Что было на первом iPod: двадцать альбомов, которые выбрал Стив Джобс в 2001 году

Сохранить и прочитать потом —       

Восемнадцать лет назад iPod ворвался на рынок аудиогаджетов и навсегда поменял вектор развития музыкальной индустрии. Про само устройство и его влияние написано много, но одна деталь заслуживает особого внимания. А именно — альбомы, попавшие в руки приглашенных журналистов вместе с первыми айподами.

iPod: минутка истории

Одним из самых «модных слов» конца 90-х стал термин «мультимедиа». В это время цифровая музыка постепенно начала набирать популярность у аудитории. Рынок музыкальных проигрывателей был на подъеме — в 1999 году AOL приобрели производителя Winamp за 80 миллионов долларов. На прилавках начали появляться первые сравнительно доступные mp3-плееры.

Именно в такой обстановке Apple купили права на Soundjam MP — популярный тогда софт для проигрывания музыки — и начали работу над собственным «железным» плеером. Весной 2001 года Soundjam превратился в iTunes, а уже осенью компания представила iPod.

iPod не был первым mp3-плеером, но, в отличие от конкурентов, смог не только заинтересовать потребителя, но и долгое время оставаться «на виду». В своей презентации Джобс сравнивал продукт с лидирующим на тот момент Creative Nomad Jukebox — большим, неудобным плеером, работавшимна пальчиковых батарейках. Дизайн Apple, интеграция с iTunes и компактный размер сделали iPod массовым аудиоплеером.

Влияние на цифровые медиа и будущее подкастов

Сейчас плеер утратил былую новизну и привлекательность. Но влияние, которое он оказал на музыкальную индустрию, ощущается по сей день. Для миллионов людей iPod сделал цифровую музыку интуитивно понятным форматом. Его коммерческий успех подтолкнул Apple к запуску iTunes Store — магазина, популяризировавшего цифровое распространение музыки.

Более того, портативные mp3-плееры, наиболее известным из которых был iPod, стали двигателем подкаст-революции. Подкасты — это, по сути, «цифровое радио по требованию», которое дает аудитории свободу создавать свою программу передач. Ведущие замолкают и снова «выходят в эфир» тогда, когда это хочется слушателю, там, где ему это удобно.

Такое возможно только при наличии портативного плеера, на который можно в любой момент загрузить новые выпуски подкаста. Неудивительно, что само название «подкаст», придуманное британским журналистом Беном Хэммерсли (Ben Hammersley) в 2004 году, отсылает к слову «айпод» (от англ. iPod + broadcast, «радиовещание с айпода»).

Первые 20 альбомов: какими они были

А теперь взглянем на те двадцать альбомов, которые поставлялись вместе с первыми айподами.

Классика: 3 альбома

Открывает список сборник Йо-Йо Ма — суперзвезды современной классики и любимого музыканта Джобса. Он включает в себя фрагменты симфонических произведений и народные песни.

Также в этой категории находится «Гольдберг-Вариации» в исполнении Глена Гульда и симфонии Моцарта, исполненные Берлинским Филармоническим оркестром под управлением Карла Бома. К выходу айпода обе пластинки стали классикой жанра.

Рок «старой школы»: 5 альбомов

2 альбома The Beatles («A Hard Day’s Night» и «Abbey Road»), 2 альбома Simon & Garfunkel («Bookends» и «Bridge Over Troubled Water»), и бутлег Боба Дилана 1966 года.

Про любовь Джобса к «Битлз» известно всем. Он выбрал два альбома — один из раннего творчества группы, один из позднего — которые сравнительно легки для восприятия.

Более экспериментальные или агрессивные работы («Белый альбом», «Revolver», «Sgt. Pepper’s») остались за бортом.

Два альбома легендарного дуэта Simon & Garfunkel тоже не вызывают удивления — они получили широкое признание критиков, и многие песни из этих работ слушатели знают наизусть.

Бутлег Боба Дилана, записанный на концерте 1966 года в Манчестере, — самая странная работа в этой категории. Официально альбом был выпущен лишь через 32 года после концерта — в 1998 году. За это время Дилан попробовал себя во многих амплуа и находился в, казалось бы, состоянии кризиса идентичности. Но в 1997 году, впервые за 10 с лишним лет, он выпустил первую «платиновую» пластинку.

На возникшей волне ностальгии был выпущен этот бутлег, который публика приняла с распростертыми объятьями. В США пластинка получила статус «золотой». Учитывая неканоничность альбома, его выбор был очевидным показателем личных предпочтений Джобса.

Джаз и блюз: 4 альбома

Вокальный джаз представляет Элла Фицджеральд, исполнившая песни Коула Портера на вершине своей карьеры. Многие песни из этого альбома достигли популярности еще в первой половине двадцатого века.

Инструментальный джаз представляют одни из самых популярных альбомов в жанре — Дейв Брубек с инновационным «Time Out», и «Kind of Blue» Майлза Дэйвиса — альбом, определивший переход из бибопа в пост-боп. Оба альбома являются важными культурными доминантами своего времени.

Завершает секцию король блюза Би Би Кинг, со знаковым тюремным концертом. По мнению многих, это — одна из лучших работ исполнителя, которая важна как с музыкальной, так и с социальной точки зрения.

Пресный поп-рок: 3 альбома

Канадские исполнительницы поп-рока Аланис Морисетт (Alanis Morissette, альбом Jagged Little Pill) и Сара Маклахлан (Sarah McLachlan, альбом Surfacing) — как Пепси и Кола. Обе в своих альбомах сделали ставку на любовные баллады. У обеих был качественный, временами электронный продкашн. Обе пользовались популярностью среди женщин благодаря песням про внутреннюю силу, которая только возрастает от столкновения с несправедливостью и неудачами в любви.

Завершает эту троицу группа Dave Matthews Band — худшая в мире по мнению газеты LA Weekly и просто плохая по мнению многих других. Их музыку считают шаблонной и предсказуемой. Их фанаты — предмет особенной ненависти онлайн-сообществ. Но каждый их концерт собирает тысячи людей.

Электроника: 1 альбом

Единственный электронный альбом в подборке — уже ставший классикой «Play» Моби. Можно назвать его слишком коммерческим, «музыкой для рекламных роликов», но факт остается фактом: практически каждый знает хотя бы одну песню оттуда.

Кантри: 2 альбома

«Breathe» кантри-исполнительницы Фэйт Хилл (Faith Hill) принес певице Грэмми в категории «лучший кантри-альбом». Саундтрек к фильму братьев Коэнов «О где же ты, брат?» получил награду «альбом года» от Ассоциации Кантри-музыки и впоследствии также был награжден Грэмми. Логично предположить, что в выборе кантри Джобс в первую очередь полагался на мнение экспертов жанра.

Гранж и регги: 2 альбома

Чтобы разбавить подборку чем-то молодежным, были добавлены два альбома — сборник Боба Марли и «Nevermind» Nirvana.

Многие подростки, попав в университетскую среду, проходят период увлечения «альтернативной» культурой. Вместе с этим нередко появляется поверхностный интерес к растафарианству и музыке Боба Марли. Это настолько известный стереотип, что его даже высмеяла команда SNL. В ту же категорию попадает «Nevermind» — альбом номинально молодежный, но со временем утративший свою «shock value».

В чем же суть подборки

Как видите, подборка необычная. В ней нет тех альбомов, которые профессионалы используют для рецензии аудиоустройств. Полностью отсутствует эмбиент и музыка с упором на электронные саундскейпы — нет даже Pink Floyd. Отсутствуют пластинки со «стерильным» звуком из 80-х.

Нет работ, известных своим динамическим диапазоном и тембральными вариациями — например, Spirit Of Eden группы Talk Talk. Популярный электропоп (на дворе была эпоха Бритни Спирс!) и хип-хоп (Eminem только выпустил The Marshall Mathers LP) тоже остались за бортом.

Альбомы, которые попали на айпод, оказались там не для того, чтобы помочь журналистам с рецензией. В чем же состояла их роль? Подборка напоминает записанную родственником кассету. Местами пресные и несовершенные, эти записи рисуют подчеркнуто простой, невычурный образ Джобса, обычного мужчины, который любит водолазки и «битлов». В подборке нет ничего особенного — но этого и не нужно.

Первый айпод стоил порядка 400 долларов. Для нового, непроверенного продукта от компании, проходящей трансформацию после смены руководства — это немало. Подростки, которые слушают последние хиты, не были целевой аудиторией Apple. Требовательные любители музыки, которые высмеяли бы заявление Джобса о «mp3-файлах CD-качества», тоже.

Компания стремилась привлечь внимание среднего класса, людей неискушенных, но обеспеченных — и эта подборка должна была резонировать с их вкусами и интересами. Учитывая выдающийся успех айпода, расчет оправдался.
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделитесь статьёй:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий