Механическое пианино: самоиграйка из прошлого или рабочая станция композитора?

Сохранить и прочитать потом —       

Название этой статьи может показаться странным – зато само по себе «самоиграющее» фортепиано не выглядит необычной или нелепой идеей. Представьте, что вы выбираете любимое произведение, садитесь за инструмент – и он сам играет его для вас. Даже опытным и уверенным в себе пианистам такая возможность может показаться любопытной.

От пианолы до дисклавира

Музыкальные инструменты, играющие сами по себе, появились больше ста лет назад. Среди них были музыкальные шкатулки, автоматические механические церковные колокола и даже ярмарочные органы. Эти инструменты были исключительно распространены в начале двадцатого века, несмотря на изобретение фонографа, или граммофона. Пианола, или механическое пианино, упоминалась еще в середине 19 столетия и стала крайне популярным типом механических музыкальных устройств.

Еще в 1849 году производители Брэндиш и Хант предложили использовать рулон бумаги для воспроизведения музыки на пианино. Рулон считывался при помощи «подпружиненных пальцев», которые приводили в движение клавиши фортепиано. На выставке 1876 года в Филадельфии были представлены три разных типа устройств, которые в конечном итоге были применены в конструкции механических пианино. Основными из них были пневматический двигатель и клапанный механизм, благодаря которым и стало возможным воспроизведение музыки, закодированной на бумаге.

Первая готовая пианола была изготовлена Эдвином Вотеем в 1895 году, через три года после поступления в компанию Aeolian, которая начала продавать инструмент в разных регионах США. Практичные бизнесмены компании устроили дело так, что ни один другой производитель не имел права на использование бренда Pianola, что укрепило лидерское положение компании на рынке. Однако основой коммерческого успеха стал не только бренд, но и качество продукции. Надежное и безотказное механическое пианино пользовалось значительной популярностью. Одним из самых сильных конкурентов была германская компания Tonkunst (название которой можно перевести как «искусство звука»).

Однако для англоязычного потребителя оно вызывало нежелательные ассоциации с «кабацкими» (honky-tonk) пианино – низкокачественными и нередко расстроенными. Производством механических пианино занимались и более авторитетные компании. В 1914 году Steinway & Sons выпустили собственную версию пианолы с полноразмерной клавиатурой с 88 клавишами, корпусом из красного дерева и впечатляющей ценой – 1250 долларов.

Механизм пианолы работал на основе «всасывающей силы», создаваемой давлением ног пианиста на две больших педали в нижней части инструмента. Тщательно контролируя силу нажатия, опытный исполнитель на пианоле мог выделить отдельную ноту или аккорд, создавая собственную интерпретацию музыки. Сама же музыка воспроизводилась при помощи специальных бумажных рулонов.

Эти рулоны были испещрены тысячами небольших отверстий, выполненных техниками на основе нотной записи произведения. Запись на рулоне не включала указаний на динамические оттенки и небольшие изменения темпа; все эти частности оставались на долю исполнителя. «Воспроизводящее фортепиано», созданное в 1904 году компанией Michael Welte & Sons, было способно более полно воссоздавать «человеческий фактор», включая рубато, динамику и педализацию.

По мере роста популярности механических пианино и пианол доступный репертуар быстро расширялся, следуя за спросом публики. Вначале это были классические произведения, от ноктюрнов Шопена до симфоний Бетховена, и джазовые композиции. Затем и современные композиторы начали интересоваться возможностями «автоматических» пианино. Такие известные авторы, как Мийо, Хиндемит и даже Стравинский, создали произведения, предназначенные специально для механических пианол.

Возможно, самым ярким представителем этого направления стал американский композитор Конлон Нанкэрроу. После переезда в Мехико в 1940 году он почти полностью переключился на создание произведений для пианол. Его творческая жизнь протекала в сознательной изоляции от других. Нанкэрроу был большим поклонником джаза и музыки Стравинского, у которого особенно ценил применение сложных ритмических рисунков.

Произведения для механического пианино отличались усложненными ритмическими структурами, с которыми было бы непросто справиться самым талантливым «живым» пианистам. Это обстоятельство отчасти определило выбор инструмента для Нанкэрроу. Кроме того, скорость многих его композиций также была за пределами человеческих возможностей. По ссылке можно ознакомиться с его опусом № 36.

И сегодня идея механического пианино не забыта. Такие компании, как Edelweiss Pianos, изобретают современные версии пианол. Компания Edelweiss начала свою деятельность с изготовления на заказ фортепиано исключительно высокого качества, однако вскоре обнаружила, что многие ее клиенты вообще не играют на инструментах, используя их как эффектный предмет мебели. Это открытие привело к разработке собственных механических пианино, основанных на знаниях создателя компании в области физики и производства музыкальных инструментов.

Способ воспроизведения звука позволяет воссоздать около тысячи различных нюансов исполнения. Работающее на соленоидах фортепиано восхищает качеством воспроизведения.

Еще одним ведущим производителем механических пианино стала Yamaha. Компания славится своими инструментами профессионального качества, от фортепиано до саксофонов и гитар. В ее каталоге есть и такая категория, как «дисклавир». Это линейка механических фортепиано, в которую входит несколько типов моделей. Все они основываются на акустических роялях и пианино Yamaha с добавлением технологии автоматического воспроизведения. Дисклавир – это не только акустическое фортепиано мирового уровня, но и возможность записи и воспроизведения собственного исполнения. Для этих устройств существует огромная библиотека записей с точной передачей всех деталей исполнения, каких можно ожидать от профессионального пианиста.

Как сказано в рекламном ролике Yamaha, дисклавир способен даже транслировать музыку с интернет-сайтов, обеспечивая практически безграничные возможности, о которых пианолы Aeolian девятнадцатого века не могли и мечтать. Любопытно, каким будет следующий шаг в эволюции механического пианино.


Подготовлено по материалам сайта Cmuse.org, апрель 2019 г.

Об авторе:
Доктор Джастин Уилдридж – композитор и мультиинструменталист, работающий в собственной студии на юго-востоке Англии. Он имеет степень доктора по композиции Ноттингемского университета и более двадцати лет сочиняет музыку в современных стилях.

Эту статью прочитали 3 430 раз
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделитесь статьёй:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий