Лестница в небо. Сравнительный тест напольных АС за 90 – 110 тыс. руб.

Продолжаем исследование самого востребованного сектора акустических систем, который условно можно ограничить ценовой планкой 150 тысяч рублей. В прошлый раз мы слушали уже вполне серьезные полочные колонки от Quad, Wharfedale и Tannoy. А сегодня, немного увеличив бюджет, посмотрим на напольные модели в данном ценовом сегменте.



Выбираем

Выбранный ценовой уровень условно можно считать стартовым для напольных колонок, которые могут претендовать на место в ложе с манящим названием “верхний Hi-Fi”. Здесь уже производителю вполне можно достичь достойного звучания без оглядки на ценник, и ощутимую свободу от конструктивных компромиссов, свойственных бюджетной акустике. Сегодня для сравнительного теста напольных колонок мы подобрали довольно интересную группу участников с различными техническими “фишками” в конструкции. К примеру, коаксиальные драйверы и ленточные твитеры раньше применялись преимущественно в топовых моделях акустики, а сейчас благодаря отработанной технологии и снижению себестоимости производства такие головки стали доступнее и применяются в моделях среднего ценового диапазона. Двое из претендентов – Wharfedale Reva-3 и Tannoy Revolution XT 6F – выполнены в 2,5 полосной концепции, а третий участник – DALI Opticon 6 – оснащен фирменным комбинированным высокочастотным модулем, за счет которого реализована концепция 2,5 + 0,5 полосы.

Изучаем

История появления серии акустических систем Reva британской компании Wharfedale весьма необычна. В большинстве случаев бюджетная линейка акустики является результатом различных упрощений и компромиссов моделей из старших ценовых сегментов. В данном же случае британцы из Wharfedale поступили ровно наоборот - за основу была выбрана популярная серия Diamond 200, которая подверглась глубокому тюнингу, причем, не только в части качества звучания, но и в плане дизайна и изысканности отделки корпусов. По понятным причинам цена тоже выросла.

Каждый раз сталкиваясь с изделиями Wharfedale поражаешься качеству корпусов. Шпон красного дерева покрыт семью слоями рояльного лака, что вызывает труднопреодолимое желание немедленно прикоснуться к колонке. Чтобы не нарушать монолитную красоту передней панели, защитные грили используют магнитные крепления, вмонтированные внутрь фасада. Как и у знакомой нам полочной модели Wharfedale Reva-2, корпус здесь сужается в глубину. Кроме оригинальности дизайна, подобный профиль кабинета уменьшает вероятность возникновения стоячих волн и резонансов. Акустической инертности корпуса способствует и многослойность материала, из которого выполнены стенки, представляющие собой комбинацию древесно-волокнистых и древесно-стружечных плит, а также обилие внутренних стяжек.

Все динамические головки, использованные в конструкции Wharfedale Reva-3, собственной разработки. Текстиль дюймового твитера обработан специальным демпфирующим составом, придающим мягкому куполу благородный металлический оттенок. Диффузор среднечастотного излучателя диаметром 11,5 см выполнен из стекловолокна и закреплен на каучуковом подвесе, что обеспечивает ему довольно большой ход. Два басовых драйвера конструктивно аналогичны, но имеют диффузоры диаметром 12,5 см. Кроссоверы Линкивица-Райли делят рабочий диапазон на частотах 450 Гц и 2,6 кГц, причем среднечастотник работает с самого низа, то есть, в Wharfedale Reva-3 реализована 2,5-полосная схема. Вертикальная коммутационная панель в нижней части задней стенки корпуса оснащена качественными винтовыми терминалами и допускает би-вайеринговое и би-ампинговое подключение колонок к усилителям.

Как и у младшей полочной модели Reva-2, сдвоенный порт здесь выведен на нижнюю стенку корпуса, а для его нормального функционирования колонки установлены на платформы с небольшим зазором между ними и корпусами АС. Подобное решение не только облагораживает звучание басов, но и допускает большую свободу расположения колонок в помещении - Wharfedale Reva-3 можно придвигать довольно близко к стене, не опасаясь деградации басового регистра. Интересно, что как и в прошлом тесте полочной акустики, сегодня в конструкции еще одного участника реализована похожая схема – это белоснежные лаковые Tannoy Revolution XT 6F.

Литера XT в самом свежем поколении популярной серии Revolution акустических систем Tannoy означает eXtra Technology, подчеркивая использование в их конструкции новейших технологий компании. Главной особенностью почти всех моделей легендарной шотландской фирмы, кроме, быть может, самых бюджетных линеек, стал фирменный коаксиальный излучатель. В Tannoy Revolution XT 6F, как и в полочной Tannoy Revolution XT 6, о которой мы рассказывали недавно, применена последняя версия коаксиального драйвера Omnimagnet Dual Concentric, отличающаяся от предшествующих реализаций единой магнитной системой для обоих динамиков – твитера и среднечастотного излучателя. Такое решение способствует еще лучшему согласованию их работы по времени и фазе. Другим отличием новой версии стал тороидальный диффузор твитера, благодаря которому удалось сделать короче волновод, что, в свою очередь, расширяет диаграмму направленности и облегчает совмещение акустических центров излучателей. Подобное совмещение способствует правильному построению сцены в большем секторе даже при отклонении слушателя от оси коаксиального динамика.

В напольных моделях коаксиальный излучатель Omnimagnet Dual Concentric дополнен басовым драйвером такого же диаметра (для Revolution XT 6F – 6 дюймов, для старшей модели Revolution XT 8F, соответственно, 8 дюймов), что обеспечивает внятную поддержку снизу даже для такого сравнительно небольшого объема колонки. На первый взгляд диффузоры кажутся алюминиевыми, но это не так. Они выполнены из особого целюлозно-волокнистого материала с очень низким весом и приводятся в движение небольшими (44 мм), а значит тоже легкими звуковыми катушками.

Внутренним резонансам и стоячим волнам успешно противостоит трапециевидная форма корпусов, тщательно отделанных роскошным белым рояльным лаком. Монолитность передней панели, на которой смонтированы динамики, ничто не нарушает – магниты для фиксации защитных грилей скрыты внутри фасада. Сами грили выполнены из черного акустически прозрачного материала на пластиковой раме. Одной из главных особенностей серии Revolution XT вообще и модели 6F в частности стал порт фазоинвертора, смонтированный в днище корпуса. Для обеспечения работы порта корпуса колонок установлены на платформы с небольшим зазором. Твитер коаксиального драйвера Omnimagnet Dual Concentric оптимизирован для работы с пологими фильтрами первого порядка, отличающимися кратчайшим сигнальным трактом, что способствует воздушности и прозрачности звучания. Как и у младшей полочной модели, частота раздела зон ответственности головок коаксиального драйвера выбрана довольно низко - на отметке 1,8 кГц. А ниже 250 Гц в работу дополнительно включается басовый драйвер.

В конструкции кроссоверов применяются аудиофильские комплектующие, а внутренняя проводка выполнена посеребренным кабелем из бескислородной меди. Коммутационная панель в нижней части задней стенки корпуса оснащена двумя парами позолоченных винтовых акустических терминалов, то есть, допускает двухкабельное подключение к усилителю.

Увенчанные титулом EISA «Лучшие акустические системы для домашнего кино 2016 – 2017», DALI Opticon 6 занимают вторую ступень сверху в серии Opticon – выше расположены только 3,5-полосные DALI Opticon 8 с парой 8-дюймовых басовых драйверов. Изучая конструкцию DALI Opticon 6, многое может удивить. В отличие от других участников сегодняшнего соревнования, эти колонки выполнены по схеме 2,5 + 0,5 полосы. Попробуем разобраться что это означает. Работа пары 6,5-дюймовых вуферов здесь организована привычным для 2,5-полосной акустики образом – зона ответственности одного из них простирается вплоть до границы, за которой в работу включается купольный твитер (2,2 кГц), а второй драйвер работает лишь ниже 800 Гц. Но в DALI Opticon 6 используется гибридный твитер – точнее говоря, два твитера разного типа. Мягкий шелковый купольный твитер работает от 2,2 кГц примерно до 20 кГц (его рабочая зона сверху искусственно не ограничивается). Второй высокочастотный излучатель ленточного типа включается в работу с 14 кГц и обеспечивает воспроизведение сигнала вплоть до 32 кГц. Такую схему производитель и назвал +0,5 полосы. Такая довольно сложная конфигурация преследует единственную цель – лучшее согласование работы излучателей в акустической системе, в особенности на стыках полос. Обычные проблемы на этих участках спектра в DALI Opticon 6 отчасти компенсируются за счет перекрытия зон ответственности динамиков. Кроме того, применение гибридного ВЧ-модуля позволяет расширить результирующую диаграмму направленности в высокочастотной области (самой чувствительной к направлению излучения) за счет того, что дисперсии излучения ленточного и купольного твитеров существенно отличаются.

Пара драйверов, отвечающих за НЧ/СЧ-диапазон, тоже собственной разработки DALI. Диффузоры фирменного коричнево-медного цвета изготовлены из целлюлозы с вкраплениями древесных волокон и удачно сочетают высокую жесткость и небольшую массу. Подвесы диффузоров выполнены из мягкой резины.

