Как разобраться в техпаспорте головки звукоснимателя и не потратить деньги зря

Сохранить и прочитать потом —       

Как разобраться в техпаспорте головки звукоснимателя и не потратить деньги зря

Проигрыватель винила – это не только звучание особого свойства, но и, прямо скажем, мода. При этом не все из желающих пополнить свою систему этим компонентом осознают, что подготовить его к работе – не то же самое, что подладить под себя смартфон.

Конечно, можно купить модель в сборе и даже с уже установленными настройками, а также с фонокорректором на борту и USB-выходом для оцифровки записи на пластинке; последнее удобно, но абсурдно. Когда практически все аудио, окружающее нас, цифровое, аналоговый звук стоит холить и лелеять, а чтобы он не только «ароматом», но и строго научными акустическими характеристиками мог соперничать с повсеместно распространенным, следует осмысленно подходить к его созданию.

«Пятый элемент» проигрывателя винила

Времена граммофонов и патефонов давно прошли, и теперь бугорки и впадинки на дне канавки у пластики требуют своего отображения в электрическом сигнале. Эту операцию выполняет головка звукоснимателя (картридж) – пожалуй, самый главный элемент проигрывателя винила. В настоящее время широко используются модели двух типов: MM – с подвижным магнитом и MC – с подвижной катушкой.

Первые практичнее: они выдают сигнал более высокого уровня; как правило, стоят дешевле; чаще встречаются интегрированные усилители cо встроенным MM-фонокорректором; и даже иглу картриджа можно заменить, хотя ценовая политика их производителей построена так, что проще и ненамного дороже будет купить новый.

Считается, что вторые создают более качественный звук, однако это утверждение – предмет непрекращающегося спора между приверженцами головок того или иного типа. Тем не менее, самые доступные MC-головки стоят примерно столько же, сколько дорогие и технологически продвинутые MM-картриджи. Большинство из них выдают сигнал с напряжением раз в 10-15 меньшим, чем модели с подвижным магнитом, а встроенные MM/MC-фонокорректоры встречаются в усилителях более высокого ценового сегмента. Но раз такое положение вещей сохраняется многие годы, очевидно для превосходства звукоснимателей MC-типа есть разумные основания.

Все остальные элементы конструкции проигрывателя винила лишь обеспечивают оптимальные условия для работы головки. Однако бесполезно использовать дорогую модель, если эти кондиции не соблюдены с теми допусками, которые соответствуют классу и качеству изготовления картриджа. Как показывает опыт, разумное соотношение его стоимости и цены вертушки – не больше единицы, то есть головка не должна быть дороже проигрывателя.

Верная рука задает тон

Допустим, вы уже приобрели проигрыватель виниловых дисков и провели за их прослушиванием много часов. Вам могло что-то в итоге не понравиться или просто захотелось освежить впечатления. Источник этого типа тем и привлекателен для многих, что позволяет вносить собственными руками заметные изменения в звучание.

«Что-то поправить в консерватории» всегда можно заменой головки звукоснимателя, однако при этом надо принять в расчет конструкцию и характеристики тонарма, которым оснащен ваш проигрыватель, иначе выбранный картридж просто невозможно будет вывести на оптимальный режим работы.

Встречаются тонармы с высокой и ультранизкой эффективной массой, для которых нужны особые картриджи, однако такие крайности сегодня скорее исключение. Наиболее распространенные на рынке модели вполне успешно согласуются с большинством предлагаемых картриджей, поскольку унификация – один из аспектов глобализации.

Еще один момент требует особого внимания: бывают тонармы с регулируемой высотой основания и без возможности ее изменения. В последнем случае не для всех картриджей удастся установить правильный вертикальный угол следования (VTA), и это обстоятельство следует учитывать при выборе модели.

Однако если современные картридж и тонарм относятся к одному и тому же ценовому уровню в бюджетном и среднем сегментах, то проблем возникать не должно.

Вес – средний

В списке характеристик картриджа обязательно указывается его вес, и это очень важный параметр. Если у запримеченного вами он меньше 5 или больше 12 граммов, то перед покупкой следует проверить совместимость такой головки с тонармом вашего проигрывателя, иначе придется применять некие ухищрения типа дополнительных грузов, устанавливаемых на шелл или противовес, без гарантии успеха. Совместимость картриджа и тонарма определяется по эмпирической формуле или таблицам, но если держаться «золотой середины», как в плане эффективной массы тонарма (от 9 до 17 граммов), так и веса головки, то проблем не должно возникать.

Жесткость – не в тренде

Такой же подход можно предложить в отношении динамической податливости подвеса, которая также указывается в технических характеристиках картриджей. Если этот параметр лежит в пределах от 12 до 25 единиц (10-6 см/дин или мкм/мН), то с большинством современных тонармов такая головка нормально согласуется, то есть образует колебательную систему с собственной резонансной частотой в диапазоне 8 – 11 Гц. В случае сомнений можно воспользоваться специальными таблицами или диаграммами, но потребуется знать эффективную массу тонарма. У большинства проигрывателей, уже им оснащенных, она имеет средние значения.

Фигуры высшего пилотажа

Среди характеристик картриджа можно найти профиль заточки алмазной иглы. Наиболее распространенные сферический и эллиптический, однако бывают и более сложные, как можно лучше повторяющие форму канавки, что обеспечивает большую площадь контакта, а значит, более правильное и надежное огибание. Такие иглы к тому же более долговечны, но, как и следовало ожидать, оснащенные ими головки стоят дороже. Крупные компании, тем не менее, могут позволить себе установку алмаза сложной заточки в сравнительно недорогой картридж, но это не гарантирует более высокого качества звука, так как на него влияют и другие факторы. К примеру, дешевый пластиковый корпус способен свести на нет все усилия по точному съему информации на виниле, поэтому не стоит только по этому признаку выбирать недорогой картридж.

Сапфир, бор или алюминий?

При передаче колебаний иглы на магнит или катушку важно, чтобы в системе не возникали паразитные резонансы, а они зависят среди прочего и от механических свойств иглодержателя. Лучшие материалы для него – сапфир или бор, именно они применяются для этих элементов в дорогих картриджах. В более доступных используются трубки из алюминия, хотя были попытки делать кантилеверы из углепластика. Здесь возможность выбора вариантов невелика: чем дороже головка, тем больше усилий разработчики уделяют снижению резонансов, тем менее вероятно использование алюминиевых иглодержателей.

Где найти фонокорректор?

Выбирая картридж, стоит также посмотреть, через какой фонокорректор вертушка подключена к Hi-Fi-системе. Он может быть встроенным в нее или в усилитель, и скорее всего предназначенным для головок с подвижным магнитом. Переключаемыми фонокорректорами MM/MC-типа оснащаются усилители среднего и высокого ценового уровня, но если вы рассчитываете использовать MC-картридж, то разумным будет приобрести компонентный фонокорректор. Предложение этих устройств на рынке весьма широкое, в том числе имеющих на борту усилитель для наушников и/или ЦАП для оцифровки сигнала. Однако от этих дополнительных опций легко можно отказаться в пользу модели MM/MC-типа с возможностью настройки таких параметров, как сопротивление нагрузки, входной импеданс, входная емкость и коэффициент усиления, а некоторые позволяют также выбирать кривую эквализации, соответствующую различным стандартам (RIAA, IEC).

«Золотая середина»

Мода на виниловые проигрыватели породила самый широкий спектр предложений рынка, так что на первый взгляд представляется, будто разобраться, что к чему подойдет, просто невозможно. Однако на деле все не так сложно. Пока вы не освоились с вертушками, лучше держаться середины, будь то бюджетный или среднеценовой сегменты. По механическим параметрам самые критичные элементы их конструкций – картридж и тонарм – будут согласованы, и звучание выйдет на тот уровень качества, который определяется в максимальной мере головкой звукоснимателя, а настройку можно будет произвести самостоятельно.

Если же в вашем распоряжении оказался винтажный или не мейнстримовый проигрыватель, то его запуск в работу или апгрейд могут потребовать более углубленного изучения предмета, чего не стоит пугаться. Доступной информации – море, а результатом потраченных усилий станет звук, созданный вашими собственными руками, что сделает его еще слаще для слуха.

Без суеты

После того, как настройка вертушки с новой головкой завершена, не стоит сразу делать выводы о качестве звучания. Как и любому Hi-Fi-компоненту, ей требуется прогрев, а точнее достаточно много времени для того, чтобы приработался подвес. Кроме того, через несколько дней прослушивания следует еще раз проверить настройки прижимной силы и антискейтинга, а также установленные параметры на фонокорректоре или даже попробовать что-то изменить, особенно если речь идет об MC-головке. И лишь после этого можно делать выводы о том, насколько удачным оказался ваш выбор.

Скупой платит дважды

Возможности перед покупкой прослушать картридж продавцы, как правило, не предусматривают, да и оценить его звучание в отрыве от конкретного проигрывателя и системы в целом затруднительно. Тем не менее, приобретать их стоит в таких торговых точках, где в случае обнаружения брака головку можно будет вернуть.

Статья входит в разделы:Как выбрать. Гид покупателя

Поделитесь статьёй:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий