Тест головок Clearaudio Maestro V2 Ebony и Clearaudio Essence MC. Битва ММ против МС!

Перед покупателями виниловых проигрывателей, особенно если речь идет о вертушках достаточно серьезного уровня, первым делом встает проблема выбора головки звукоснимателя. Чем выше класс аппарата, тем меньше шансов, что производитель сам установил картридж непосредственно на заводе – здесь уже принято доверять вкусу самого покупателя. И вот тут зачастую пользователи оказываются перед дилеммой, которую им трудно разрешить, особенно если у них нет большого опыта в общении с винилом.


Сохранить и прочитать потом —       

Какую голову выбрать – ММ или МС? Казалось бы, с теоретической точки зрения все очевидно – меньшая подвижная масса в головках с подвижной катушкой должна обеспечивать более точное воспроизведение записанного на пластинке сигнала, поэтому МС по определению имеют преимущество перед ММ. Но это в теории. Внезапно покупатель с удивлением обнаруживает, что в ассортименте одного и того же производителя встречаются картриджи обоих типов и, внимание, стоят они зачастую практически одинаково! Ведь раньше как было? Есть деньги и соответствующий корректор и трансформатор – бери хорошую МС-головку, нет – придется удовлетвориться недорогими ММ. Сегодня все изменилось, и на рынке появились головки с подвижным магнитом стоимостью около тысячи евро. И одновременно с ними продолжают выпускаться такие же по стоимости или даже более дешевые МС! В чем тут подвох? Ведь если звезды зажигают, это кому-нибудь нужно?

Немного теории

Для начала напомним принцип работы каждого типа звукоснимателя. В головках с подвижным магнитом на противоположном конце иглодержателя установлен миниатюрный магнит, который колеблется в поле, образованным между ним и катушкой. В МС-картриджах ситуация обратная – здесь уже катушка, намотанная тончайшим проводом, реагирует на колебания иглы и кантеливера, а преобразование механической энергии в электрический сигнал происходит за счет ее взаимодействия с магнитным полем, создаваемым одним или несколькими магнитами. В теории головки с подвижной катушкой имеют преимущество в том, что у них меньше подвижная масса системы игла-иглодержатель-катушка и, как следствие, более точная и правильная реакция на модуляцию иглы профилем канавок звуковой дорожки.

Однако в реальной эксплуатации в игру вступают и другие факторы. Крайне важное значение имеет правильная электрическая нагрузка головки, и вот здесь у ММ есть определенное практическое преимущество, прежде всего, это касается согласование по сопротивлению с фонокорректором. Подавляюще большинство современных моделей имеют фиксированное значение на входе в 47 кОм, и все головки с подвижным магнитом разрабатываются именно в расчете на него. Налицо определенная стандартизация, хотя ранее существовали и ММ-головки с низкой внутренней индукцией и низкой чувствительностью, которые требовали более точного подбора входного сопротивления и коэффициента усиления, как того требуют МС-картриджи. С другой стороны, сегодня большинство головок с подвижной катушкой рассчитаны на работу на сопротивление 100 Ом, по умолчанию включаемое на всех МС-секциях выносных или встроенных в усилители корректоров.

Участники эксперимента

Проверить, насколько сильно отличаются друг от друга на практике головки от одного производителя, построенные на разных принципах, мы решили на примере продукции немецкой компании Clearaudio. Компания трудится на рынке аналогового звука на протяжении 40 лет и выпускает полный спектр аппаратуры для фанатов винила – головки звукоснимателя, проигрыватели, тонармы, фонокорректоры. В этой связи картриджи Clearaudio обычно работают в комплекте с фирменными же тонармами и проигрывателями. Возможно, именно поэтому возникла городская легенда о том, что головки немецкой компании хорошо звучат только на ее же проигрывателях. С технической точки зрения – это абсолютный нонсенс, поскольку головкам решительно все равно, на тонарме какой фирмы они установлены и какой фонокорректор они «видят» на другом конце кабеля. Все, что им нужно, это правильная геометрическая настройка, а также физическая и электрическая нагрузка. А это могут обеспечить тонармы и корректоры любых производителей, нужно лишь, чтобы они были качественными. И в данном тесте мы будем слушать головки Clearaudio вне «родного» для них окружения.

Оба тестируемых картриджа – достаточно высокого уровня. За лагерь ММ выступает модель Clearaudio Maestro V2 Ebony, честь головок с подвижной катушкой будет отстаивать Clearaudio Essence MC. Да, МС-картридж стоит где-то на 30% дороже, однако в данной ценовой категории этой разницей уже можно пренебречь. Плюс скидка, минус наценка – получается примерно одинаково… Начнем с описания каждого из участников битвы.

Clearaudio Essence MC

Данная модель расположена в середине линейки головок с подвижной катушкой Clearaudio и обладает всеми привычными атрибутами классного МС-картриджа – иглодержатель из бора, покрытый золотом, заточка иглы MicroLine, корпус, выполненный из сплава алюминия и магния с керамическим покрытием. Идея, заложенная в конструкцию головки, выражена в ее названии – Essence, то есть «суть». Это означает, что при ее разработке за основу была взята конструкция младшей модели Concept MC, однако главное внимание было уделено качеству всех ключевых элементов. Допуски стали строже, материалы – лучше, цена же при этом увеличилась только на 40%. Модель продумана таким образом, чтобы ее было просто согласовать с большинством продающихся на рынке МС-фонокорректоров – чувствительность 0,4 мВ и внутреннее сопротивление в 11 Ом позволят получить хороший результат как с активными МС-секциями, так и пассивными трансформаторами. Вес картриджа составляет 8 граммов, а податливость подвеса указана на уровне 9х10-6 см/дин, что обещает беспроблемную работу с большинством тонармов со средней эффективной массой.

Clearaudio Maestro V2 Ebony

Это верхняя в линейке головка с подвижным магнитом по своим характеристикам ни в чем не уступает Essence MC. Более того, здесь на конце кантеливера из бора установлен алмаз не с гиперэллиптической заточкой MicroLine, а со сложным многорадиусным профилем Micro HD, что обеспечивает точность следования на уровне 90 мкм. Такое сочетание можно встретить только в очень дорогих МС фирмы, таких, как Goldfinger Statement. Неплохо! В остальном, перед нами классический ММ-картридж – чувствительность 3,6 мВ, внутреннее сопротивление 660 Ом, рекомендуемое сопротивление нагрузки 47 кОм, рекомендуемая входная емкость 100 пикофарад. Корпус выполнен из эбенового дерева, выбранного за свои антирезонансные свойства. Вообще, качество изготовления головок Clearaudio всегда приводило меня в восхищение. Если не быть знакомым с модельным рядом фирмы, то можно решить, что перед тобой какой-то экзотический МС-картридж малоизвестной японской фирмы за многие тысячи евро. У Maestro V2 Ebony есть еще одна черта, роднящая его с Essence MC – заменить иглу здесь не получится, что отличается от общепринятой практики на рынке ММ-головок. С другой стороны, ценовая политика большинства производителей стала на сегодня такой, что сменные вставки стоят не сильно дешевле новой головки, так что записывать это в недостатки вряд ли стоит. Тем более что причиной такого решения была борьба за повышение общей жесткости конструкции и, как следствие, снижение механических потерь.

Система

Прослушивание проходило в составе системы, включающей в себя акустические системы JBL 4345, усилители VTL MB300 Deluxe, фонокорректоры VTL 2.5 и Trigon Vanguard II, проигрыватели винила VPI Classic и Technics SL-1200 mk3.

Настраиваем

Поскольку обе головки оснащены иглами со сложной заточкой, они весьма требовательны к корректной геометрической настройке для обеспечения правильного положения иглы по отношению к стенкам канавки. В отличие от недорогих моделей со сферическими алмазами, здесь погрешность в настройке угла захода и вертикального угла следования (VTA) слышна сразу. Что касается установки точек нулевой погрешности, то для разных проигрывателей мы выбрали разные шаблоны. НА VPI Classic мы использовали фирменный шаблон, который отличается тем, что обеспечивает хороший средний результат по всей поверхности пластинки, но немного проигрывает в абсолютной точности на некоторых участках. Для Technics SL-1200 мы остановились на классической геометрии Baerwald. С установкой головок поочередно на разные вертушки пришлось повозиться, но чего не сделаешь ради чистоты эксперимента. Прижимная сила устанавливалась точно в соответствии с рекомендациями производителя, то есть на уровне 2,2 грамма для Maestro V2 Ebony и 2,0 грамма для Essence MC.

Прослушивание

Несмотря на долгую подготовку и настройку, результаты тестовых сессий оказались, во всяком случае для меня, достаточно предсказуемыми. Разница между двумя моделями была примерно той, что обычно наблюдается между МС и ММ картриджами, хотя должен признать, что в данном случае сделать выбор в пользу одной из них было труднее.

Clearaudio Essence MC

Почерк головки полностью соответствовал моим изначальным ожиданиям – прекрасная разборчивость по всему диапазону, быстрая атака и солидный запас по динамике. Как и полагается хорошей МС-головке, Essence MC очень убедительна в передаче натуральных тембров живых инструментов, причем даже на динамичных пассажах из «Жар-птицы» Стравинского и сложных крещендо разделение разных групп струнных по тембру было близким к идеальному. Отдельно хочется отметить прекрасную сбалансированность – ни на одной части диапазона нет лишнего акцента, при этом бас великолепно интегрирован в общую картину. Его пульс всегда отчетливо присутствует и даже ощущается тактильно, но никогда не привлекает к себе излишнего внимания. Вокал очень проникновенен, знаменитая Sympathy в исполнении Rare Bird просто заставляет слезы наворачиваться на глазах. По сравнению с младшей Concept MC, если меня не подводит память, звук стал существенно более собран и сфокусирован, и в нем отсутствует даже малейший намек на резкость.

Clearaudio Master V2 Ebony

Несмотря на фамильное родство, лучший ММ-картридж немецкой компании продемонстрировал немного другой взгляд на известные композиции. Его главная черта – широкий размах и макродинамика, оркестровые произведения заполняли помещение гораздо плотнее, а субъективный размер сцены был существенно больше. Если ударная установка на «Hair of the Dog» Nazareth в исполнении Essence MC просто ощущалась телом, то в подаче Master V2 Ebony она не только сотрясает внутренности слушателя, но еще и оглушает его. Образы всех инструментов стали чуть крупнее, на них появилось то самое «мясо», за которое ММ-головки ценят слушатели. Однако это вовсе не означает, что звук стал менее точным и правильным, просто акцент чуть сместился в сторону тела голосов и инструментов. Атака на высоких частотах немного смягчилась по сравнению с Essence MC, однако детализация ничуть не пострадала – иголка Micro HD просто не может пропустить ни одной детали, а вот дальнейшее преобразование уже накладывает свой отпечаток. Бас ожидаемо стал глубже и немного расслабленнее, однако никакого гула не было и в помине. Пожалуй, это лучшая из слышанных мною ММ-головок. Что и неудивительно, с учетом цены.

Вывод

Как и все мои предыдущие эксперименты по сравнению хороших ММ и МС головок, данный тест только подтвердил мою убежденность в том, что выбор между двумя технологиями обычно обусловлен персональными музыкальными предпочтениями. Само собой, при условии того, что мы сравниваем примерно равные по цене головки. ММ-картридж Clearaudio Master V2 Ebony определенно понравится любителям рока и электронной музыки, а также масштабных классических произведений. Clearaudio Essence MC больше подойдет тем, кто любит высокую тембровую достоверность, а также придает большое значение правильной передаче баса. Если ваши колонки способны копать глубоко, то вы сможете по достоинству оценить хирургическую точность низкочастотного диапазона Essence MC.

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Тип – головка звукоснимателя | Название – Clearaudio Essence MC | Тип преобразования сигнала – подвижная катушка | Частотная характеристика, Гц – 20 - 40 000 Гц | Податливость подвеса, см/дин – 9 х 10-6 | Чувствительность, мВ – 0,4 | Внутреннее сопротивление, Ом – 11 | Сопротивление нагрузки, Ом – 100 Ом | Рекомендуемая прижимная сила, г – 2,0 | Разделение каналов, дБ – более 32 | Заточка иглы – MicroLine | Масса, г – 8,0

Тип – головка звукоснимателя | Название – Clearaudio Master V2 Ebony | Тип преобразования сигнала – подвижный магнит | Частотная характеристика, Гц – 20 - 20 000 Гц | Податливость подвеса, см/дин – нет данных | Чувствительность, мВ – 3,6 | Внутреннее сопротивление, Ом – 660 | Сопротивление нагрузки, Ом – 47 кОм | Рекомендуемая прижимная сила, г – 2,2 | Разделение каналов, дБ – более 30 | Заточка иглы – Micro HD | Масса, г – 8,4

Александр Чечелёв


Подготовлено по материалам портала "HiFiNews.ru", июнь 2018 г. www.hifinews.ru

Этот обзор прочитали 1 109 раз

Поделитесь статьёй:
Обсуждение данного материала
26 декабря 2018, 00:14
Alex (Гость)
Огромное спасибо! Очень качественный и нужный тест головок звукоснимателя! Большое спасибо! Прочитал тест и решил оставить свою головку Clearaudio Maestro V2 Ebony! А уже ведь хотел попробовать приобрести Clearaudio Essence MC!
Очень бы хотелось, чтобы Вы рассказали более подробно о физических настройках головки звукоснимателя в проигрывателе Clearaudio Concept, а то приходится обходиться только выставлением прижимной силы. Причем в характеристиках написано, что прижимная сила у этого картриджа 1,8 - 2,6, я выставляю на 2,5! А как влияет на звук эта самая прижимная сила?
28 декабря 2018, 09:32
Владимир Лобков (Аудиомания) Специалист по Hi-Fi и High End оборудованию
Добрый день!
Производители головок рекомендуют устанавливать именно такую нагрузку на иглу, с которой головка работает оптимально и правильно (аналогия с перегруженным автомобилем). На звук влияет отрицательно как недостаточная прижимная сила, так и избыточная.
Спасибо.
Написать свой комментарий