Почему разные люди воспринимают одни и те же звуки по-разному

Звуки, которые окружают нас, влияют на наш организм и разум. В этой статье мы разберемся, как это происходит, и почему мы слышим мир по-разному.




Фото: Ian Sane | Flickr | CC BY

Как звуки влияют на людей

Звуки или наборы звуков, которые вызывают различные реакции организма, мы называем «аудиотриггерами». Самый показательный пример — скрежетание вилкой по тарелке. Многие люди непроизвольно морщатся, услышав этот звук. Противоположный эффект несет в себе утреннее пение птиц. Зачастую оно вызывает умиротворение.

Четко разделить триггеры на раздражающие и расслабляющие нельзя — одного человека громкий звук газонокосилки может приводить в ярость, а другой не обратит на него внимание. Для кого-то тихий храп другого человека в квартире может служить почти незаметным фоном, а для другого — поводом для раздражения и бессонницы.

Тот же принцип работает и с музыкой. «Внутри» композиций встречаются свои аудиотриггеры, которые также действуют на слушателей по-разному. Например, в кульминационный момент симфонического концерта некоторые люди могут почувствовать подъем и даже мурашки по коже. В то же время другие не испытают чего-то подобного.

Помимо ярко выраженных аудиториггеров и музыки в повседневной жизни нас сопровождают постоянные сочетания звуков — разговоры коллег и стук по клавишам ноутбуков в офисе, сигналы автомобилей под окном и так далее. Мы перестаем обращать на них внимание благодаря тому, что человеческий слух работает избирательно.

Тем не менее фоновый шум влияет на людей, даже если они его не замечают. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) прослеживает связь между сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушениями сна и другими состояниями и окружающим шумом. Речь идет, например, о подверженности заболеваниям людей, которые проживают вблизи аэропортов, железных дорог или оживленных магистралей. Каждый день их сопровождают звуки, которые они, возможно, не замечают, но которые негативно сказываются на их здоровье.


Фото: Matthew G | Flickr | CC BY

Состояние звукового фона влияет и на продуктивность, концентрацию, когнитивные способности. Экологический психолог Арлин Бронзафт (Arline Bronzaft) в 1970-х провел исследование в одной из нью-йоркских школ. Он наблюдал за оценками учащихся из двух классов по разные стороны здания — в одном дети учились в тишине, а до другого постоянно доносился шум от проходящих мимо поездов. К шестому классу учащиеся из кабинета вблизи железной дороги почти на год отставали в программе по сравнению с детьми из «тихого» класса. Все дело в том, что учителю из «шумного» класса часто приходилось останавливаться, чтобы не перекрикивать поезд, а на тестах дети не могли сконцентрировтаться — отсюда и серьезный разрыв в освоении программы.

Похожая ситуация складывается и в современных опенспейсах. Согласно исследованию 2014 года, работники могут терять до 86 минут в день из-за отвлекающих шумов. Но это не значит, что тишина — универсальное решение для повышения продуктивности. В другом исследовании одна из групп участников на фоне негромкого шума лучше справилась с решением творческих задач, чем испытуемые в полной тишине.

Почему мы слышим мир по-разному

Есть несколько факторов, которые объясняют различия в нашем восприятии.

1. Личный опыт

Реакция организма на неприятные звуки, такие как громкий крик птиц или скрежетание мела по доске, — это защитный механизм. Для наших предков эта реакция служила сигналом спрятаться или бежать, так как издавать эти звуки мог опасный хищник.

Сегодня люди живут в условиях новых угроз, поэтому «древние» аудиотриггеры дополняют новые сигналы. Школьный звонок у кого-то может ассоциироваться с приятным чувством от предвкушения перемены. Для других же он имеет иное значение. Например, в Шотландии несколько лет назад предложили отменить звонки в школах, чтобы не тревожить детей. В том числе речь шла об учащихся-мигрантах, которые до этого проживали в зонах военных действий. Им школьный звонок мог напомнить сигнал тревоги о надвигающейся опасности.

Ассоциации со звуками — одна из причин, по которой аудиотриггеры влияют на людей по-разному. Воспоминания о неприятных событиях откладываются в памяти человека, а сочетания звуков, которые связаны с этими событиями, могут их пробудить.

2. Физиология и заболевания

Есть целый ряд заболеваний, который влияет на восприятие звуков человеческим организмом. Одно из них — гиперакузия — связано с расстройством слухового аппарата. При этом заболевании любой звук воспринимается громче и неприятнее, чем есть на самом деле. Триггером, вызывающем раздражение, может послужить буквально что угодно.

Другое заболевание — мисофония — считают неврологическим расстройством. Люди, страдающие от мисофонии, не переносят конкретные звуки. Они вызывают у них крайнюю степень раздражительности и даже гнев. При этом заболевании люди с трудом выносят, например, звуки чавканья или шуршания продуктовой упаковкой.

Ощущение тревоги от определенных аудиотриггеров чувствуют пациенты с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР). Это психическое расстройство, которое характеризуется навязчивыми мыслями. Из-за похожих симптомов больным мисофонией иногда ставят диагноз ОКР.

3. Контекст

В недавнем исследовании двух музыковедов испытуемых разделили на две группы — одну предупредили, что они услышат неприятный звук, а другой сообщили, что им поставят музыкальную композицию. Обе группы услышали звук скрежетания ногтем по доске.

Организм испытуемых из обеих групп «включил» защитную реакцию — электрическую активность кожи, — как это бывает при испуге. Однако первая группа, знавшая о природе звука, восприняла услышанное хуже, чем вторая, которая посчитала его частью песни.


Фото: Andre Te | Flickr | CC BY

Есть еще один показательный пример роли контекста в восприятии звуков. Находясь на концерте любимой группы, люди, как правило, не испытывают дискомфорта от громких звуков — им наоборот приятно слышать знакомые песни. В другой ситуации — например, в разгар рабочего дня — звук той же мощности вполне вероятно вызовет раздражение.

В разных условиях и с разными ожиданиями люди могут реагировать на один и тот же звук по-разному. Главные факторы, которые влияют на то, какие эмоции испытает человек от того или иного аудиофона, — это его предыдущие переживания, связанные со звуками, наличие заболеваний и степень его подготовленности к тому, что он услышит.

Что еще у нас есть интересного по теме:

Эту статью прочитали 12 100 раз
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий