Своя музыка. Khachaturian. Spartacus. Gayaneh. Обзор

Любимые произведения классической музыки в авторском исполнении с одним из лучших в мире симфонических коллективов, да еще и запись на лейбле, имеющем давнюю и прочную аудиофильскую репутацию… Вот формула диска-бестселлера, которому гарантирован успех. Остается лишь добавить, что музыка – это балеты Арама Хачатуряна «Гаянэ» и «Спартак», оркестр – Венский филармонический, на дирижерском подиуме, как было сказано, – сам автор, ну а лейбл – Decca лучших своих времен. На этом и на оценке «Best Recommended» можно было бы и завершить обзор… Тем не менее, яркость и неповторимый колорит музыки наталкивают на размышления.



В искусстве второй половины ХХ столетия доминирующим стало логическое начало. Если по Ницше, то «аполлоническое» стало превалировать над «дионисийским». Тенденция эта шла рука об руку с убеждением о всесилии технологий и человеке как царе природы.

В основе классической музыки лежит нотный текст, который, как полагают, всякий может при наличии необходимой квалификации верно воспроизвести. Согласитесь, чисто логическая, даже цифровая, по-своему, конструкция. Как следствие, размывание национальных и культурных границ, глобализация и прочее. Природа однако не устает указывать человеку его место. В данном случае, речь не о цунами и пандемиях, а о том, что универсальных музыкантов – если смотреть на вещи трезво – по-прежнему не существует. Хору оксфордского «Тринити-колледжа» не удается подобрать ключи к «Всенощному бдению» Рахманинова, равно как хору Большого театра – к мадригалам Палестрины. Для музыки всегда важен союз с нужным ей исполнителем. Особое место принадлежит встречам композиторов со своей музыкой, что доказали нам Рахманинов, Дебюсси, Хачатурян…

«Гаяне» написан в 1942-м, частично на материале балета «Счастье»; в том же году в Перми прошла премьера. «Спартак» увидел свет через 14 лет – в 1956-м, тогда же и был впервые поставлен в Ленинграде.

Автор аннотации к диску объясняет пристрастие советских авторов к трёх- или четырёхактным балетам тем, что Союз композиторов СССР выделял им на написание определенные денежные средства, которых хватало (по времени) на сочинение произведений только такой продолжительности. Качество музыки, однако, всегда важнее её количества.

Мало найдётся тех, кому не знакома музыка из балета «Гаяне». Известный – даже слишком – «Танец с саблями» не доносится теперь разве что только из стиральной машины. Не уступает «Гаянэ» и «Спартак», в котором на сцене Большого театра в заглавной роли блистал Владимир Васильев. В первом спектакле действие происходит в советское время, во втором – в 73 году до н. э., и в обоих добро побеждает зло.

Звучание пластинки не оставляет места критике. В нем есть и богатство красок, и ясность фактуры, и точный рисунок сцены, и высокая естественность, и гармоничность музыкальных образов… Виниломанам стоит посоветовать обращать внимание на пластинки Decca второй половины прошлого века, а также соответствующие переиздания.

Этот обзор прочитали 2 690 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий