О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео497Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2569Музыкальные и кинообзоры622Глоссарий
Первая прибыль в истории западных стриминговых сервисов: почему это — не такая хорошая новость
Европейские и американские стриминговые сервисы остаются убыточными. Только в 2018 году один из них показал прибыль. Этим пионером оказался Spotify. В шведской компании, впрочем, не празднуют триумф. Вникаем в то, как Spotify получила прибыль, почему в ней отнеслись к своему достижению с прохладой и что мешает стриминговым сервисам выйти в плюс.
Фото Sunil Soundarapandian / CC BY
Почему стриминговые платформы не прибыльны
Несмотря на популярность среди пользователей, стриминговые платформы теряют деньги. Причём с финансовыми проблемами сталкиваются самые разные сервисы: от нишевого Tidal до гигантов Spotify и Apple Music.
У некоторых компаний концы с концами не сходятся из-за несовершенства моделей монетизации. SoundCloud не приносит прибыль уже на протяжении десяти лет. Сначала стартап пытался пойти по пути Spotify и продавать подписки, но не набрал достаточной базы подписчиков и чуть не обанкротился. Теперь SoundCloud пробует заработать на сервисах для музыкантов. Однако пока и это не вывело компанию в плюс.
Похожая ситуация у Pandora. До 2017 года в сервисе были доступны только «радиостанции» по жанрам или по манере отдельных исполнителей, а проигрывать конкретные песни и альбомы по своему желанию слушатель не мог, что привело к оттоку аудитории. Недавно на платформе ввели возможность слушать музыку по своему выбору, но момент был упущен. Активность пользователей в Pandora продолжает снижаться, и большая часть из них не платит за подписку.
Другая причина отсутствия прибыли — расходы на выплаты музыкальным лейблам. С ней столкнулись Apple Music и Spotify: второй тратит на роялти и вовсе около 80% дохода.
Для Apple Music прибыль на короткой дистанции менее важна. Главная задача продукта — привлечь пользователей в экосистему Apple. Однако у Spotify вопрос заработка стоит остро.
Шведская компания работала в убыток с самого старта: в год она теряла до полутора миллиарда долларов. Казалось бы, первая прибыль за историю сервиса должна была воодушевить руководство Spotify, но не всё так просто.
Как Spotify получила прибыль
За 2017 год её убыток вылился в €1,24 млрд. |
Причина неожиданной рентабельности «в моменте» — сокращение расходов. По сравнению с прошлым кварталом Spotify потратила меньше денег на разработку новых функций и маркетинг. Также, по словам генерального директора компании Дэниела Эка (Daniel Ek), расходы уменьшились из-за сокращения количества сотрудников.
Помимо этого есть и другие предпосылки к потенциальному росту. Например, получение доли в Tencent Music (Китай). В 2017 году эти две компании обменялись миноритарными пакетами своих акций, в итоге у Spotify теперь 9,1% Tencent Music, а у последней — 7,5%-я доля в Spotify. В III квартале 2018 года китайская организация подала заявку на проведение IPO в США. До этого она провела переоценку своей стоимости, что привело к увеличению цены доли Spotify.
Почему компания недовольна финансовой ситуацией
В Spotify не выражают восторгов по поводу упомянутых финансовых показателей. Речь идет только о третьем квартале, поэтому о выходе в плюс по итогам года говорить не приходится.
Ожидают, что по итогам IV квартала 2018 года компания снова уйдёт в минус. В том числе потому, что инвестирует в разработку нового функционала. По словам финансового директора Spotify Бэрри МакКарти (Barry MсCarthy), это — её главный приоритет.
Финансовая ситуация шведского музыкального гиганта грозит ухудшиться и в долгосрочной перспективе. Компания ожидает падения среднего дохода на пользователя (ARPU) из-за роста популярности на рынках Латинской Америки и Юго-Восточной Азии (см. стр. 3 её отчёта). Там популярны дешёвые тарифы для студентов и семейные подписки на сервис.
Фото Paul van de Velde / CC BY
Что будет делать Spotify
В ближайшем будущем компания надеется начать больше зарабатывать за счёт развития собственного продукта. Возможные точки роста — реклама и подкасты.
Рекламодателей Spotify планирует привлечь технологией автоматического размещения объявлений Ad Studio, которая призвана обеспечивать более эффективный таргетинг рекламы. Компания ожидает, что это увеличит спрос на размещение рекламных объявлений.
Подкасты интересны стриминговому сервису тем, что увеличивают время нахождения пользователей в приложении, а значит и количество рекламных объявлений в расчёте на слушателя. Более того, выпускать подкасты дешевле, чем покупать лицензионные права на использование музыки. Пока пользователи Spotify тратят на этот формат только 1% всего времени в сервисе, но компания планирует увеличивать этот показатель.
Выводы
Многомиллионные армии подписчиков не помогают стриминговым сервисам выйти в плюс в краткосрочной перспективе: слишком много денег компании тратят на лицензионные платежи.
Выходом из сложившейся ситуации для сервисов могут стать подкасты. Сегодня они уже привлекают крупных рекламодателей, например Chanel и BMW, и приносят всё больше денег авторам. Помимо Spotify, подкасты развивает Pandora: компания разработала новый рекомендательный алгоритм для аудиошоу.
Микропосты о звуке — в нашем Telegram-канале:
Новогодняя распродажа в Аудиомании все еще открыта
Наш подкаст в Telegram — обсуждаем аудиосистемы для дома
История бренда: говорим о Sennheiser