«Не делай мне громко»: почему кафе и рестораны стали такими шумными, и что с этим делать

Согласно расследованию Daily Mail, уровень фонового шума в некоторых заведениях общественного питания достигает 110 децибел. Этот показатель почти на треть превышает предел, поверх которого начинается риск частичной потери слуха. В статье разбираемся, как с этим бороться.


Фото Flickr / PL

Почему это важно

По данным опросов ресторанного рейтинга Zagat и журнала Consumer Reports, больше всего посетители кафе и ресторанов жалуются на чрезмерный шум. Этот показатель опередил уровень обслуживания и даже проблемы с едой. Один из основных источников шума в ресторанах и кафе — это фоновая музыка. Она помогает создать живую атмосферу, но иногда звучит чересчур громко.

Ресторанный критик The Washington Post, Том Сиетзма (Tom Sietsema) отмечает, что обращает на эту проблему пристальное внимание: «Я уже десять лет об этом говорю. Это — источник постоянного раздражения». В свои обзоры Сиетзма включает показатель уровня шума с указанием количества децибел наряду с оценкой качества блюд.

Кроме того, что шум мешает слышать собеседника, он влияет на наше вкусовое восприятие. Физиологи из Манчестерского университета провели эксперимент, предложив группе людей съесть острые и сладкие продукты под фоновую музыку разной громкости. Учёные заметили, что с нарастанием уровня шума, у участников снижались ощущения сладкого и солёного. Таким образом, громкая музыка может неблагоприятно отразиться на восприятии блюд человеком.

Отсутствие внимания к акустическому дизайну не только затрудняет общение посетителей, но и может создать небезопасную для здоровья сотрудников среду. По данным Национального института глухоты и других коммуникативных нарушений (NIDCD), звук обычного разговора людей равен 60 децибелам.

Согласно Управлению по охране труда в США, допустимый уровень шума на рабочем месте не должен превышать 85 децибел. В России нормой считается 80 децибел. Далеко не все заведения соблюдают установленные правила.

Что еще влияет на уровень шума

Многие современные рестораны и кафе размещаются в бывших промышленных пространствах с высокими потолками, кирпичными или бетонными стенами. Кроме того, кухню зачастую выносят в зал, где сидят посетители, и не «прячут» в отдельном помещении. Подобная открытая планировка и отсутствие звукопоглощающих материалов повышают уровень шума.

В некоторых ресторанах решают эту проблему с помощью необычных высокотехнологичных решений. Например, Джон Паласка (John Paluska), хозяин мексиканского ресторана в Беркли установил активную акустическую систему шумоподавления.

Двадцать восемь микрофонов, расположенных над головами гостей, постоянно замеряют окружающий шум в ресторане. Результат обработки цифровым процессором объединяется с музыкой, чтобы отфильтровать все раздражающие громкие шумы (например, от соприкосновения вилок с тарелками). Итоговый звуковой фон воспроизводят 95 динамиков и сабвуферы, установленные на стенах. Таким образом, живая атмосфера заведения не мешает гостям слышать друг друга, независимо от количества посетителей и планировки заведения.

Эффект Ломбарда

Слишком громкая фоновая музыка и плохая акустика в помещении могут привести к возникновению эффекта Ломбарда.

«Это явление, при котором участники повышают голос в шумном окружении, таком как громкие вечеринки или рестораны», — объясняет Присцилла Лау (Priscilla Lau) из Калифорнийского университета в Беркли. Другими словами, шум заставляет посетителей говорить громче, чтобы услышать друг друга. Вскоре общий гул нарастает и повышать голос начинают все посетители.

При этом формат заведения не играет никакой роли. Учёные из Государственного университета в городе Макао провели исследование в обеденных зонах китайских и западных ресторанов, а также в фастфуд сетях Гонконга в часы пик. Оказалось, что в каждом из них уровень шума был примерно одинаков и зависел только от плотности занятых мест.


Фото PxHere / PD

Что делать ресторанам и посетителям

Конечно, чрезмерный шум может раздражать посетителей, но это не значит, что тишина нравится всем. По словам Тима Загата (Tim Zagat), основателя путеводителя по ресторанам Zagat, если в ресторане станет тихо, многие люди решат, что он близок к закрытию.

Это — одна из причин того, что проблема «шумности» становится все более повсеместной. Вот главное, на что стоит обратить внимание владельцам заведений и любителей поработать в кафе:

Для ресторанов:

  • На этапе проектирования обратиться к акустическим инженерам, чтобы сделать правильную шумоизоляцию помещения (использовать специальные звукопоглощающие материалы, которые помогут уменьшить фоновый шум и не повлияют на дизайн пространства).
  • При выборе акустики отдавать предпочтение профессиональному оборудованию.

Для посетителей:

  • Воспользоваться информацией поисковиков о популярном времени посещения заведения, чтобы спланировать свой визит. На графике будет видно, сколько людей обычно приходят туда в определённые дни и часы. От этого будет зависеть и уровень шума.
  • Выбирать «тихий» столик, вдали от барной стойки и открытой кухни.
  • Скачать приложение для измерения уровня громкости звука в помещении. Например, SoundPrint, IHearU или что-то аналогичное. Такие приложения позволяют записать шум в ресторане, измерить его и поделиться этой информацией с другими людьми.

Больше интересного о звуке, музыке, акустике и аудиогаджетах — в нашем Telegram-канале.

Эту статью прочитали 18 885 раз
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий