Битва за формат: бобина vs кассета vs винил vs CD vs HiRes

Сохранить и прочитать потом —         

Вечер пятницы 17 февраля 2017 года не прошел незамеченным для многих аудиофилов. Компания MMC организовала «Битву форматов» — сравнительное прослушивание пяти различных форматов аудиозаписи: магнитной ленты на бобине и в компакт-кассете, винила, CD и HiRes-файла 24бит/96кГц. Идея, несомненно, интересная. Тем более исходная запись, с которой были произведены все пять копий, была создана в студии «ММС Рекордс». Мероприятие было открыто для посещения, а поучаствовать в сравнительном прослушивании мог любой желающий. Ну вот и мы тоже решили зайти.

Система

В роли тестового тракта выступил интегрированный усилитель Primare в связке с акустикой KEF LS50. Система в достаточной степени прозрачная, точная и сбалансированная по звучанию, чтобы можно было говорить об объективности. А вот дальше уже пошли тонкости. Цифровые источники и фонокорректор также были представлены компонентами Primare, а винил воспроизводился на проигрывателе Thorens 300-й серии с головкой AudioTechnica AT95. Для воспроизведения пленки использовались магнитофоны легендарных брендов — AKAI и TEAC. Поскольку разница в форматах по определению подразумевает использование устройств различных брендов, организаторы решили привести их к общему знаменателю по критерию цены. Можно сказать, что ценники выбранных источников сопоставимы между собой.


Полочники KEF LS50 справились с функцией мониторов и без усилий озвучили достаточно большой зал.

Если же продолжить вдаваться в детали, а это без сомнения стоит делать в подобной ситуации, имеет смысл упомянуть и коммутацию. В этом вопросе абсолютной чистоты эксперимента не наблюдалось, набор межкомпонентных кабелей был весьма разнообразен: использовались балансные и небалансные кабели совершенно различной стоимости, от недорогих до High End, превосходящих порой стоимость компонентов, которыми они были подключены. Бобинник, например, имел самый плохой по качеству кабель питания — врезной, оригинальный, с сечением существенно меньше 1 кв.мм. Зато подключен он был самым дорогим межблочным кабелем. Балансное соединение досталось цифровым компонентам, причем High-End-кабель коммутировал CD-проигрыватель, а цифровому плееру достался обычный.


Прямое сравнение кассетной деки и цифрового плеера.

На всех источниках воспроизведение одной и той же музыки было включено одновременно. Несмотря на использование шумомера, уровень громкости все же был ощутимо разный. Но эту попытку приблизиться к объективности также стоит отметить.

В качестве тестового контента был использован альбом Инны Субботиной «Забытые песни НЭПа», записанный на полностью аналоговой студии ММС Рекордс и не подвергавшийся в процессе мастеринга цифровой обработке.


Легендарный и по-прежнему недешевый AKAI.

Генеральный директор ММС Синема и звукоинженер ММС Рекордс Тимур Долотказин рассказал нам о процессе создания тестовых записей. В качестве исходника использовалась лента со студийным миксом. Та самая, с которой печатались винил и CD. С нее была сделана копия на бобину и кассету. Эта же запись была оцифрована на студийном оборудовании в формат WAV с разрешением 24бит/96кГц. При этом важно отметить, что и винил, и CD были из обычного тиража, а перед началом тиражирования обоих форматов производится дополнительная обработка записи. Из этого следует, что идентичный исходник был у бобины, кассеты и Hi-Res файла, а содержимое CD и винил все же отличалось и друг от друга, и от исходного мастера.


Тимур Долотказин рассказывает о процессе создания тестовых записей.

Одним словом, даже на этапе знакомства с системой и контентом уже было ясно, что ситуация куда более сложная, чем прямое сравнение форматов. Речь шла скорее о сравнении систем, как некая попытка ответить на вопрос что можно услышать, если источником в системе будет бобина/винил/CD и т. д. (ненужное зачеркнуть).

Прослушивание

Посетителям мероприятия было предложено угадать на слух, какой из источников звучит, и похоже, для многих это стало сверхсложной задачей. Практически каждый источник демонстрировал свои характерные особенности, позволяющие идентифицировать устройство с высокой степенью точности.


Основной набор компонентов, включая не попавший в этот кадр фонокорректор, принадлежали бренду Primare.

К первому входу был подключен CD проигрыватель. Его звук был чистым, детальным, с хорошим тональным балансом. Характерной особенностью на фоне остальных была определенная сухость и дискретность звучания. Тем не менее, звук был достаточно выразительный, артикулированный и информативный.

На втором входе был цифровой плеер с флешкой и Hi-Res файлом. В начале эксперимента его громкость была выставлена уровнем ниже, чем у CD проигрывателя, поэтому первое впечатление от «слепого» прослушивания вообще не сложилось. Более тихий звук показался менее разборчивым, чем CD и с меньшей отдачей на краях диапазона. Звучала даже версия, что это кассета. Когда уровни громкости выровняли, стало слышно, что в звуке цифрового плеера меньше дискретности и отрывистости, чем на CD (звучал он более цельно и плавно). Но при этом осталось ощущение, что сам источник имеет уровень качества классом ниже, чем CD-проигрыватель. Тут можно было заподозрить и несравнимые между собой кабели, и разницу в качестве звучания самих проигрывателей.


Проигрыватели Thorens отличаются высокой стабильностью скорости вращения, что позволяет раскрыть плюсы полностью аналоговой записи.

Винил запомнился в первую очередь лучшими временными характеристиками и общей цельностью саунда. Звук не воспринимается отрывистым, раздробленным во времени, как это было на CD. С винила и мелодия, и голос льются непрерывно. В этом, собственно говоря, и заключается главное преимущество полностью аналоговой записи без квантования и последующих передискретизаций. При этом нельзя было не отметить характерные особенности проигрывателя и формата. Присутствовало и нарушение тонального баланса с подчеркиванием сибилянтов, и небольшой приподнятости верхней части СЧ-диапазона. Детальность записи казалось не столь высокой: ощущалась смазанность и недосказанность в информационном плане, которых не было при прослушивании «цифры».


Поводов для размышления было предостаточно.

Бобинник AKAI неожиданно порадовал высоким разрешением. Были даже предположения, что звучит не копия, а оригинальная мастер-лента. При этом невозможно было не заметить приподнятый бас, остро и колко звучащий верх, подчеркивание свистящих и шипящих звуков. После нескольких этапов сравнительных прослушиваний выяснилось, что скорость вращения бобин чуть отличается от винила и цифры, а это напрямую свидетельствует о нарушении тональности записи.


Все пять носителей участвовавших в тесте.

Тем не менее, несмотря на наличие столь очевидных факторов влияния на звук, именно AKAI в наибольшей степени расколол аудиторию. Одни говорили, что именно это звучание близко к исходному, другие же отмечали действительно детальное и приятное, но при этом сильно окрашенное, звучание.

Последним в списке источников выступал магнитофон Teac, сразу же потерпевший полнейшее фиаско. Низкая детальность, узкая полоса воспроизводимых частот и весьма ощутимая детонация выдали все несовершенство кассеты.


Бобинник — без сомнения самый эффектный и колоритный источник: вращение катушек завораживает.

Для меня этот сравнительный тест закончился вполне предсказуемо. Интересные моменты были обнаружены в звучании разных источников, однако в целом я не могу сказать, что какой-то один вариант понравился однозначно и на 100%. Вот если бы к временным характеристикам винила прибавить артикулированность CD и разрешение бобинника — получилось бы неплохо. Но схожие формулы кто-то из классиков уже выводил в качестве иллюстрации невозможности встретить подобное в реальной жизни.

Выводы

Опыты, подобные этому, проводились еще в середине девяностых в лаборатории журанала Stereo&Video, но судя по интересу публики, они и сейчас не теряют своей актуальности. Все потому, что такого рода сравнения всегда вызывают надежду на окончательную и бесповоротную расстановку точек над «i». Хочется раз и навсегда определить для себя, в каком направлении лучше развивать систему: то ли заниматься выбором идеальной головки и фонокорректора, то ли искать USB-ЦАП с поддержкой DSD и DXD.


А вот вам неплохой повод для следующей встречи аудиофилов.

Однако стоит погрузиться в детали, как становится ясно, что истина по-прежнему где-то там, а результат сравнения напрямую связан с условиями организации теста. В данном случае было довольно много факторов, влияющих на звук, и далеко не все удалось нивелировать.


Даже сравнительно недорогой проигрыватель винила показал сильные стороны формата.

Совершенно не ясно, например, почему Hi-Res прозвучал менее выигрышно на фоне CD. Но при этом очевидно, что полностью аналоговый контент сразу же дал 100 очков вперед аналоговым источникам, и будь на его месте современная цифровая запись, картина вполне могла бы измениться на противоположную.

В конечном итоге все зависит от качества каждого конкретного релиза и его сочетания с каждой конкретной аппаратурой. И совсем не важно, идет ли речь об аналоге или о цифре. В этом и есть главная движущая сила мира Hi-Fi. Поиск совершенной системы и формата можно вести бесконечно: стоит сменить контент — и можно начинать все заново.


Обстановка была почти что семейная. Пришли, посидели, послушали, обсудили...

Так или иначе, было интересно участвовать в подобном мероприятии, и при условии дальнейшего стремления к увеличению степени объективности и непредвзятости тестовых прослушиваний, это может стать весьма интересным форматом для проведения регулярных мероприятий.


Магнитофон Studer в процессе создания тестовых копий.

Валерий Литвак, ведущий мероприятия, знакомит гостей с тестовой системой.

Олег Люгин демонстрирует один из носителей участвующий в тесте.

По словам организаторов приобретение кассетной деки было едва ли не более простой задачей, чем поиск самой кассеты надлежащего качества.

По словам организаторов приобретение кассетной деки было едва ли не более простой задачей, чем поиск самой кассеты надлежащего качества.

Автор текста Максим Наумов, www.stereo.ru

Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделитесь статьёй:        
Обсуждение данного материала
14 марта 2017, 10:09
Klubbheads (Гость)
USB так и звучит! Надо было по LAN включать.
Катушечники Akai, так звучат из за стеклянных голов - надо было брать Technics, Teac, Revix и тд.
Кассетная дека, тоже непонятная - что то из Nakamichi надо или если Teac то свежее модели. Спросили бы у меня, все бы дал :) и колонки нормальные с масштабом а не компьютерные Kef :)
А так задумка теста супер! Больше бы таких!
17 марта 2017, 02:56
костя (Гость)
..согласен..стеклоферрит не лучший выбор..но сразу поднимается совсем другие аспекты затронутого вопроса - долговечность носителя и техники...и тогда против цифры, качественного АЦП и серьёзного битрейта контента..шансов ни у кого...
24 марта 2017, 10:26
Максим Витальевич (Клиент Аудиомании)
Результат кассетной деки на 100% предрешен выбором модели.
Взять автореверсную (!) деку с открытым трактом (!!) для такого сравнения... Неужели ничего поприличнее не нашлось?
И не понимаю проблем с покупкой кассеты. Сейчас любую найти - дело 5 минут.
О самой кассете ни слова, кстати. На что писали-то? Новодел или винтаж? Нормал, хром или металл? Они радикально по-разному звучат.
Поставьте нормальный Нак с записью на хорошем металле, и в этом тракте от винила и бобинника его будет не отличить. Разве что в лучшую сторону.
24 марта 2017, 10:29
Максим Витальевич (Клиент Аудиомании)
Разглядел, Maxell XL-II. Ну ладно, не самый плохой выбор.
27 апреля 2017, 13:10
Евгений Олегович (Клиент Аудиомании)
С S было бы лучше.Но с декой неувязочка.
24 марта 2017, 19:21
Сергей (Гость)
Выбор кассетника странен, Хотя бы Aiwa 007 )
19 апреля 2017, 08:44
Олег Викторович (Гость)
Господа! Это очень похоже на обычную ПИАР-компанию или легкий саммит,которые тематически окрасили и опубликовали. Человек - существо аналоговое, следовательно, любой цифровой контент им будет воспринят с шумом квантования (теорема Котельникова). А если перед этим исходный материал оцифровали с еще большей ошибкой квантования (человеческое ухо куда более точный инструмент,чем любая hi-fi или hi-end аппаратура, то результат просто плачевный. Вы попытайтесь сравнить качество звучания Вашего абонента при использовании простенького детского игрушечного аналогового телефона, работающего в режиме точка-точка по тоненькому китайскому проводу, и при использовании мощнейшей ЦИФРОВОЙ сети сотовой связи и супер навороченного смартфона с претензией на hi-fi звук от PHILIPS или APPLE. Если кто-то скажет,что качество звучания голоса абонента в смартфоне лучше,то он просто врун. ЭТО НЕ ВОЗМОЖНО по законам физиологии. В 90-е годы ХХ века много говорили про витальные характеристики звукового тракта. Большим корпорациям это не выгодно, так как производство цифровых устройств на порядки дешевле, а назойливый маркетинг легко убедит подавляющее большинство публики в том, что цифровые гаджеты выдают звук, соответствующий требованиям соответствующих стандартов, ими же разработанными и принятыми. Опирайтесь только на собственные ощущения. Каждый формат имеет право на существование и имеет свой круг потребителей и поклонников!
27 апреля 2017, 13:08
Евгений Олегович (Клиент Аудиомании)
Выбор катушечника,как и кассетника неверный.Акай и Тик звучат посредственно.Ревокс,Штудер Накамичи-вот столпы магнитной записи.Говорить о Торенсе,как о серьёзной вертушке,просто смешно.И кабели здесь дело двадцатое.
Написать свой комментарий