и будет ли она так же полезна на практике, как в условиях эксперимента.