О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео497Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2569Музыкальные и кинообзоры622Глоссарий
Сейчас в продаже
Goldring
1906 год. Это дата появления компании Goldring. В то время дома ещё освещались газовыми лампами, а Goldring уже приносила людям радость от прослушивания музыки. А это значит, что накоплен богатейший опыт и знания во всём, что касается винила. Все головки звукоснимателей до сих пор собираются вручную.
Подробнее о бренде GoldringОбзоры товаров под маркой Goldring (5)Официальный сайт Goldringwww.goldring.co.uk
Тест головки звукоснимателя Goldring Ethos SE: погружение в пучины звука • Stereo.ru
Недавно выпущенная самая старшая головка в линейке производителя — будто бы и не так много отличий от прошлого флагмана, но все же.
Английская компания Goldring сохраняет весьма стабильный модельный ряд, выпуская многие как MM-, так и MC-картриджи десятилетиями без переделок и изменений. Новинки в ее каталоге появляются весьма не часто.
Как можно предположить, SE обозначает Special Edition. Базовую модель Goldring Ethos я уже изучал, а вот недавно вышедшую на рынок версию SE — еще нет. Внешне головки весьма похожи; визуально разница заключается в черной (SE) вместо серебристой окраске алюминиевого корпуса. Но, ясное дело, внешними различиями вопрос не ограничивается. Обычная версия Ethos уже многократно неплохо себя зарекомендовала, теперь же надо понять, а что же получилось изменить или улучшить.
Основные «составляющие» примерно те же, что у просто Ethos, но дьявол в мелочах. Корпус, как я уже говорил, также сделан из алюминия, чуть-чуть различается лишь деталями формы и цветом. А вот начинка несколько другая. Внутри тот же, что и раньше, «движок» GOL-1, но с небольшими отличиями в конструкции и материалах. Однако здесь практически любая, даже самая незначительная модификация даст изменения в звуке.
Упаковка Goldring Ethos SE - просто коробка, которая кладется в еще одну внешнюю коробку
У Ethos SE заявлена намотка катушек серебряным проводом, при этом иглодержатель с иглой использованы те же, что и у обычной версии — Vital line-contact 35 x 8 мкм (0.3 mil) и трубчатый алюминиевый иглодержатель.
Доработанная конструкция сказалась и на технических характеристиках — головка стала чуть податливее, уменьшены внутренний импеданс и индуктивность, а также немного меньше стало выходное напряжение. Настроечные же параметры остались фактически без изменений.
Сравнивая технические параметры и разъяснения производителя, я прихожу к выводу, что все вполне логично: другая намотка дала чуть другие электрические характеристики, а чуть измененный, возможно чуть более легкий движок или же немного иначе сделанный хвостовик и, может быть, чуть другой демпфер повысили податливость. Значит и звук уже таким, как раньше, не будет.
На данном этапе я могу только предполагать, во что же выльются изменения на практике, но нужно внимательное прослушивание, а только потом уже сопоставление.
Для транспортировки головка прикручена к коробке а колпачок зафиксирован двумя "резинками"
Головка интересна не только из-за изменений в ней, но и как Goldring в принципе — все-таки разные производители предлагают разные концепции, и при внешней схожести конструкции в деталях существует огромное количество отличий. Одному слушателю одна стилистика ближе, другому другая.
Может быть, мне бы и хотелось увидеть здесь, например, сапфировый иглодержатель, и, думаю, производитель технически мог бы его поставить, ведь у Goldring именно свое производство, не «крупноузловая сборка» (хотя надо сказать, что сборку алмаз-иглодержатель самостоятельно мало кто делает, и здесь не исключение). Но это было бы отклонением от некой устоявшейся концепции самой компании.
Да, еще один существенный момент: разница в цене между просто Ethos и Ethos SE — 65 000 рублей. Есть о чем подумать. Правда, зная модельные ряды разных производителей можно заметить, что иногда и меньшее количество изменений при движении вверх по модельному ряду обходится куда дороже.
По параметрам головка совершенно не выглядит проблемной: податливость подойдет ко многим тонармам, нагрузочный импеданс в 100 Ом — это почти что стандарт даже для тех МС-корректоров, которые почти не имеют настроек, 0,35 мВ на выходе не требуют сверхвысокого коэффициента усиления. Все достаточно дружелюбно по отношению к окружению.
В комплекте у Goldring Ethos SE только две пары винтов и ключ. Ну и документация
К настройке головка оказалась достаточно чувствительной. При достаточно большом диапазоне допустимой прижимной силы звук нужно подгонять по месту: 1,7 и 1,8 — это немножко разное звучание. К остальным настройкам она требовательна так же, как любая головка со сложной заточкой иглы, а настраивать лучше с поправкой на ту геометрию, которая окажется оптимальной, если смотреть на состав фонотеки.
Стоит внимательно отнестись к раскладке при подключении — тут она несколько перевернута относительно более частых распиновок, но все-таки есть цветовая маркировка каждого контакта. Сложности могут быть, если в шелле придется перекручивать толстые и короткие провода. Еще заметил, что головка не любит сильного притягивания корпуса к шеллу. Вообще этого почти ни одна головка не любит, а многие злоупотребляют усилием. Но здесь это слышно ярко, воспринимается как некая зажатость, резкость в звуке. Моя рекомендация — качественные пластиковые или титановые винты, и затягивать их ровно настолько, насколько нужно.
В приработке головка более комфортна, чем многие. Сразу из коробки она звучит не плоско и не зажато. Да, есть чуть придавленности по краям диапазона, чуть зажатая середина, но все это выражено слабее, чем среднестатистически, и можно сразу слушать. Через несколько часов звук расправляется, а дальше хоть и меняется, думаю, часов до двадцати, но так плавно и малозаметно, что слух в процессе адаптируется и заметить этот процесс приработки сложно.
Защитный колпачок более-менее удобный и безопасный, и он наконец-то держится, а не падает под собственным весом, как бывало раньше
Да, Ethos SE не любит сильно попиленные и грязные пластинки. Игла выскребает грязь и пыль из дорожки даже сильнее, чем многие другие — и это все слышно. Но вот на пластинках чистых, в хорошем состоянии и с качественной массой и прессовкой в пустой канавке почти полная тишина — очень хороший результат.
Первой поставил пластинку Shelly Manne, Bill Evans, Monty Budwig Empathy. Подача скорее округлая, достаточно светлая, детальная. При хорошей детальности и динамике резкости или въедливости нет вообще. Не скажу, что верха здесь сглаженные или смягченные, но есть какая-то слегка сентиментальная деликатность.
Звук не монолитно-фундаментальный, он очень телесный, эмоциональный, быстро к себе располагающий. Несмотря на то, что мне как раз нравится более масштабный и именно фундаментальный звук, здесь ничего не вызывает отторжения — просто чуть другой характер, иначе расставленные акценты. И все то, что я знаю про Goldring по результатам давнего знакомства с большинством моделей — все здесь есть. Преемственность очевидна.
По формальным признакам для этой пластинки и динамики, и детальности хватает. Они не запредельные, но достаточные. Бас разнообразен, есть сложность и фактура. Он не очень глубок и масштабен, но это вопрос к записи. Середина очень приятная, располагающая к себе. Есть чуть теплоты, но нет вуали. Верха детальные, прозрачные, но аккуратные, без резкости и тем более без синтетики. Сцена — опять же для джазового трио она вполне достаточна, ширина и глубина присутствуют. Масштаб средний — не самый большой, но и точно не камерный. Воздух есть, его вроде бы и не очень много, но он ощущается естественным и оттого достаточным.
Goldring Ethos SE
Вторая пластинка — Murcof Remembranza. И с ней уже звук получается более масштабным и фундаментальным. Все еще не острый и не строгий, но он большой и с хорошим эффектом погружения. На минималистичной музыке хорошо заметно, как отрабатываются все детали и нюансы. Интересно слушать, есть ненавязчивая вовлеченность.
При том, что у самой головки звук скорее светлый, она неплохо отрабатывает «темную» музыку, и хоть ее собственный почерк чуть слышен, он не переиначивает эмоции, а только лишь накладывается — и накладывается совсем чуть-чуть. Приятное сочетание, тем более что ни в избыточной теплоте или в явной окраске головку заподозрить совершенно невозможно. Чуть-чуть есть, но очень в меру.
Третья пластинка — Richard Hawley Hollow Meadows. То же самое отличное погружение, деликатная эмоциональность, округлость подачи и маленькая доля теплоты. Среди всего прослушивания, не только описываемого, это была далеко не третья пластинка, но на ней я заметил, что как-то подсознательно выбираю сложную, не очень быструю и эмоциональную музыку.
Вот не хочется тут строгости или холодной аналитичности. Просто слушать — и слушать с удовольствием от музыки, не от прослушивания, не от техники. При этом весьма высокая детальность и разборчивость легко позволит оценить ту же замену фоно-кабеля или ламп в ламповом корректоре. Но это вторичные функции, а именно аккуратная деликатная вовлеченность в музыку — вот действительно сильная сторона этой головки.
Еще одна запись — Glenn Gould — Bach, Partita No. 2 in C-minor BWV 826. Чуть светлое и совсем не тяжеловесное, подвижное звучание. И, конечно, с крошечной долей теплоты. При этом отлично слышны и читаются гульдовское исполнение, манера игры, невероятная тонкость пауз и переходов звука от одного к другому.
Тембрально звучание воспринимается естественно — оно чуть округлое и слегка смягченное, подчеркнуто телесное, и не противоречит ничему. Такой почерк воспринимается тоже как нечто цельное и законченное. Совершенно не хотелось снимать пластинку, даже при том, что мне нравится несколько другая подача: здесь я замечал, что часто проваливался в прослушивание и забывал о тесте и тексте, а просто слушал музыку, размышлял о чем-то, переживал какие-то свои эмоции, эмоции рождали образы — происходило все то, что как раз и должно создаваться музыкой.
И напоследок что-то из более масштабных произведений. Richard Wagner — Tristan Und Isolde, Berliner Philharmoniker, Herbert von Karajan — масштаб оркестра вполне правилен, тембрально звук правдоподобный. Хорошо слышно исполнение, его слитность, текучесть, некая монументальность. Вокальные партии тоже прорабатываются не хуже. Разве что на сложных фрагментах звук чуть более мягко-слитный, чем нужно, но я ожидал даже большего смягчения, а тут те же духовые совсем не сваливаются в кашу.
Просто смягченность больше заметна, динамика будто чуть замедляется. А вот эмоциональное погружение то же самое. Я весьма редко слушаю это исполнение под руководством Караяна, это точно не моя любимая версия этого произведения, но в этот раз я как-то его осмыслил иначе, погрузился во всю эту пластику и подчеркнутую стройную красоту музыки.
Выводы
Безусловно, это самая серьезная и интересная головка из всех тех, что когда-либо были у Goldring. И она вполне оправдывает и свое старшинство, и свой ценник в самых разных сравнениях. За эмоциональную вовлеченность, но при этом совсем небольшую окраску стоит похвалить отдельно.
Да, существуют головки детальнее и динамичнее, с более фундаментальным и аналитичным звуком, но именно вовлеченностью в прослушивание и эмоциональным откликом не все из них могут похвастаться в той же мере. Так что если по описанию здесь вы находите примерно свой звуковой архетип, то Ethos SE стоит со всей серьезностью включить в список для рассмотрения.
В плане жанров я бы счел ее совершенно разножанровой. Хотя, например, как основную головку для метала или симфонических произведений я бы ее не выбрал бы в первую очередь. Нетяжелый рок или фолк ей куда ближе, несмотря на то, что и метал, и классику, и сложную электронику головка вполне отыгрывает по формальным качествам. Но тяготеет она все же немножко к другому. Впрочем, это еще от слушателя, и от системы может сильно разниться — кому что ближе и где, что и как раскроется.
Музыкальный материал
Glenn Gould — Bach, Partita No. 2 in C-minor BWV 826 (Glenn Gould — Bach Collection / CBS/Sony 00AC-1457-72 / Stereo)
Murcof – Remembranza / Leaf – BAY 47V / Stereo
Richard Hawley – Hollow Meadows / Setanta – SETLP174, Parlophone – 5033281011170 / Stereo
Richard Wagner - Tristan Und Isolde - Jon Vickers, Helga Dernesch, Christa Ludwig, Walter Berry, Karl Ridderbusch, Berliner Philharmoniker, Herbert von Karajan / His Master's Voice – 1 C 193-02 293/97, Die Stimme Seines Herrn – 1 C 193-02 293/97 / Stereo
Shelly Manne, Bill Evans, Monty Budwig – Empathy / Verve Records – V6-8497 / Stereo
Паспортные данные
Частотный диапазон | 20 Гц – 20 кГц ± 2 дБ (12 Гц – 32 кГц) |
Разделение каналов | более 30 дБ на 1 кГц |
Выходное напряжение | 0,35 мВ ± 1 дБ, 1 кГц @ 5 см/сек |
Статическая податливость | 28 мм/Н |
Способность следования канавке | 90 мкм на 315 Гц |
VTA | 20 ° |
Профиль иглы | Vital line-contact 35 x 8 мкм (0.3 mil) |
Рекомендованная нагрузка | 100 Ом |
Рекомендованная емкость | 100 – 500 пФ |
Индуктивность | 3,5 мГн |
Внутренний импеданс | 3,8 Ом |
Прижимная сила | 1,5 — 2,0 г (1.75 г оптимально) |
Вес | 7,7 г |
Подготовлено по материалам сайта "stereo.ru", сентябрь 2024 г. www.stereo.ru