Дизайнерская “фишка” DALI Opticon 6 – в контрасте передней панели с остальным корпусом АС. Фасад покрыт черным рояльным лаком, в то время как остальные поверхности матовые – оклеиваются виниловой пленкой под шпон черного клена или светлого ореха. Предлагается и полностью белоснежный вариант, но контраст полированной лицевой панели и матовых боковин сохраняется. Как остальные участники теста, DALI Opticon 6 оснащены двумя парами позолоченных винтовых акустических терминалов. Отрадно заметить, что колонки не только изготовлены в Дании, но и отмечены личной подписью мастера. Штрих, который в наше время дорогого стоит.

Подключаем

В очередной раз тестирование проводилось в гостеприимном салоне AV Comfort Юг на Пражской. Тестовая система претерпела изменения – если источник остался тот же – сетевой аудиопроигрыватель Musical Fidelity M1 CLiC, то интегральный усилитель сегодня гибридный Magnat MA 1000, сочетающий теплоту ламп в предварительных каскадах усиления с мощью выходных каскадов на дискретных комплементарных парах транзисторов производства компании Toshiba.

Акустические системы устанавливались достаточно далеко от стен таким образом, чтобы образовать со слушателями равносторонний треугольник. Колонки Wharfedale Reva-3 и Tannoy Revolution XT 6F мы немного развернули в сторону слушателей, а DALI Opticon 6 ставились параллельно друг другу в соответствии с рекомендациями производителя, вызванными особенностями диаграммы направленности гибридного высокочастотного модуля. Несмотря на то, что все участники теста оснащены двумя парами акустических терминалов и допускают двухкабельное подключение, в процессе теста эта возможность не использовалась. И помним о необходимости предварительного прогрева акустики – для выхода динамиков на базовые звуковые характеристики требуется в среднем около 100 часов работы.

Слушаем

Фирменный почерк акустики Wharfedale узнаешь сразу после начала прослушивания Wharfedale Reva-3. Характерная тембральная верность и точность передачи высокочастотного спектра позволяют колонкам очень натурально воспроизводить акустические инструменты, в особенности удачно воспринимается трактовка акустических струнных. Легкая отстраненность подачи ВЧ, отмеченная при прослушивании полочных Wharfedale Reva-2, здесь сохранена. Достаточно уверенно колонки передают масштабные музыкальные полотна – ни с динамикой, ни с формированием крупных форм у Wharfedale Reva-3 проблем нет. С глубиной баса по понятным причинам здесь лучше, чем у младшей модели, однако, басовитыми эту модель все же не назовешь. В очередной раз отметим прекрасную согласованность работы излучателей – обнаружить на слух границы раздела зон ответственности динамиков решительно невозможно.

Характер подачи шотландской акустики тоже моментально узнаваем. Всеми фамильными чертами Tannoy Revolution XT 6F наделены в полной мере. Комфортность и мягкость подачи, очень интеллигентная, и при этом эмоциональная трактовка джаза, блюза и камерных коллективов сочетается здесь со способностью построить масштабную сцену с очень точным позиционированием виртуальных источников звука. Бас динамичен и быстр, причем колонки не пасуют даже в самом низу рабочего диапазона – ни гула, ни бубнения выявлено не было. Нейтральный тональный баланс самым благотворным образом сказывается на воспроизведении акустических инструментов, но в ритмичных рок-композициях кому-то может не хватить “мяса”.

В звучании DALI Opticon 6 сразу заметен вклад ленточного излучателя. Наполненное мельчайшими деталями, воздушное и искристое звуковое полотно могут формировать лишь “электростаты” и “лента”. Несмотря на наличие фактически двух твитеров, никакого акцента в высокочастотном спектре не наблюдается. ВЧ подаются очень деликатно и, что называется, “в меру”. Колонки формируют трехмерную масштабную сцену с широкой зоной стереоэффекта – даже несколько слушателей смогут разместиться достаточно свободно, получив перед собой правильную музыкальную сцену. Стоит отметить очень четкую локализацию инструментов и вокалистов в пространстве. Причем, это относится не только к высокочастотному спектру, но и к инструментам, которые звучат гораздо ниже. Вообще, басовая подача DALI Opticon 6 заслуживает самых лестных эпитетов. Бас здесь сочный, густой, но, в то же время, упругий и быстрый. Ритмичные рок-композиции акустика отыгрывает настолько задорно, что усидеть на месте очень сложно. Сложные симфонические произведения в исполнении БСО передаются с должной динамикой и масштабом.

Паспортные данные

Wharfedale Reva-3

Тип – напольные акустические системы | Название – Wharfedale Reva-3 | Частотная характеристика, Гц – 40 – 20 000 (+/- 3дБ) | Число полос – 2,5 (НЧ – диффузор 125 мм из стекловолокна x 2, СЧ – диффузор 115 мм из стекловолокна, ВЧ – текстильный купол 25 мм, частоты раздела кроссовера – 450 Гц, 2,6 кГц) | Акустическое оформление – апериодическая нагрузка | Номинальное сопротивление, Ом – 8 | Минимальное сопротивление, Ом – 3,7 | Чувствительность, дБ – 88 | Рекомендуемая мощность усилителя, Вт – 25 - 120 | Максимальное звуковое давление, дБ – 100 | Габариты одной колонки, см – 91,0 x 22,6 x 32,4 | Масса одной колонки, кг – 18,8

Плюсы

  • тембральная точность
  • прекрасная “сшивка” излучателей
  • стильный дизайн и роскошная отделка

Минусы

  • некоторая сухость в подаче басового регистра

Оценки

Дизайн: 95
Качество изготовления: 95
Звучание: 90
Эргономика: 95
Итого: 90

Tannoy Revolution XT 6F

Тип – напольные акустические системы | Название – Tannoy Revolution XT 6F | Частотная характеристика, Гц – 38 – 32 000 (-6 дБ) | Число полос – 2,5 (НЧ – 150 мм, диффузор из мультифибры на резиновом подвесе, звуковая катушка диаметром 44 мм, СЧ/ВЧ – Dual Concentric: 150 мм, диффузор из мультифибры, звуковая катушка диаметром 44 мм, 25 мм, купол PEI, звуковод Torus Ogive WaveGuide), частоты раздела кроссовера 250 Гц, 1,8 кГц | Акустическое оформление – фазоинвертор | Номинальное сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 90 | Рекомендуемая мощность усилителя, Вт – 25 - 150 | Габариты одной колонки, см – 100,5 x 26,9 x 31,7 | Масса одной колонки, кг – 16,3

Плюсы

  • комфортное и мягкое звучание
  • масштабная трехмерная сцена

Минусы

  • для брутальных жанров может не хватить “мяса”

Оценки

Дизайн: 95
Качество изготовления: 95
Звучание: 90
Эргономика: 95
Итого: 90

DALI Opticon 6

Тип – напольные акустические системы | Название – DALI Opticon 6 | Частотная характеристика, Гц – 49 – 32 000 (+/- 3 дБ) | Число полос – 2,5 + 0,5 (НЧ – диффузор 165 мм из бумаги, армированной древесными волокнами x 2, ВЧ – гибридный твитер : ленточный излучатель 17 x 45 мм, мягкий тканевый купол 28 мм, частоты раздела кроссовера – 800 Гц, 2,2 кГц, 14 кГц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Номинальное сопротивление, Ом – 4 | Чувствительность, дБ – 89 | Рекомендуемая мощность усилителя, Вт – 25 - 200 | Максимальное звуковое давление, дБ – 110 | Габариты одной колонки, см – 100,0 x 19,5 x 33,0 | Масса одной колонки, кг – 18,9

Плюсы

  • жанровая универсальность
  • воздушное, наполненное мельчайшими деталями звучание
  • масштабная сцена с точным позиционированием источников звука
  • выразительный и сочный басовый регистр

Минусы

  • Не обнаружено

Оценки

Дизайн: 90
Качество изготовления: 95
Звучание: 95
Эргономика: 95
Итого: 95

Выводы

Вплотную подобравшись к планке в 100 тысяч рублей уже можно выбирать напольную акустику, оставаясь в классе “верхний Hi-Fi”, что вполне убедительно проиллюстрировало сегодняшнее тестирование. В напольной акустике этого ценового диапазона уже встречаются фирменные технологические решения типа ленточных твитеров или коаксиальных излучателей, да и в отделке корпусов можно позволить себе некоторую роскошь. Кроме того, поднимаясь по стоимостной лестнице, сокращается разрыв между оценками участников сравнительного тестирования. Так, все акустические системы, участвующие в сегодняшнем соревновании, способны подарить истинное наслаждение от прослушивания музыки без всяких скидок. Выбирая пару себе домой стоит послушать все три модели – ведь вкусовых предпочтений никто не отменял. Нам же в большей степени понравилось звучание DALI Opticon 6 – за жанровую универсальность, масштабную сцену и роскошный бас.

Анатолий Максименко


Подготовлено по материалам портала "Hi-Fi.ru", июнь 2018 г. www.hi-fi.ru

Этот обзор прочитали 16 553 раза

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий