Трёхполосная напольная акустика на головках Scan-Speak Автор Крылов Георгий

Трёхполосная напольная акустика на головках Scan-Speak Автор Крылов Георгий Моя предыдущая трёхполосная система была построена на басовом динамике размером 18см – Scan-Speak 18W/8535. Это хороший НЧ динамик, но из-за его малого размера результирующая чувствительность получается довольно низкой. Посему, необходимо было подобрать головку большего диаметра, с наиболее подходящими параметрами. При тщательном изучении модельного ряда таких производителей как Seas, Scan-Speak выбор пал на достаточно большой динамик. Применение головки размером в 8 дюймов делает АС "взрослой" трёхполосной системой, способной обеспечить звуковое давление во всём частотном диапазоне, достаточное для озвучивания комнаты до 30 квадратных метров.

Вначале я планировал для этой системы ту же середину: Vifa D75MX-41-08, что и в предыдущей конструкции. Поэтому к НЧ динамику предъявлялись повышенные требования: он должен был играть до 1 кГц, иметь высокий показатель Bl/M и ровную АЧХ сверху, чтобы состыковаться с купольным среднечастотником. Таким требованиям удовлетворял динамик Scan-Speak 21W/8554 и также новый динамик SEAS W22NY001 (E0045). Но последний я не смог достать, а Scan-Speak был в наличии. Впоследствии середина была выбрана другая, но НЧ динамик не поменялся. Хоть данная головка и не может дать очень низкого, глубокого баса, зато детальность и артикуляция на высоте, так же как и динамика НЧ секции.

Среднечастотный динамик Scan-Speak 12M/4631G00 относится к серии Revelator. В отличие от своего старшего собрата 15M, 12M имеет неодимовый магнит и меньшую массу подвижной системы. Площадь диффузора у него такая же как у Vifa D75MX-41-08, а ход больше. Поэтому я решил порезать его немного ниже, чем Vifa D75MX-41-08-на 500гц, но потом пришлось поднять раздел до примерно 700 Гц, так как на больших мощностях 12М перегружался и начинал верещать.

Пищалка в новой АС та же, что и в старой – Scan-Speak D2905/9700 - одна из моих любимых пищалок. У нее нет магнитной жидкости в зазоре.

Чертёж корпуса 1>

Чертёж корпуса 2

Чертёж гриля

Вторая колонка, зеркальная.

Я не отличаюсь полетом мысли в плане дизайна корпусов. Главное, чтобы корпус был правильно спроектирован с акустической точки зрения. Предыдущая трёхполосная система имела прямоугольный корпус. Описываемая здесь, отличается только небольшим наклоном передней панели. Дело в том, что центры излучения купольного среднечастотника Vifa D75MX-41-08 и пищалки находились примерно в плоскости установки. Не было дополнительной разности фаз из-за разных глубин центров излучения.

В этой конструкции среднечастотник имеет конусный диффузор, у которого центр лежит в глубине. Поэтому я немного наклонил переднюю панель, чтобы центральный лепесток диаграммы направленности смотрел горизонтально, а не вниз.

Объем НЧ отсека - около 42 литров. Это немного больше, чем просит динамик, но я перестраховался на разброс параметров, а изготовитель корпуса добавил еще 2.5 литра. Поэтому в окончательном варианте настройки пришлось заполнить часть объема песком. Первоначально порт ФИ имел длину 180мм, средний внутренний диаметр -58мм, он был сделан из готового порта, удлиненного бумажной трубой. Впоследствии длина порта стала всего 122мм.

  • Окончательный "грязный" объем НЧ звена - около 37.5 литров.
  • Большие поверхности басового отсека корпуса обклеены герленом.
  • В басовом отсеке есть немного демпфера.
  • Когда я собирал первую версию АС, пришлось обточить на наждаке боковые столярные гайки с усиками крепления басовика. В следующих экземплярах я отказался от винтов и применил шурупы Visaton с головкой под шестигранный ключ.
  • Басовик расположен так, что шестиугольник, образуемый винтами крепления, имеет две вершины на вертикальной оси АС.
  • Объем СЧ-ВЧ отсека заполнен демпфером, кроме пространства, прилегающего к динамику.

Фото корпуса перед сборкой

Фото внутренностей корпуса

Фото собранной АС без гриля

Схема кроссовера

Это последняя версия фильтра. По сравнению с предыдущей в ней изменен кросовер для басового звена, немного повышена частота раздела НЧ-СЧ и изменились некоторые другие номиналы элементов.

И наверху и внизу это акустически Линквитц-Райли второго порядка, что потребовало переполюсовки как снизу, так и сверху. На самом деле, я первоначально сделал два варианта кросовера: свой обычный Линквитц четвертого порядка наверху и второго. Второй поряок играл существенно интереснее, так что - он и остался в конце концов.

Десятиомный резистор R5 параллельно среднечастотнику уменьшает высоту пика импеданса этой головки на резонансе и делает возможным обеспечить спад второго порядка на НЧ с помощью всего одного элемента - конденсатора C2.

В фильтре для басовика тоже стоит два резистора R7 и R8 параллельно головке и возможна установка одноомного резистора R9, который раздемпфирует головку. В случае несколько увеличнного объема ящика это полезно. В принципе, его можно не ставить. Если есть возможность, надо послушать с ним и без него в комнате, где будет стоять АС.

При стыковке этих АС я с ламповым усилителем, R9 не нужен, а перед всем фильтром на входные клеммы АС надо повесить цепочку из последовательно соединенных RCL 5.6 Ом, 0.82 мГн и 56мкФ.

Резистор R1 можно увеличить до 3 Ом, по вкусу, если кажется, что высоких многовато. Так сделал один из владельцев этой АС.

Фото кроссовера в сборе

Кросовер набит конденсаторами Mundorf Suprim, но от одного из них - С3 можно отказаться в пользу обычного МСар. (хотя это не желательно)

Конденсатор С2 наборный из двух десяток и одной 6.8. Можно собрать его из 22 и 3.9 мкФ. Если не хочется тратить больше двухсот евро на одни конденсаторы на среднечастотник, можно поставить МСар, но хорошо слышно, что середина при этом сильно хуже звучит. Кроме того, в фильтре на фото вместо 5.6 мкФ (C4) стоят 4.7 и 1 мкФ впараллель.

График АЧХ пополосно и в сборе + График сопротивления

Некоторого провала на частотах 100-400 Гц, который виден на АЧХ в реальности нет, он получился при измерениях с полметра за счет отражений от пола.

Несмотря на то, что среднечастотник четырехомный, его чувствительности в рабочем диапазоне едва хватило, и бОльшая область совместной работы динамиков при втором порядке по сравнению с четвертым позволила получить большее суммарное звуковое давление на СЧ, чем собственное звуковое давление среднечастотника с фильтром.

Импеданс получился достаточно ровный, так что для лампового усилителя не будет особых проблем, за исключением подъема на частоте 750 Гц. Именно для его компенсации служит упомянутая выше цепочка.

График сопротивления с цепочкой