Ortofon

Ortofon

Компания Ortofon, расположенная в Дании, всегда занималась вопросами качественного воспроизведения звука. Она была основана в 1918 году в Копенгагене и начала свою деятельность с саундтреуков к фильмам. В 1948 году компания представила свой первый картридж с движущейся катушкой (MC), и с тех пор было выпущено более 300 моделей картриджей.

Подробнее о бренде OrtofonОбзоры товаров под маркой Ortofon (17)Официальный сайт Ortofon
ortofon.com
Аудиомания — авторизованный дилер Ortofon

Sumiko

Sumiko

Компания Sumiko является одним из самых больших импортёров и дистрибьюторов продукции класса High end в Северной Америке. Обладая уникальным оборудованием, эта компания уже более 30 лет производят одни из лучших звукоснимателей в мире под своими марками Oyster и Reference. В ассортименте японской фирмы Sumiko присутствует несколько моделей МС-головок звукоснимателя с высоким выходным напряжением (HOMC — High Output Moving Coil), такая технология позволяет использовать их со стандартными ММ-фонокорректорами. Некоторые модели, во избежание резонансов и снижения массы, выпускаются без корпусов, а флагманские модели изготовлены в корпусах из дерева.

Подробнее о бренде SumikoОбзоры товаров под маркой Sumiko (2)Официальный сайт Sumiko
www.sumikoaudio.net/sumikocartridges
Аудиомания — официальный дилер Sumiko

Audio-Technica

Audio-Technica

На сегодняшний день Audio-Technica является всемирной группой компаний, занимающихся разработкой, производством и распространении высококачественных решений в сфере аудио. Изначально известная, как производитель картриджей для виниловых проигрывателей, сейчас Audio-Technica создаёт микрофоны, наушники, виниловые проигрыватели и беспроводные системы для домашнего и профессионального использования.

Подробнее о бренде Audio-TechnicaОбзоры товаров под маркой Audio-Technica (70)Официальный сайт Audio-Technica
www.audio-technica.com
Аудиомания — авторизованный дилер Audio-Technica

Выбираем звукосниматель для проигрывателя винила

Задачей картриджа проигрывателя винила является преобразование механических колебаний этой иглы в электрический сигнал. В дальнейшем, пройдя несколько стадий усиления и преобразования, именно он превратится в звук из колонок. Поэтому к выбору звукоснимателя нужно подойти очень внимательно.



Сохранить и прочитать потом —       

Тип звукоснимателя

По принципу действия звукосниматели подразделяются на MM (с движущимся магнитом) и MC (с движущейся катушкой). Первые обеспечивают сигнал более высокого уровня, имеют сравнительно скромную стоимость и блок иглы в них, как правило, можно менять. Зато вторые в силу конструктивных особенностях лучше звучат, за что и ценятся аудиофилами. При выборе картриджа нужно учитывать, что MM и MC-модели требуют различных фонокорректоров по коэффициенту усиления и нагрузочным характеристикам. Поэтому нужно определить подходящий для вашей системы тип, в зависимости от имевшегося в системе фонокорректора. Можем сразу подсказать, что для проигрывателей винила начального и среднего уровня предпочтительными будут MM-звукосниматели. Так, одной из самых удачных моделей головок данного типа с очень выгодным соотношением качества и цены является Ortofon 2M-Red.

Отдельно стоит упомянуть звукосниматели MC-типа, которые в силу специальных конструктивных решений развивают выходной сигнал, близкий по уровню к ММ-головкам. Хорошим примером такой модели является картридж Sumiko Blue Point Special EVO III H. Однако надо учесть, что при формальной поддержке стандартного для ММ входного импеданса фонокорректора 47 кОм, электрические характеристики (внутренний импеданс и выходное напряжение) подобных моделей немного отличаются от MM-головок. Поэтому такие картриджи желательно использовать с фонокорректорами, позволяющими экспериментировать с настройками входного импеданса.

На игле

Следующей важной характеристикой, влияющей на выбор картриджа, является тип заточки иглы. Чем меньше ее радиус (и меньше соответствующее пятно контакта), тем точнее игла будет считывать звуковую дорожку виниловой пластинки. Однако и механическая нагрузка слишком «острой» иглы на канавку пластинки будет высокий, так что здесь необходимо соблюдать определенный компромисс. Самыми популярными на сегодня являются сферическая и эллиптическая заточки. Эллиптическая имеет меньшее пятно контакта со звуковой дорожкой при разумном давлении, поэтому считывает ее модуляции точнее, чем сферическая. Особенно это проявляется на высоких частотах, диапазон которых у звукоснимателей с эллиптическими иглами шире. Эллиптическую заточку, например, имеет игла в звукоснимателе Audio-Technica AT-F7.

Существуют и более экзотические типы заточки игл, встречающиеся в дорогих моделях звукоснимателей. Однако для большинства меломанов оптимальным выбором могут стать картриджи именно с эллиптическими иглами.

Удержать и направить

Алмазную иглу удерживает специальный миниатюрный рычажок, называемый кантилевером. Его задача – как можно точнее передать механические колебания с той стороны, где расположена игла, на противоположную, где находятся магниты (в MM-головках), или катушки (в MC). Отсюда следует, что кантилевер должен быть как можно более легким и в то же время жестким, чтобы работать точно, и в то же время не создавать паразитных вибраций. На это влияет материал, размер и форма данного элемента картриджа. Обычно в качественных головках кантилевер представляет собой алюминиевую трубочку, однако в моделях высокого класса он может быть изготовленным из бора, карбона или каких-нибудь металлических сплавов.

С иглой связана еще одна хитрость. Иногда в названии модели картриджа рядом с обозначением типа заточки может стоять еще одно слово – Nude. Оно означает, что игла полностью выполнена из цельного алмаза и закреплена на кончике кантилевера (на рисунке вариант a). Альтернативным решением является использование металлического стержня с алмазным наконечником (вариант b), что позволяет сэкономить на размерах последнего и сделать картридж дешевле. Однако с точки зрения качества звука иглы Nude предпочтительнее, так как менее склонны к возникновению паразитных резонансов. Игла такого типа установлена, например, в MC-звукоснимателе Ortofon Cadenza Red, который ценится среди меломанов за точный и сбалансированный звук.

Тонармы бывают разные

По способу монтажа к тонарму звукосниматели можно разделить на два основных типа. Самым популярным является крепление картриджа к держателю (шеллу) тонарма с помощью двух винтов. Расстояние между отверстиями на шелле и корпусе звукоснимателя стандартизовано, и составляет пол дюйма. Есть также картриджи, которые стыкуются к торцевой части тонарма, если последний поддерживает именно этот тип подключения. Эти картриджи могут быть или уже установлены на шелл (P-Mount), или иметь конструкцию, аналогичную моделям Ortofon серии SPU.

Законы механики

Важным механическим параметром звукоснимателя, на который нужно обращать внимание – трекинг. Он показывает, с какой максимальной амплитудой может перемещаться игла в дорожке пластинки до того, как в звуке появятся искажения. Эта величина измеряется в микрометрах (мкм), и чем она больше, тем лучше.

Для определения совместимости картриджа и тонарма необходимо обратить внимание на два параметра. Первый называется податливость и измеряется как соотношение микрометр на микроньютон (мкм/мН) либо см/дин х 10-6. Оптимальная податливость картриджа для проигрывателя зависит от эффективной массы установленного на нем тонарма (см. таблицу).

Иными словами более жесткие (с малой податливостью) картриджи нуждаются в тяжелых тонармах и наоборот. При невыполнении этого требования в звуке появятся искажения, вызванные резонансами. Самые любознательные могут вычислить резонансную частоту своей системы:

F = 159/√((Mэф + Mг + Mк ) * С), где:

Mэф — эффективная масса тонарма в граммах (см. спецификацию производителя);
— масса головки в граммах (см. спецификацию производителя);
— масса крепежа, примерно 0,5 г, но можно взвесить самостоятельно;
С — податливость кантилевера в см/дин х 10-6 (см. спецификацию производителя).

Желательно, чтобы резонансная частота оказалась в области инфразвука, но не слишком низко, около 10 — 14 Гц, иначе у коробленых пластинок будет страдать устойчивость иглы в канавке. В то же время следует избегать резонанса системы на более высоких частотах, поскольку на 20 Гц официально начинается рабочая область фонограммы.

Вторым параметром, влияющим на совместимость картриджа с тонармом, является вес. Он должен попадать в диапазон регулировки противовеса, иначе тонарм не удастся сбалансировать. И, разумеется, при настройке проигрывателя необходимо убедиться в том, что установленная прижимная сила для головки совпадает с рекомендованной изготовителем.

Статья входит в разделы:Как выбрать. Гид покупателя

Поделитесь статьёй:
Обсуждение данного материала
9 апреля 2019, 18:48
Олег Константинович (Клиент Аудиомании)
Здравствуйте. Усилитель ONKYO 9070. С каким выходным напряжением МС головки можно использовать? Какую посоветуете в пределах до 50000 р.
10 апреля 2019, 11:32
Владимир Лобков (Аудиомания) Специалист по Hi-Fi и High End
Олег Константинович, добрый день.
Предоставленных Вами данных недостаточно для консультации.
Пожалуйста, свяжитесь с нами через сервис онлайн-консультаций (имеется кнопка КОНСУЛЬТАНТЫ в верхней части страницы).
Спасибо
14 июня 2019, 15:50
Владимир (Гость)
Подобрать головку
Добрый день! Какую головку можно установить в проигрыватель Арктур-003?
17 июня 2019, 13:17
Ирина Кербникова (Аудиомания) Специалист по Hi-Fi акустике и электронике
Здравствуйте, Владимир! В Вашем проигрывателе использовался звукосниматель ММ типа. Можно рассмотреть головку звукоснимателя Audio-Technica VM95E (https://www.audiomania.ru/golovka_zvukosnimatelya/audio-technica/audio-technica_vm95e.html) в качестве замены. Хотя уровень Вашего проигрывателя позволяет использовать и более качественный звукосниматель.
17 июня 2019, 16:58
Владимир (Гость)
Спасибо!
Написать свой комментарий