Почему вернулся винил, и как с этим связаны стриминговые сервисы

Сохранить и прочитать потом —       

Пластинки покупают все чаще. Аналитики из Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA) отмечают, что к концу года доходы от продажи винила превысят показатели CD — такого не случалось более 30 лет. Рассказываем о причинах такого бума.

Виниловый «ренессанс»

Винил оставался популярным музыкальным форматом вплоть до середины 80-х. Позже его стали вытеснять CD и другие цифровые форматы. В начале нулевых казалось, что пластинки уже ушли в прошлое, однако в 2010-х спрос на них вновь стал набирать обороты — только в 2016 году продажи винила выросли на 53% [и мы даже представили свою витрину — у нас в Аудиомании].

В этом году пластинки двигаются дальше и могут взять новую высоту. Специалисты из Американской ассоциации звукозаписывающих компаний отмечают, что доходы от продажи виниловых пластинок постепенно обгоняют доходы от продажи дисков. За первую половину 2019-го жители США потратили на покупку пластинок $224 млн, а на CD — $247 млн. Эксперты говорят, что винил сократит «разрыв» до конца года. Разберемся, что способствует росту интереса к нему.

Причины

Как ни странно, одним из главных факторов возрождения винила, считается рост популярности стриминговых платформ. Но чем больше люди «уходят в цифру» и пользуются преимуществами стриминга в процессе прослушивания музыки на работе или в транспорте, тем более интересными становятся «оффлайновые» и форматы, которые являются полной противоположностью. Они подходят для менее динамичных ситуаций — прослушивания музыки дома или в узком кругу единомышленников в клубе. Одним из тех, кто отдает предпочтение пластинкам является участник группы The White Stripes Джек Уайт. Он говорит, что стриминг хорошо играет роль инструмента для поиска новых песен и исполнителей, однако слушать музыку он предпочитает на виниле.

Еще одной причиной, по которой люди покупают пластинки, является желание поддержать любимую группу или исполнителя. Многие из них как раз выпускают свои альбомы на виниле. Буквально в конце августа Оззи Осборн анонсировал бокс-сет сразу с 24 пластинками.

Немаловажную роль в популярности винила играет эстетическая составляющая и тяга к коллекционированию. Можно сказать, что отчасти это желание формирует картинка, которую рисуют в головах зрителей режиссеры некоторых фильмов и сериалов. Виниловые проигрыватели периодически появляются в фильмах Вуди Аллена, свои библиотеки пластинок есть у таких героев, как Тони Старк из «Железного человека» и капитан Кирк из «Стартрека» (кстати, подробно о роли пластинок в фильмах мы рассказывали в одном из предыдущих материалов).

Отдельные коллекционеры-эстеты не просто формируют библиотеку любимой музыки на виниле, а собирают уникальные релизы. Например, в 2012 году Джек Уайт совместно с лейблом Third Man Records выпустил ограниченным тиражом виниловый сингл «Sixteen Saltines». Его записали на пластинку, изнутри заполненную голубой жидкостью. Учитывая, что до Джека Уайта никто ничего подобного не делал, эти записи высоко ценятся среди коллекционеров.

Стриминговые сервисы все равно впереди

В сети можно встретить мнение, что в перспективе винил сумеет обогнать не только CD, но и стриминговые сервисы. Доходы с продажи платных подписок таких площадок, как Spotify, растут примерно на 20% ежегодно, в то время как для винила эта цифра превышает 50%. Однако большая часть аналитиков считает такую точку зрения излишне оптимистичной.

По данным RIAA, в первой половине 2019 года на продажи виниловых пластинок пришлось всего 4% от общего дохода музыкальной индустрии в стране. У стриминговых сервисов доля составила 62%. При этом количество продаваемых пластинок также остается на низком уровне — крупные тиражи даже у таких известных исполнителей, как Radiohead и Daft Punk, не превысили 30 тыс. экземпляров. Но ситуация все же может измениться, хотя и незначительно.

Возвращаясь к винилу

Эксперты говорят, что в ближайшем будущем продажи винила будут только увеличиваться. Эту точку зрения подтверждает рост числа фабрик, занимающихся производством пластинок. В 2017 году на территории США было открыто менее 30 заводов, а сегодня их количество выросло до 72. Новые производства запускаются и в России — например, пластинки печатают на заводе «Ультра Продакшн» в Москве.

Также развиваются компании, которые выпускают современные прессы для печати пластинок. Например, в Соединенных Штатах новые станки поставляет Record Products of America. Разрабатывают и новые технологии, призванные увеличить объемы «винилового» производства. Компания Viryl Technologies из Канады спроектировала станок, в котором отсутствует газовый нагреватель. Такой подход позволит уменьшить размеры установки и разместить в цехе больше оборудования. Все это поспособствует дальнейшему развитию виниловой отрасли.

Эту статью прочитали 3 825 раз
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделитесь статьёй:
Обсуждение данного материала
25 сентября 2019, 07:59
Валентин (Гость)
Странно, что о качестве звука ни слова
24 октября 2019, 17:29
Сергей (Гость)
Стандарт RIAA для допустимого ухудшения качества виниловой пластинки таков: сужение диапазона до 20 кГц после одного проигрывания, до 18 кГц после трёх проигрываний, до 16 кГц после восьми, до 14 кГц после пятнадцати и т.д. В общем, десять раз прослушал и можно выкидывать.
23 октября 2019, 20:53
евгений (Гость)
А правильно ли посчитали?
Данные о продажах в денежном выражении мягко говоря-лажа! Винил стоит на 70-200% дороже такого же CD.При продолжительности CD 55-78 минут вам придётся заплатить за двойник и цена будет соответственно больше.Может музыкантам это и с руки.Можно склепать материала на 35-40 минут и готово! Вот вам новый LP альбом.Раньше,в 80и десятые, так и было. Но сейчас другое время! А как быть с оперой,которая длится два с лишним часа? Надо выпустить 3-4 LP диска.Раньше так и было,но и стоило по другому.Сейчас просто хотят нажиться на любителях ретро!
24 октября 2019, 17:14
Сергей (Гость)
Капитализм согласен наживаться на любых запросах. Раз есть люди согласные платить, значит найдутся те кто произведут и продадут.
Согласен с автором, что этот шаг в прошлое обусловлен тоской об эстетической составляющей, особыми тактильными ощущениями. Сам иногда ностальгирую по винилу, достаю старые пластинки... Но всё это не совсем про музыку, слушаю цифру.
24 октября 2019, 15:02
евгений (Гость)
А правильно ли посчитали?
А вот и живой пример цен с американского Амазона: Diana Krall "Best" CD 9.10$ LP 25.84$. Diana Krall "Turn up the Quiet CD 11.91$ LP 23.99$. Любимый многими "Girl in Other Room" CD 7.91$ LP 27.07$. Вот такая картина по ценообразованию.И в денежном и в количественном выражении винил вроде выигрывает,ведь каждый из этих дисков в CD-это один диск,а в LP-это два диска,так-как на один LP этот материал не умещается.А платит за всё потребитель! Ну и где же здесь правильность подсчёта? И ещё о росте продаж в процентах.Если было продано 100LP за 2018 год,а в 2019-120LP,то рост 20%.А не проще взять количество проданных CD и количество проданных LP делённое на1.5 или 2.Вот тогда и посмотреть на эту статистику!
24 октября 2019, 17:22
Сергей (Гость)
Потребитель платит за то что желает. Никто ведь не навязывает и не заставляет выкладывать лишние 15-20 зеленых. Если взглянуть на диапазон цен проигрывателей винила, то можно вааще в ступор войти, 650 000 баксов не предел. За такие деньги можно посёлок из приличных 15 домов построить.
Написать свой комментарий