Oppenheimer — «Оппенгеймер»

В ролях: Киллиан Мерфи, Эмили Блант, Мэтт Дэймон, Роберт Дауни-мл., Флоренс Пью, Джош Хартнетт, Кейси Аффлек, Рами Малек, Кеннет Брана, Дэвид Крамхолц, Мэттью Модайн, Гари Олдман, Олден Эренрайк и др.



Oppenheimer — «Оппенгеймер»

Жанр: Биографическая драма
Сценарий и режиссура: Кристофер Нолан
Оператор: Хойте Ван Хойтема
Композитор: Людвиг Горанссон

Oppenheimer — «Оппенгеймер»

ЧТО. Биографический фильм, снятый по книге Кая Бёрда и Мартина Шервина «Оппенгеймер. Триумф и трагедия Американского Прометея». Посвящен физику-теоретику, которого принято называть «отцом атомной бомбы», поскольку он руководил легендарным «Манхэттенским проектом». История, многократно рассказанная во всех возможных формах. В частности, в мини-сериале BBC 1980 года «Оппенгеймер» и полноформатном американском сериале 2014-2015 гг. «Манхэттен». Лично я бы вообще не стал смотреть этот фильм ради сюжета, поскольку уже достаточно хорошо знаю, как создавалось ядерное оружие не только в США, но и в CCCР. Более того, в детстве жил несколько лет в одном из закрытых городов, где его делали.

Oppenheimer — «Оппенгеймер»

Но фильм Нолана на самом деле не про это — это лишь канва, сюжетный каркас, на котором держится главное: конфликт между научным любопытством (сильнейшая страсть, между прочим) и пониманием, к каким ужасным последствиям для всего человечества могут привести научные разработки. Конфликт неразрешимый (Нолан это понимает) и вечный: нечто подобное сейчас происходит на наших глазах. Большинство серьезных ученых, занятых созданием искусственного интеллекта, предупреждают об его опасностях. Но ничего сделать не могут, поскольку в деле участвуют более влиятельные силы — государства, бизнес — все те, кто наивно верят, что прибыль и польза прямо сейчас важнее катастрофы потом. Великое русское «авось», как оказалось, правит всем миром. Будущее представляется безнадежным: если человечество не будет уничтожено ядерным оружием, это сделает искусственный интеллект. Или какая-нибудь другая прорывная технология.

Oppenheimer — «Оппенгеймер»

КТО. Сценарист и режиссер картины Кристофер Нолан в представлении не нуждается. А вот то, что «Оппенгеймер» совершенно нетипичная для него работа, сказать нужно. Его конек — эффектные фантастические или комиксовые блокбастеры («Бэтмен», «Темный рыцарь», «Интерстеллар», «Начало», «Довод») или не менее эффектные триллеры («Престиж», «Бессонница», «Мементо»). Из этого ряда немного выбивается «Дюнкерк», но и там на переднем плане — экшн, визуальные эффекты. Видимо, человек созрел для чего-то более серьезного и глубокого. К слову сказать, у фильмов Нолана — 5 номинаций на «Оскар» и ни одной статуэтки. Очень удивлюсь, если и «Оппенгеймер» ничего не получит. Должен получить.

Оператор Хойте Ван Хойтема заслужил пока лишь одну оскаровскую номинацию — за «Дюнкерк». Блестящий мастер — его класс еще более ярко проявился в «Оппенгеймере». По визуальному ряду фильм — шедевр.

Oppenheimer — «Оппенгеймер»

Актерский состав — выше любых восторгов. Особенно меня «зацепил» Роберт Дауни-мл, который снимался последние годы в разной «ерунде» вроде «Железного человека», а здесь получил, наконец, роль, которая соразмерна его актерскому таланту и мастерству. У Гари Олдмана — совсем маленькая роль президента Трумена, но как же он здесь хорош!

Музыку написал швед Людвиг Горанссон, который работал с Ноланом на картине «Довод», но я обратил на него внимание раньше — в сериале «Мандалорец». Хотелось бы послушать что-нибудь, написанное им не для кино, все-таки саундтрек для композитора — это акт самопожертвования.

Oppenheimer — «Оппенгеймер»

КАК. Сюжет не настолько увлекательный, чтобы выдержать у экрана три часа. Тем не менее, картина смотрится на одном дыхании. Редчайший случай, когда кассовый успех (фильм собрал в мировом прокате около миллиарда долларов) связан в наибольшей степени с художественным качеством релиза. Здесь великолепно все: актерская игра, постановка, монтаж, операторская работа, музыка. И смысл — интеллектуальный и эмоциональный, выраженный в почти совершенной кинематографической форме, побуждающий зрителя с мозгами к интенсивной внутренней работе. Уверен, что эту работу Нолана будут разбирать по косточкам во всех киношколах мира. Вне зависимости от того, дадут ему «Оскар» или нет.




Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", ноябрь 2023 г. www.salonav.com

Эту статью прочитали 674 раза
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий