Акустические системы Old School On Air. Обзор

Трехполосные мониторы всегда вызывали повышенный интерес: они позволяли выжать максимум звукового драйва даже в стесненных условиях небольших комнат. Однако российские разработчики попытались решить в этой акустике еще одну задачу – при прочих равных добиться и объемной масштабной сцены. Давайте посмотрим, получилось ли?



Сохранить и прочитать потом —       

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

Если вы следите за разработками команды Arslab, которая проектирует системы и под маркой Old School, то при первом взгляде на новую модель On Air наверняка покажется, что нечто похожее вы уже видели. Действительно, еще в 2016 году в точно таком же форм-факторе «среднекалиберных» трехполосников компания начала выпуск модели Monitor M2. Сходство с ней, кстати, прослеживается не только в дизайне, но и в массогабаритных показателях, однако точным клоном новинка не является – отличий гораздо больше, чем можно предположить. Фактически это системы из разных классов, что лишний раз подчеркивает и почти трехкратная разница в цене.

Начну с качества изготовления и отделки. На производственной базе Arslab в Риге этому всегда уделяли большое внимание, но On Air сделаны не просто хорошо, а буквально образцово, с исключительным вниманием к деталям. Похоже, над «кабинетами» трудились лучшие краснодеревщики: срезы фанерных стенок, грани и поверхности отшлифованы идеально, натуральный шпон подобран по фактуре и выглядит дорого, эмаль и лак нанесены безупречно. Даже пылезащитные сетки на магнитном креплении подогнаны так, что становятся на свои места с миллиметровой точностью.

В Arslab всегда принимали беспрецедентные меры и для внутренней обработки корпусов АС. On Air в этом плане, пожалуй, сегодня лучшие в линейке. К полному набору из внутренних силовых распорок из МДФ и основательному вибродемпфированию битумными листами в сочетании со специальным звукопоглощающим поролоном добавились «сэндвичи» – лицевые и задняя стенки у этой модели изготавливаются по более сложной методике, с применением полимерной прослойки.

К слову, именно корпуса, – как правило, самые дорогие «детали» АС. Но в случае с On Air пропорция иная, потому что вся начинка подобрана по высшему разряду. 30-миллиметровый мягкокупольный твитер с фирменным для Morel коротким рупором, конечно, похож на тот, что мы видели ранее в моделях Old School, но для этой модели отобрана дорогая разновидность с наиболее точными характеристиками и с фланцем под шесть крепежных винтов. Среднечастотный диапазон отдан также породистой 130-миллиметровой головке SEAS серии Excel – с неподвижной фазовыравнивающей пулей и диффузором из плетеного полипропилена CURV (такая мембрана обладает требуемой жесткостью и легкостью, но не имеет собственного выраженного резонанса). Басовый 20-сантиметровый драйвер новый – диффузор сделан из прессованной бумаги, но вместо мягкого центрального колпачка также установлена «пуля» (производится динамик на Wavecor по спецзаказу).

О хай-энднком классе АС можно судить еще и по задней терминальной панели, которая выполнена на отдельном основании и несет на себе пару одних из самых дорогих клемм WBT Nextgen 0705 CU (у них особая цельная конструкция с коротким путём сигнала, что позволяет свести к минимуму потери на контактных переходах, а также емкостную, и индуктивную составляющую). Про кроссоверы точной информации нет. Мне сказали, что они сделаны на качественных элементах (катушки Jantzen, конденсаторы Mundorf), размещенных навесным монтажом и соединенных моножилой, но каким порядком и на какой частоте проводится деление полос, является, видимо, секретом разработчика.

Вы уже заметили на фото тумблер без какой-либо маркировки над терминалами? Вот мы и подошли к главному. В правом положении (на «+») он включает дополнительный тыловой твитер в фазе с основным, в левом положении – противофазно. Есть и третье центральное положение, которое отключает установленные на задней панели SEAS с металлическими куполом (он, кстати, работает лишь с 7000 Гц). Такой обращенный от слушателя ВЧ-излучатель иногда встречается в акустических системах других производителей. Он позволяет не только восполнить ту часть звуковой энергии, которая сильнее всего поглощается стенами комнаты прослушивания, чем отчасти решает проблемы неравномерной дисперсии, но также способен улучшить и построение стереофонической сцены. Как? Это вам лучше объяснят специалисты по психоакустике. Если вкратце, то эффект состоит в том, что наш мозг по-разному трактует ранние и поздние отражения – если доля первых слишком велика, то мы с трудом локализуем источник звука – и направление, и дистанцию до него. А вот отклики, что достигают наших ушей с чуть большей задержкой, наоборот помогают нашему слуховом «анализатору» восстановить исходную временную структуру сигнала.

Мне приходилось иметь дело с такими конструкциями, но эффект всегда получался разным, поскольку зависел от расстановки АС и свойств комнаты прослушивая. Сейчас, используя эталонный тракт из компонентов, которые наверняка выдадут нам идеально точный по времени сигнал (мы даже применили внешний мастер-клок для стримера), а также предусмотренные в On Air разные варианты включения «пространственной» пищалки, мы наконец-то разберемся в этом вопросе.

Но сначала послушаем On Air как обычные трехполоски, отключив заднее излучение, и отыщем для них наилучшую геометрию расстановки. С этим проблем не возникает, если использовать подходящие по высоте стойки. Системы ведут себя предсказуемо: при установке недалеко от стены уплотняется бас (с небольшим акцентом на мид-бас), но если чуть-чуть пожертвовать «мясом» и отодвинуть их на метр с лишним, задав стереобазу, равную расстоянию от АС до кресла, то получим и достойный музыкальный баланс, и вполне трехмерную сценуа. На этом варианте и останавливаемся.

Воспроизведение On Air, кстати, не похоже на типично «трехполосное», когда выделены края диапазона, а цельность и четкость в основном диапазоне играет второстепенную роль. По отчетливости микродинамического рисунка новые модели очень похожи на качественные студийные мониторы. Бас без явного инфраниза, зато быстр, избавлен от гулкости и затянутых послезвучий, подкупает эффектным «сухим» панчем. В середине немного выделяется на слух полоса 600 — 1200 Гц, но далее все ровно, гладко и четко. Твитер в своей области отыгрывает очень подробно и нейтрально. Звучание в целом покоряет открытостью, отсутствием привнесенных оттенков и вещественностью виртуальных источников. Стремления украсить звучание здесь нет, но непринужденность в передаче динамических контрастов и полное отсутствие компрессии выражены у On Air так, что звучание воспринимается свободным, выразительным и информативным даже на малых уровнях громкости. А это – верный признак высокого класса. И он подтверждается еще и сценой: локализация определенная, в стереопространстве ничего не гуляет, не смазывается, не прилипает к АС (особенно, если слушать с установленными грилями).

Но это еще цветочки! Включаем тыловой твитер в фазе и удивляемся тому, что произошло. Полагаете, что прибавилось ВЧ? А вот ничуть! Этот режим больше повлиял на то, какими воспринимаются на слух бас и середина. Самые низкие составляющие как будто стали более выпуклыми, ударные – более энергичными, а середина прибавила в прозрачности. Конечно, тональный баланс от включения дополнительной пищалки мог как-то измениться просто от того, что фильтры АС приняли дополнительную нагрузку. Но я уверен, что дело как раз в дополнительных отражениях — именно высокочастотный спектр несёт в себе пространственную информацию. А с ней меняется наше восприятие и основного диапазона. Добавлю, что даже перемены в сцене меня не так впечатлили – да, она стала казаться более широкой и куда объемной на краях, что придавало ей новый масштаб, но я не скажу, что она стала более точной и «визуальной».

При противофазном включении тыльной пищалки эффект примерно тот же, но немного снижается информативность на ВЧ и слегка ослабляется динамика инструментов со звонким или резким спектром. Звучание приобретает воздушно-ватные оттенки, что многих, наверное, насторожит. Зато как улучшается эшелонирование! Сцена получается более компактной в ширину, зато буквально ряд за рядом выстраивается по планам. Также явно усиливается материализация всех кажущихся образов на первом-втором плане и значительно улучшается фокусировка всех точечных удаленных источников.

Не готов утверждать, что оба варианта включения тыльного твитера придали характеру воспроизведение какие-то поразительные черты. Фокус в том, что хотя «пространственный» излучатель в своей полосе ясности-то особо не добавлял, но с ним в комнате создавалась очень комфортная и естественная атмосфера для прослушивания любой музыки. Причем, нельзя однозначно сказать, что режим «в фазе» был, например, хорош для живых концертов, студийных рок-альбомов или акустической музыки, а тот, что «против», подходил для масштабных классических произведений или для джаза. Тут, наверное, зависимость не столько жанровая, сколько техническая и относится он к тому, как в прослушиваемой фонограмме изначально была записана или сведена стерекартина.

Однако каждый раз, когда я возвращался к выключенному состоянию тыльной пищалки, тут же накатывало ощущение, будто я переключался на мониторные наушники – можно было различить больше мелких подробностей в звуке, но вернувшиеся в сцену «признаки одномерности» сильно ослабляли иллюзию живого звучания.

В общем, тыльная пищалка определенно рулит. Особенно такая, как на On Air – с переключателем. Только я бы добавил к настроечным инструментам еще и аттенюатор (+/- 2 дБ), чтобы эту необычную акустику можно было бы идеально точно подстроить под любое помещение. Ведь стены помогают On Air в самом прямом смысле, но каждый раз это будет по-разному.


СИСТЕМА

  • Cетевой проигрыватель/пред Merging+NADAC PL8 с внешним блоком питания PWR
  • Тактовый генератор TEAC CG-10M
  • Усилитель мощности Plinius SB-301 Mk2
  • Кабели:
    • межблочные Analysis Plus Crystal Cooper XLR
    • акустические Analysis Plus Oval 8
    • цифровые USB InAkustik Referenz High Speed USB 2.0 и Oehlbach XXL 80 TOSLink
    • силовые Cold Ray Power Line СU и Supra LoRad CS-EU
    • фильтр питания Powergrip TTAF6 Port Power Bar
  • Стойки Old School S5B

Old School On Air

Производитель: World Audio Distribution (Россия)

Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 40 — 20000 Гц (-3 дБ), 28 — 22000 (-10 дБ) || Чувствительность: 87 дБ || Сопротивление: 8 Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 25 – 150 Вт || Отделка: орех, дуб, черный ясень (боковины), серая или красная эмаль (лицевая панель) || Габариты: 540 х 270 х 425 мм || Масса 1 шт.: 22,7 кг


Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", октябрь 2019 г. www.salonav.com

Этот обзор прочитали 1 842 раза

Поделитесь статьёй:
Обсуждение данного материала
8 ноября 2019, 12:24
Георгий (Гость)
Приветствую! Сделать пищалку сзади это конечно хорошо. Но...расстояние от передней панели (передней пищалки) до задней пищалки очень большое. Необходимо (для точечного источника) это расстояние делать как можно меньше. Нежелательно применять выключатель - меняется импеданс АС. Я, когда делал свои биполярные акустические системы применил овальный корпус. И сзади еще кроме ВЧ средники есть (МТМ схема). По сравнению с обычными АС биполяры звучат необычно. Можно ходить вокруг них, а сцена "держится" на месте. Очень интересное ощущение. Если хотите, то можете приехать в Санкт-Петербург послушать. Приглашаю. С уважением, Георгий.
Написать свой комментарий